Конспект интегрированного урока по швейному делу и математике в 5 классе: «Раскрой салфетки»

Шарьинская специальная коррекционная школа- интернат 8 вида.


Интегрированный урок

по швейному делу и математике

в 5 классе




Учителя:

Зотикова С. А.,

Баданина Т. Н.


Г. Шарья

2009-2010 уч.год


Тема: Раскрой салфетки


Цель урока: Подготовить ткань к раскрою. Выполнить раскрой салфетки.


Задачи:

Дидактические:

— научить учащихся правильно располагать детали выкройки на ткани и выкраивать салфетку;

— развивать навыки использования измерительных инструментов;

— систематизировать ранее изученные ЗУН, полученные при измерении мерами длины.

Коррекционные:

— Развивать и корригировать внимание, логическое мышление, мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные:

— Развивать трудовые и эстетические качества личности, формировать эмоционально-волевую сферу.


Методы и формы проведения:

— урок интегрированный, комбинированный;

— беседа по теме;

— словарная работа;

— индивидуальные коррекционные задания по швейному делу;

— индивидуальные коррекционные задания по математике;

— физкульминутка;

— самостоятельная работа под контролем учителя.

Межпредметные связи:

— математика;

— развитие речи;

— черчение.

Оборудование:

— выкройки, ткань;

— ножницы;

— булавки;

— карандаши, линейки, угольники

Наглядность:

— Образцы салфеток;

— образцы хлопчатобумажных и льняных тканей;

— план изготовления изделия;

— инструкционно-технологическая карта «Раскрой салфетки»;

— раскладка выкройки на ткани;

— новые слова: (выкройка, крой, припуск, изделие)

— карточки по швейному делу;

— карточки по математике;

— кроссворд с мерами длин;

— стенд с мерами длин;

— лоскут ткани, выкройки.

.








Деятельность учителя


Дельность учеников

I

Орг. Момент. Релаксация.

— Ребята, разве любы нам хмурые лица,

или чья-то сердитая речь?

Вы улыбкой умейте делиться

И ответную искру зажечь.

(Давайте улыбнемся друг другу)…




Подготовились к уроку, улыбнулись друг другу.


II

Повторение:

  • Какое изделии мы с вами будем выполнять?


  • А какие салфетки вы знаете?


  • А какую салфетку мы будем выполнять?


— Да, сегодня в магазинах можно выбрать салфетки на любой вкус, но красивые и современные они не станут ценнее, чем салфетка, изготовленная своими руками.

И я уверена, что выполненные вами салфетки принесут радость и вам и вашим близким.







  • А где применяются салфетки?



  • Какие ткани можно использовать для изготовления салфетки?










  • Разложите по образцам ткани соответствующие им названия льняных и х/б тканей.


  • План изготовления изделия



— Посмотрите на план изготовлении и скажите, какой этап работы мы уже выполнили?


— Значит предстоит нам сегодня что выполнить?





— Мы будем выполнять салфетку.


Показывает и называет:


— полотняные,

— вязаные.

— бумажные,

— тефлоновые,

— плетеные.










— Мы будем выполнять полотняную салфетку.



Показ салфеток, выполненных на уроках учащимися.







— Салфетки применяются для сервировки стола, украшения жилища, салфетками можно закрывать фрукты и хлеб и т.д.
















— Хлопчатобумажные ткани, лен.

Определяет ткани на ощупь.

























Раскладывает ученица

Названия тканей по карточкам с образцами:

— гладкокрашеные;

— суровые;

— отбеленные;

— с рисунком.






























— Мы выполнили подготовку выкройки к раскрою.

— Сегодня мы выполним раскрой салфетки.

III

Сообщение темы и цели урока:


Запись темы в тетрадь

IV

Работа с новыми словами:

— Девочки, а сколько деталей имеет салфетка?


— А какую мерку имеет салфетка?

И как она называется?


— Что мы с вами строили, зная мерку длины салфетки?


— А что мы получаем, когда вырезаем построенный чертеж по контуру?


— А как называется вырезанная из ткани деталь?



— И что мы получаем после обработки срезов?



— Как называется прибавка для обработки срезов?




— Посмотрите и определите, правильно ли я показала порядок получения изделия?

Чертеж — крой – выкройка — изделие






— Салфетка имеет одну деталь.

— Ди = 30см

Длина изделия.


— Мы строили чертеж.


— Мы получаем выкройку.

— Вырезанная из ткани деталь называется крой.

— Получаем изделие.


— прибавка для обработки срезов называется припуск.



Ученица

исправляет ошибки:

Чертеж – выкройка – крой — изделие

V

Ра бота с карточками








Учащиеся отвечают по карточкам, выбирают правильные ответы из предлагаемых.

Математика

— Девочки, к нам на урок сегодня пришла хранительница математики. Она хочет убедиться в том, что вы справитесь с изготовлением салфетки, ведь оно тесно связано с математикой и не допускает неточность ни в расчетах, ни в построении чертежа.


VI

Кроссворд.

— Чтобы правильно и четко выполнить раскрой салфетки, повторим единицы длины. А для этого нам необходимо разгадать кроссворд.

  1. Единица длины, удобная для измерения расстояния между городами.

  2. Единица длины, применяемая для построения отрезков.

  3. Единица длины, равная 10 см.

  4. Самая маленькая единица длины.

— Если вы правильно написали слова, то в выделенных клетках прочитаете название еще одной единицы измерения длины.






1

к

и

л

о

м

е

т

р



2

с

а

н

т

и

м

е

т

р




3

д

е

ц

и

м

е

т

р


4

м

и

л

л

и

м

е

т

р




— Итак, перечислите единицы измерения длины, начиная с наименьшей.

— скажите, сколько в 1 м сантиметров?

— Сколько в 2 м сантиметров?

(обьяснить)








1.- километр

2.- сантиметр

3.– дециметр

4. – миллиметр


— метр









— миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр.

— В 1 м -100 см

— в 2 м -200 см

Чтобы узнать это, нужно 100 умножить на 2.

VII









VIII

Работа с карточками

Найдите на карточке прямые углы. (какими буквами обозначены прямые углы, докажите и проверьте с помощью прямоугольника)



Работа с геометрическими фигурами.

Загадка:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Что это? О какой геометрической фигуре идет речь?


— С помощью, каких инструментов проверяют стороны квадрата и углы?


Практическое задание:

— Построить прямой угол на доске.









— прямые углы B, D

Проверяют угольником.






















— Квадрат.




— С помощью линейки и угольника.


— Ученица строит прямой угол на доске с помощью линейки и угольника.

IX






































X











Расчет ткани

— В нашу мастерскую поступил заказ на изготовление салфеток для кабинета домоводства (СБО).

-У нас имеется ткань шириной 1м и длиной 1 м. Необходимо рассчитать, сколько мы можем раскроить салфеток, имея кусок ткани такого размера, если длина салфетки 30 см.


— Как узнать, сколько салфеток можно раскроить из этой ткани?


— Сколько ткани останется после раскроя?

Объяснить.

— Надеюсь, что сейчас вы справитесь с практическим заданием и выполните раскрой салфетки без ошибок.


Швейное дело.

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами сходим в магазин за тканью.

— Идем в магазин – ходьба на месте.

— Заглянули в один отдел – не то, в другой отдел – не то, в третий – посуда, в четвертый – телевизоры.. — (повороты головы, наклоны туловища).

— Не можем найти, что за магазин?

(пожали плечами).

— Тут еще шнурок развязался, другой…-(Наклоны вперед).

— Наконец-то нашли!

— Подбираем ткань на ощупь…- (щупаем).

Расплатились за ткань… и пошли домой.



— Ученица раскладывает 3 выкройки салфеток по ширине и 3 выкройки по длине ткани.



— Нужно 3 умножить на 3 и получим 9 салфеток


— После раскроя останется 10 см, так как 100см –90см=10см.
























Все выполняют упражнения

XI

Инструктаж.

Раскрой салфетки.


.

Подготовка ткани к раскрою .


— Карточки на определение лицевой и изнаночной сторон.



— Как определить направление долевой нити на ткани?


— Зачем ткань перед раскроем нужно проутюжить по долевой нити, с увлажнением?







— У меня на образце выполнена раскладка выкроек салфеток на ткани. Правильно ли я ее сделала и в чем моя ошибка?


Требования к качеству работы:

— Срезы кроя ровные;

— углы прямые.






















Повторить план


Одна ученица читает план, а другие работают по карточкам и у доски.






















Учащиеся

определяют по карточкам (образцам) признаки лицевой и изнаночной сторон.


— С лицевой стороны ткань более яркая, а с изнаночной – матовая;

— У гладкокрашенных тканей нет лицевой или изнаночной сторон.







— Ткань не тянется по долевой нити.

— Потому что ткань может дать усадку после увлажнения, и салфетка потеряет свою форму.













Ученица исправляет ошибки, выполняет раскладку правильно, с учетом экономии ткани.











XII

Техника безопасности :

Загадка про ножницы

Карточка по т.б.

— Какую ошибку допустил Шарик?

— Как правильно пользоваться булавками?о



— Шарик передает ножницы открытыми лезвиями, а нужно передавать кольцами вперед, и закрывать лезвия ножниц.

После работы нужно прибрать ножницы в специально отведенное место.


— Вкалывать булавки острыми концами справа налево, или от работающего, чтобы предохранить руки от уколов.

XIII

Практическая работа:

Раскладка выкройки на ткани.

Раскрой.






-Учащиеся самостоятельно выполняют раскладку выкройки, прикалывают булавки, обводят выкройку, вырезают деталь из ткани.

XIV

Анализ выполненной работы.

Подведение итогов.

Отметить активность учащихся на уроке, положительное отношение к практическому заданию, настроить отстающих на более внимательное выполнение и исправление ошибок.


— Учащиеся проверяют крой у соседа по парте, оценивают работу по требованиям к качеству работы.




Свежие документы:  Курсовая работа по теме: «Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной деятельности школьников среднего звена»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: