Конспект открытого урока по швейному делу в 5 классе «Как ткани ткут и нити прядут»

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4











Конспект открытого урока

по швейному делу в 5 классе








«Как ткани ткут и нити прядут»
















Подготовила и провела: Харчикова Н.В.








2014г.






ТЕМА. Как ткани ткут и нити прядут.

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со свойствами льняных и хлопчатобумажных тканей.

ЗАДАЧИ:

Обучающие. Учить классифицировать волокна растительного и животного происхождения; дать начальное представление о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения; учиться различать нить основы и утка.

Коррекционно-развивающие. Коррекция и развитие логического и творческого мышления, внимания, восприятия, устной речи, памяти, мелкой моторики рук.

Воспитывающие. Воспитывать гармонически развитую личность, эстетическое отношение к предметам труда.

ТИП урока: комбинированный.

МЕТОДЫ: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, словесный.

Оборудование: ассортимент тканей, вата, лупы, классификация текстильных волокон, карточки-задания, игры- задания, презентация к интерактивной доске. Экспонаты из музея: веретено, челнок, коврик.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент.

Проверка явки учащихся и готовности к уроку. Доклад дежурного. Настрой на урок.

Стих.

Сто вопросов, сто ответов

В них найдём мы сто секретов.

Все секреты мы узнаем,

Если в сказке побываем.


-Сегодня мы с вами побываем в сказочном городе «Ткани». Каждый житель этого города знает о ткани всё и умеет ткать полотно. А экскурсию, поэтому удивительному городу проведу для вас я. Ткань, чтобы стать тканью, проходит очень длинный путь, который мы вместе с вами попробуем, сегодня проследить.


2.Сообщение темы.

Посмотрите на доску, прочтите тему урока, подумайте и скажите: что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? ( Сегодня мы с вами узнаем, как прядут нити и как потом из этих нитей получается ткань.)

-Правильно. Вы даже сами поучитесь ткать, а сейчас возьмите в руки образцы тканей, лежащих на вашем столе. Рассмотрите их внимательно, потрогайте, помните, погладьте.

3. Изучение нового материала.

-Что вы можете сказать об этих тканях? (Они разные)

-А почему ткани разные? (Они сотканы из разных нитей)

-И нити состоят из волокон. (Работа с таблицей натуральные волокна -одна группа на интерактивной доске, другая группа с карточками)

Что по вашему мнению означает слово натуральные? ( значит существует в природе)

-По происхождению натуральные волокна бывают……какие? (растительные и животные).

— Теперь разберемся , какие волокна относятся к волокнам растительного происхождения, а какие волокна животного происхождения?

-Сверим с моей таблицей. Натуральные волокна бывают животного и растительного происхождения. Волокна животного происхождения – шерстяные и шелковые, а волокна растительного происхождения – льняные и хлопковые.

Свежие документы:  Контрольная работа по предмету «Основы материаловедения» III четверть 6 класс

— Посмотрите, как выглядит хлопок. На что он похож? А это лен. На что он похож?

Из хлопка и льна, после обработки ткут льняные и хлопчатобумажные ткани.

Сравнительная характеристика.


— Если лен растет в северных областях России, то хлопок на юге. Почему?

Лен –растение длинного дня, хлопок – короткого дня, растет долго.

-Если лен растет отдельными стебельками, то хлопок растет кустиком. Это однолетнее растение.

-Сырьем для ниток у льна является стебель, а у хлопка коробочка.

-У льна коробочка маленькая; в ней находятся маленькие, мелкие блестящие, скользкие, хрупкие семена.

-У хлопка коробочка крупная, большая, с ватой, внутри которой находятся крупные, твердые, жесткие, мохнатые, пушистые семена. Этот пух и используют (вата).

-Нитки хлопка толще, а изо льна – тоньше.

Дети делают сравнение.

Эти растения не похожи друг на друга, но из них делают ткань, вот это их и объединяет.


ЗАДАНИЕ. Из ваты скрутить нить.

-Возьмите кусочек ваты, и скручивайте пальцами, при этом немного растягивайте.

-Что получилось? Нить. Не очень ровная, толстая, но настоящая х/б нить. Ведь вата это хлопок. А знаете, чем вы сейчас занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением. На прядильной фабрике все происходит быстрее, чем вы сейчас делали. Раньше пряли только вручную на прялках , пользуясь веретеном.(Демонстрация веретена)

— Помните сказку А.С.Пушкина «Три девицы под окном пряли пряжу вечерком»?

-Есть ещё упоминание о пряже в другой сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» Под окно за пряжу села

Ждать хозяев….

— К.Д. Ушинский написал рассказ «Как рубашка в поле выросла», мы её прочитали. Теперь девочкам легче отгадывать загадки будет.

Демонстрация книг.

-После прядильной фабрики пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках ткут ткань.


Исследовательская деятельность.

-У вас на столах лежат лупы (увеличительное стекло) рассмотрите образцы тканей. (через лупу рассматривают переплетение ниток, сравнивают)

— Теперь понятно, почему нити в тканях так крепко держаться друг за друга.

-Кто же их переплел? (Ну, конечно же, ткацкий станок) Демонстрация станка.

-Возьмите в руки ткань и растяните в разные стороны. Одинаково тянется ткань в разные стороны или нет? Как вы думаете почему?


ЗАДАНИЕ. Изготовление образца ткани полотняного переплетения.

Дети определяют нити основы и утка.



4. Физминутка.

Я вам читаю загадки. Только отгадку вы будите говорить не словами, движением. Например: если отгадка хлопок , то вам нужно показать, как растет и раскрывается хлопковая коробочка, если отгадка лен, то показать, как на ветру колышется стебелек льна.

Свежие документы:  Рабочая программа по технологии для обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ

Пушист, да не пух. И бел, да не снег. На поле растет, замечательный мех. (Хлопок)

Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. (Лён)

На стеблях белеют чашки, в них нитки и рубашки. (Хлопок))

Били меня, колотили, во все чины производили. На престол с царем производили. (Лён)


-Все в нашей жизни имеет отношение к истории. История возникновения тканей тоже очень интересна.

При раскопках древнеегипетских гробниц нашли кусочки ткани из льна. Причем пряжа была такой тонкой, что нить длиной 240 метров весила всего 2 грамма.


Ткани из хлопка впервые стали ткать в Индии. А в 4 и 5 веке в Европу стали привозить красивые шелковые ткани. Один килограмм шелка стоил 1кг золота.

— Что тяжелее : 1кг шелка или 1кг золота?

-. Смотрим видео о получении ткани.


5. Закрепление.


-А теперь предлагаю вам разделиться на группы. Каждая группа получит задание. За каждое правильное выполненное задание группа получит катушку ниток. Группа, собравшая большее количество катушек является победителем.


Задание 1. Разложите последовательно слова.

Семя—Растение—Волокно—Пряжа—Ткань—Изделие.

Задание 2.

Найти в сетке 6 слов: НИТКА , ВОЛОКНО, ХЛОПОК, ПРЯЖА , ТКАНЬ, ЛЁН

Задание 3.

-Найди лишнее слово: нитки- игла- ткань- тесьма- лента


Задание 4. Составьте известные пословицы.

Каков лен, такова и пряжа.

Где труд, там хлопковые плантации растут.


Награждение победителей.


— Жители сказочного города «Ткани» приглашают всех к себе в гости.

6. Итог урока.

-Вот, ребята, мы и побывали в удивительном сказочном городе «Ткани». Вы узнали, какой путь проходит волокно, прежде чем стать одеждой.

-Все работали хорошо. Молодцы!

-Выставление оценок.


Рефлексия: ученики выбирают по своему настроению цветной кружок.

Желтый- отличное;

Оранжевый- хорошее;

Фиолетовый- плохое;

Синий- грустное.




Приложение 1






Приложение 2



Задание 1. Разложите последовательно слова.


Волокно –пряжа—семя—ткань—растение—изделие.


Задание 2.

Найти в сетке 6 слов: НИТКА , ВОЛОКНО, ХЛОПОК, ПРЯЖА , ТКАНЬ, ЛЁН



н

и

т

к

а

ш

в

о

л

о

к

н

х

л

о

п

т

о

с

е

н

о

к

я

п

р

я

ж

а

р

ц

ю

к

а

н

ь



Задание 3.

-Найди лишнее слово: нитки- игла ткань- тесьма- лента



Задание 4. Составьте известные пословицы.


Каков лён,

там хлопковые плантации.

Где труд,

такова и пряжа.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: