Интегрированный урок по технологии и литературному чтению в 3 классе «Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика» Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

муниципального образования города Ноябрьска













Интегрированный урок по технологии и литературному чтению

в 3 классе.

«Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Осень»

















подготовила


Икрянова


Галина Александровна


учитель начальных классов






г. Ноябрьск

2013 год


Аннотация к работе.

Представленная работа – конспект интегрированного урока по технологии и литературному чтению. Форма оформления работы – технологическая карта. Урок рекомендован для учителей начальных классов, работающих по любому УМК в 3 классе.

Целью данного урока является формирование у обучающихся представлений об эмоционально-художественной выразительности изделия и литературного произведения.

В структуре урока прослеживается формирование личностных универсальных действий: умение осознавать свои эмоции; объяснять собственные чувства, ощущения; познавательных ставить учебную задачу, определять важность её выполнения;

коммуникативных универсальных учебных действий договариваться и приходить к общему решению.

Предметные результаты: соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором; самостоятельно читать текст и представлять картины, участвовать в диалоге, устно рисовать словесные картины; составлять план выполнения задания; строить квадрат на прямоугольном листке с помощью линейки, выкладывать мозаику.
































Технологическая карта урока.

Автор


Икрянова Галина Александровна.

Предмет

Технология, литературное чтение.

Класс

3

Тип урока

Интегрированный.

Технология построения урока

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения, творческой деятельности.

Тема урока

«Характер и настроение вещей. Бумажная мозаика»

М.Лермонтова «Осень».

Цель урока



Формирование у обучающихся представлений об эмоционально-художественной выразительности изделия и литературного произведения.

Планируемый результат

Предметные умения:

соотносить прочитанные произведения с их названи

ями и автором; самостоя

тельно читать текст и пред

ставлять картины, участво

вать в диалоге устно рисо

вать словесные картины; составлять план выполне

ния задания; строить квадратна прямоугольном листке с помощью линей, выкладывать мозаику

Личностные УУД: осознавать свои эмоции; объяснять собственные чувства, ощущения.


Регулятивные УУД: определять план выполнения задания, следовать инструкциям при выполнении работы.

Познавательные УУД: ставить учебную задачу, определять важность её выполнения, строить рассуждения, уметь объяс-

нять и анализировать.


Коммуникативные УУД: договариваться, приходить к общему решению.


Организация пространства


Формы работы

Фронтальная, работа в паре, индивидуальная.


Ресурсы

Карточки с отрывками из стихотворений, рваная мозаика, дерево на ватмане без листьев, презентация к уроку, выставка детских рисунков.

Технология изучения.

Этапы

Формируемые и применяе

мые ууд

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.


Организует проверку готовности обучающихся к уроку.

Самостоятельно проверяют рабочее место.

2. Актуали

зация знаний.

























Метапредмет-ные результа

ты.

Коммуникативные ууд- договариваться и приходить к общему реше

нию.

Личностные результаты: осознавать свои эмоции.

Предметные результаты:

соотносить прочитанные произведения с их названиями и автором, осуществлять самопроверку.





1.Организует работу в паре.

На карточке слева записаны отрывки из стихотворений М.Лермонтова, справа заголовки. Учитель предлагает ученикам прочитать задание на карточ

ке, вспомнить правила работы в паре и выполнить задание: соединить стрелка

ми стихотворение с его названием.

1.Играют волны, ветер свищет, «Луна»

И мачта гнётся, и скрипит. «Весна»

2.Когда весной разбитый лёд «Парус»

Рекой взволнованной идёт. «Горные

3.Всё тихо — полная луна вершины»

Блестит меж ветел над прудом.

4.Горные вершины

Спят во тьме ночной.

2.Организует проверку выполнения задания: обучающиеся зачитывают отрывки из стихотворений, называют заголовки.

3. Просит рассмотреть детские рисун

ки, обратить внимание на краски, ис

пользованные для передачи настрое

ния.









Обсуждают в паре задание, соединяют стрелками стихи с заголовками.






Осуществляют само

проверку:

отрывок №1 — «Парус», отрывок №2 — «Весна», отрывок №3 — «Луна»,

отрывок №4 — «Горные вершины».

Рассматривают выстав

ку рисунков.


3. Определение темы урока ли

тератур

ного чте

ния, по

становка учебной задачи.



Метапредметные результа

ты.

Познаватель

ные ууд-

определять учебную зада

чу.



Активизирут обучающихся на опреде

ление темы урока и постановку учеб

ной задачи по вопросам:

-Что объединяет эти стихи?

(тема природы, автор Лермонтов)

-Предположите тему урока литератур

ного чтения.

-Какие задачи предстоит решить на уроке?

Конкретизирует тему и задачи урока литературного чтения:

Слайд

Портрет. М.Ю. Лермонтов «Осень».

Задачи урока: прочитать, проанализи

ровать стихотворение М.Лермонтова «Осень», определить его характер и настроение.




Предполагают, что объединять может тема природы, настроение, один автор;

определяют тему урока

«Стихи М.Ю.Лермон

това»; ставят учебную задачу: читать стихот

ворения Лермонтова, отвечать на вопросы…






4. Анализ стихотворения «Осень»

Личностные

ууд – осознавать и объяснять соб

ственные чув

ства, эмоции, ощущения.

Познаватель

ные ууд – уметь объяснять и анализировать.

Предметные результаты: самостоятель

но читать текст и представлять картины, устно рисовать сло

весные карти

ны, участво

вать в диалоге

Просит обучающихся вспомнить и рассказать интересные факты из жизни Лермонтова?

Обобщает ответы детей.

Лермонтов был гениальным челове

ком. Поэт-гений. Бабушка дала ему прекрасное образование: с детства говорил на двух языках – английском и немецком; играл на фортепиано и на скрипке; великолепно рисовал. С дет

ских лет у него появилась такая черта, как мечтательность, склонность к фан

тазии. Он любил наблюдать за приро

дой, в её образах будущий поэт искал сходство со своими душевными пере

живаниями.

Даёт установку на самостоятельное чтение стихотворения Лермонтова «Осень».

-Когда вы будете читать стихотворение «Осень», постарайтесь представить картину, которую рисует автор. Организует анализ стихотворения:

Какие картины осенней природы вам удалось «увидеть» при чтении?

(картины увядающей осени)

-Какие слова вас заставили задуматься?

-Как понимаете значения этих слов?

Слайд

( пахарь человек, который пашет землю, взрыхляет почву;

поневолепротив своего желания; тусклыймалопрозрачный, мутный, невыразительный)

-Каким вы представляете бор, в кото

ром «поникши ели зелень мрачную хра

нят»?

Слайд

(бор — хвойный лес, растущий на сухой почве)

-Как вы думаете, почему зелень в сти

хотворении показана мрачной?

(она не молода, тёмная, а лиственные деревья стоят голые)

-Как вы понимаете строки «Зверь, отважный, поневоле скрыться где-нибудь спешит»?

(листья опадают, деревья оголяются, кругом всё видно, поэтому и хочется где — нибудь укрыться)

Как вы думаете, какие чувства пере

живал поэт, создавая эту картину при

роды?

— Какое настроение пронизывает

стихотворение М.Ю.Лермонтова? (унылое, печальное, грустное)

— Какие слова говорят об этом? (поникши, мрачную, поневоле, тускл).

— Ваша любима строфа в стихотворе

нии?

— Люди какой профессии помогут нам представить картину описываемого при чтении стихотворения?

(художники — иллюстраторы)

Слайд (картина осени в изображении художника……)

— Какое настроение вызывает у вас эта картина?

Обращает внимание на краски, исполь

зованные в картине.


Рассказывают всё, что кажется наиболее инте

ресным из жизни поэта
















Самостоятельно чита

ют, представляяют кар

тины осени.

Рисуют словесные картины.



Пахарь, поневоле, туск

лый.


Объясняют значение каждого слова, читают на слайдах.



Вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, ориентируясь на собственные пред

ставления, понятия, чувства, эмоции.

















Зачитывают:

(поникши, мрачную, поневоле, тускл).



Художники.



Рассматривают картину.

Делятся личными эмоциями.



5. Постановка учеб

ной зада

чи к уро

ку техно

логии











Обсуждение пла

на рабо

ты.

Метапредметные результа

ты. Познаватель

ные ууд – ставить учеб

ную задачу, определять важность её выполнения.








Предметные результаты: составлять план выполне

ния задания.

Подводит к определению темы и учеб

ной задачи урока технологии через вопрос:

-Объясните, как по-другому можно показать характер и настроение осени?

Конкретизирует предположения детей

Слайд

Тема. Характер и настроение. Бумажная мозаика.

Задачи: изобразить осеннее дерево (на листе ватмана), используя бумажную мозаику.

-Объясните, почему важно соблюдать правила выбранной техники?

Обобщает ответы обучающихся:

-Это важно для того, чтобы созданный образ осени был понятным, интерес

ным, оригинальным, передавал наст

роение.

-Предложите план выполнения мозаики…

Слайд (с планом работы)

1.Заготовь квадрат из листа белой бумаги 100 х 100

2.Согни квадрат пополам.

3.Из левого верхнего угла в левый нижний угол проведи полуовал. 4.Вырежи лист, соблюдая ТБ при работе ножницами.

5.Выложи мозаику, соблюдая технику.

6.Оцени свою работу по критериям: правильность, аккуратность, ориги

нальность.

7.Прикрепи лист к дереву.

8.Наведи порядок, помоги другому.




Высказывают предпо

ложения- не красками, а другими материала

ми.








Объясняют значимость соблюдения правила выполнения мозаики: чтобы передать красо

ту изделия



Предлагают план действий,


читают план, предло

женный учителем.


6. Твор

ческая деятель

ность

Предметные результаты: строить прямо

угольник с по

мощью линей

ки, выполнять практическую работу по пла

ну.

Организует самостоятельную работу обучающихся по данному плану, обращает внимание на необходимость соблюдения техники безопасности.

Во время самостоятельной работы вывешивает ватман с изображением дерева без листьев, оказывает индиви

дуальную помощь обучающимся.


Самостоятельно выполняют мозаику, соблюдая правила безопасной работы ножницами, прикре

пляют листочки к дере

ву, при необходимос

ти помогают другому.

7.Итог урока. Рефлек

сия.

Личностные ууд – осознавать и объяснять соб

ственные чув

ства, эмоции, ощущения.


Подводит итог урока.

-Вспомните характер и настроение сти

хотворения «Осень».

-А характер и настроение осеннего дерева?

-Какие цвета преобладают?

-Объясните, с чем связана разница настроений?

Обобщает ответы детей.

-Общий эмоциональный фон стихотво-

рения грустный, возникает чувство

потери чего-то. Но Лермонтов – поэт, который видел мир ярким и полным движения. Вот и в этом небольшом произведении присутствует яркая цве-

товая гамма: сочетание жёлтого, зеле-

ного, серебряного. Глаголы здесь созда

ют впечатление осеннего ветра, свежес

ти.

Предлагает оценить своё впечатление от урока



Участвуют в подведе

нии итога урока:

— грустное, печальное, тоскливое;

— дерево весёлое, яркое;

— жёлтый, красный, зёлёный;

Объясняют разницу настроений.











Оценивают своё впечатление от урока.


Свежие документы:  Конспект занятия "Осень, осень золотая..."


Список использованной литературы

1. Н.М.Конышева Наш рукотворный мир. Методические рекомендации к учебнику и рабочей тетради по технологии «Ассоциация XXI век» 2010

2.О.В.Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы «Ассоциация XXI век» 2010

3. https://otvet.mail.ru/guestion/55078519











Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: