Интегрированный урок технологии и изобразительного искусства.
Тема урока: «Весёлые узелки»
Цели:
Образовательные:
расширить кругозор детей в области изучения плетения;
формировать конструктивные навыки и умения;
познакомить учащихся с разновидностью узлов;
учить выполнять простые узлы;
закрепить знания терминологии.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
развивать творческое воображение и внимание;
формирование коммуникативной культуры личности.
Воспитательные:
прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
воспитывать художественный вкус на основе изучения народных ремёсел;
формировать умение трудиться и творить;
побуждать учащихся к осознанному выбору профессии.
Оборудование для учащихся: эскизы для панно, английские булавки, мочало. веревки, ножницы.
Оформление класса: выставки работ учащихся, стенд для панно.
Новые понятия: дизайн, дизайнер, коллаж.
Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, история, литература.
Тип урока: проверка и коррекция знаний и умений.
Форма проведения: творческая мастерская.
Используемые методы: метод игровой драматургии, элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый.
Учитель ИЗО: — «Дела давно минувших дней,
Преданье старины глубокой,
Мы возвращаемся к истокам,
Храним их в памяти своей».
Обращение к истокам необходимо, в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д. Ушинского «не быть иностранцем посреди своей родины». Нельзя ощущать себя носителем той или иной национальной традиции, не ознакомившись с такими важными обстоятельствами жизни народа, как его происхождение, история, основные трудовые занятия, обычаи, обряды, декоративно-прикладное искусство.
Учитель технологии: —Декоративно-прикладное искусство – самое древнее искусство. Оно возникло ещё в первобытные времена. И В то же время оно молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, в быту. Мы продолжаем знакомиться с народным искусством. Тема нашего занятия «Панно «Веселое плетение». В мастерской у Марины Анатольевны девочки плели из мочала, а в нашей мастерской мы познакомились с искусством макраме. И наша с вами сегодня цель создать панно используя эти детали.
Учитель ИЗО: — Чтобы все наши задумки осуществились и работа была удачной, у нас на занятии присутствует образ святой Праскевы – покровительницы рукоделия. И сейчас девочки из поисковой группы расскажут нам об этой иконе.
Выступления учащихся: 1. С ранних лет Параскева отличалась красотой телесной и душевной благонравием и кротостью. И у окружающих она заслужила репутацию мудрой «прекрасной девы». Имеющиеся в своем распоряжении средвтва девица, несмотря на юный возраст, расходовала на помощь нагим и голодным. Щедрую милость Параскева всегда раздавала с именем Иисуса Христа. Но у Параскевы было много врагов и завистников, тех, кто не хотел уверовать в Господа Бога.
2. Язычники схватили девушку, жестоко её избили и заточили в темницу, чтобы предать неправедному суду. Они хотели, чтобы она отказалась верить в Бога. На все угрозы Параскева выражала свое презрение. Тогда она была подвержена жестоким пыткам. Её тело рвали железными когтями, палили свечами, но палачи не услышали из девичьих уст ни стона, ни просьбы о пощаде. Лишь в сердце своем, чувствуя, что мучения становятся нестерпимыми, она просила Господа об избавлении от истязателей. Он прикоснулся к свечам, и воспылал огонь великий, истребивший многих беззаконных. Произошло это на глазах у множества собравшегося народа. Христиане ещё более укрепились в вере своей.
3. Параскева была казнена. Память святой мученицы Параскевы православные празднуют 10 ноября. Её житие являет собой пример беззаветной веры и преданности.
Учитель ИЗО: Человек издавна стремился украсить своё жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. Из самых простых материалов создавал он истинную красоту, настоящие произведения искусства. Сегодня у нас с вами есть удивительная возможность побывать в крестьянской избе и приоткрыть бабушкин сундук. Мы постараемся приблизиться к старине. А помогут нам в этом девушки-мастерицы.
(Рассказ по выставке.)
Учитель технологии: В наших мастерских мы уже познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства (вышивка, макраме, вязание крючком, лоскутная техника). Всему этому научиться было несложно. Нужны были только ваша фантазия, желание и смелость для осуществления мечтаний.
(Экскурсия по выставке современных работ учащихся.)
Учитель ИЗО: Итак, приступаем к работе над панно. Вначале с Мариной Евгеньевной мы проанализировали все эскизы и выбрали самый удачный, т.к. здесь были учтены все приемы композиции. Скажите мне, что вы понимаете под словом «композиция»? (Расположение предметов и объектов на листе бумаги.) Обратите внимание, какие образы мы будем использовать для нашего панно: птицы, женская фигура , лошади, дерево, солнце, цветы. Что символизировали данные образы на Руси? Это мы узнаем у девочек в мастерских.
СОЛНЦЕ – издавна почиталось всеми народами. Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища.
ЖЕНСКАЯ ФИГУРА – это божество, выражавшее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: Макошь, великая богиня земли.
КОНЬ – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столько же необходим крестьянам, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь образ солнца.
ПТИЦА – в давние времена люди верили, что птицы прогоняют своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло. Птицы символизировали свет, тепло.
ЦВЕТЫ – символ жизни, весны, продолжение жизни.
Учитель технологии: Чтобы стильно и современно украсить свой дом, совсем не нужно тратить большие деньги. И сегодня мы в этом с вами убедимся еще раз. В нашей работе используются самые простые и доступные материалы, которые найдутся в каждом доме (нитки, ткань, веревка). Давайте с вами вспомним, как мы делали заготовки для нашего панно.
(Дети рассказывают, как и из чего делали свои изделия.)
Прежде чем начать крепить изделия на панно вспомним правила техники безопасности.
(Ответы детей.)
Учитель ИЗО: У доски делаем оформление панно с помощью английских булавок. В каком стиле сделано это панно? (Ответы детей – стиль кантри.) Стиль кантри несет в себе отпечаток деревенского уклада.
Учитель технологии: А сейчас у нас «заморочки из бочки» — вопросы по пройденному материалу.
Учитель ИЗО: Девочки, я хочу рассказать вам одну притчу, как красота искусства совершила настоящее чудо. Было это много лет тому назад в глухой деревеньке, когда еще не было ни телевизоров, ни видеомагнитофонов, ни кинотеатров. Люди жили просто, но достойно. В этой деревеньке жила семья: у отца с матерью была одна дочка, в которой они души не чаяли. Но случилась беда: тяжело заболела девочка, и никто не мог ей помочь. В то время дети часто болели и умирали, ведь не было в глухих деревушках врачей, да и лекарств тоже. Лечились народными средствами.
Может тебе что-нибудь хочется? — спросил ее отец. «Ты скажи, я все для тебя сделаю».
Сделай мне живую птичку.
Изо всех сил старался отец, и вот, наконец, его руки свершили чудо, птичка была совсем как живая. Нельзя и догадаться, что это когда-то была просто деревяшка. Игрушку подвесили над кроватью, и девочка так ей радовалась. Что вскоре выздоровела. Тогда это было настоящим чудом. Сейчас ученые объясняют такой факт тем, что когда человек переживает во время болезни, сильные эмоции в организм выбрасывается избыток адреналина, что и сжигает болезнь. Можно просто сказать, что волшебство человеческих рук совершает настоящее чудо. А все искусство создано руками людей обладает невероятной силой воздействия на разум, эмоции, людское подсознание.
Учитель технологии: Хочется верить, что где бы вам не пришлось работать в будущем, какую бы профессию вы не избрали, ваш досуг всегда будет занят интересным и полезным делом. Не исключено, что для кого-то из вас эти занятия станут началом дороги, ведущей в профессиональное искусство.