Тема. Посуда. « Подарок для Мухи». Технология 1-2 кл.
Цель:
познакомить учащихся с видами посуды;
познакомить с таким видом гостеприимства, как чаепитие;
научить правильно, сервировать стол к чаю;
формировать навык правильного поведения за столом;
помочь учащимся освоить основные понятия (посуда, сервировка, этикет, сервиз, композиция);
учить использовать пластический способ лепки (лепка из целого куска).
Планируемые результаты:
предметные (под руководством учителя):
— создавать разные изделия на основе одной технологии;
— использовать свойства пластилина в декорировании изделий;
— применять правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз».
метапредметные:
регулятивные (под руководством учителя):
— использовать умение работать над проектом (постановка цели, составление плана изготовления изделия по слайдам, распределение ролей, анализ качества изготовления изделия);
познавательные (под руководством учителя):
— осваивать алгоритм выполнения изделия на основе использования пластического способа лепки (из целого куска пластилина), применяя приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, вдавливание при лепке изделия);
— анализировать форму, цвет и размер реальных объектов и учитывать при изготовлении изделий;
— соблюдать правила работы с пластилином в практической работе;
коммуникативные:
— слушать собеседника;
— излагать свое мнение;
— осуществлять совместную практическую деятельность;
личностные:
— стремиться к творческой самореализации:
— ценить труд;
— осмыслять этические и эстетические нормы;
— бережно относиться к бытовым предметам.
Ресурсы и оборудование:
— электронное приложение: «Чайный сервиз»;
— демонстрационные материалы и оборудование: карточки с изображением предметов сервиза для игры;
— презентация: «Классификация посуды», «Виды посуды»;
— сервированный стол для чаепития
— материалы, инструменты, приспособления для выполнения задания:
◦ пластилин; ◦ дощечка; ◦ стека;
◦ тряпочка; ◦ клеёнка.
Ход урока:
1. Актуализация знаний и умений учащегося.
Мотивация к учебной деятельности.
— Поприветствуем гостей.
УЧИТЕЛЬ:
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем.
Он от недуга исцеляет и усталость прогоняет.
Силы новые дает и друзей за стол зовёт.
— Кто любит чай? ( ответы детей).
2. Введение в тему:
Послушайте загадки и определите , что мы будем делать на уроке и какова будет наша цель?
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
2. По моей тарелке
Лодочка плывет
Лодочку с едою отправляю в рот
(Ложка)
3. Чайника подружка
Имеет два ушка
Варит кашу, суп для Юли
И зовут её — . . .
(Кастрюля)
4. Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
(Терка)
▬ Каким, одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
3. Сообщение темы, постановка учебной задачи.
— Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чём мы будем говорить на уроке?
Попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.
— Сегодня тема нашего урока: Посуда.
4. Актуализация опорных знаний.
— Что такое посуда? ( Это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу)
Слайд 1.
Ученик.
Муха-муха Цокотуха позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла, муха денежку нашла,
Пошла Муха на базар и купила самовар.
-Зачем ей нужен самовар?
— Как называется это мероприятие? (чаепитие)
-Что вы можете сказать про чаепитие Когда устраивают чаепитие?
Ученик. Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки с молоком и крендельком.
Учитель. Они пили из разной посуды. А как называется одинаковая посуда для чаепития? (Сервиз) Слайд 2.
Дайте определение понятию сервиз.
(Сервиз — это полный набор чайной или столовой посуды на определенное количество человек)
Учитель. А вспомните, гости у Мухи пили чай из разной посуды. Какой подарок можно подарить Мухе? (чайный сервиз)
▬ Какова же цель нашего урока?
(Изготовить посуду для чаепития – чайный сервиз)
-Как можем назвать наш проект? («Подарок для Мухи).
Учитель. Это будет проектной коллективной работой. Какую чайную посуду вы знаете?Проект наш включает в себя изготовление следующих предметов:
— чайник;
— сахарница;
— блюдце;
— чашка.
5. Изучение теоретического материала.
Но прежде, чем приступить к работе над сервизом мы с вами должны еще поработать, поразмыслить над следующим:
вы сидите по 3 человек – по группам и сейчас каждая группа получит задание, которое вы будете выполнять вместе, а потом поделитесь знаниями с ребятами из других групп.
!!! А каковы правила работы в группе?
КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.
1 гр. Постарается рассказать нам из каких материалов делают чайные сервизы?
2 гр. Собирает сервиз чайный. И расскажет, какая посуда входит в чайный сервиз, в чем особенность оформления сервиза.
3 гр. С помощью толкового словаря, выяснит что такое этикет? Попробует составить правила проведения за столом при чаепитии. И расскажет нам – важно ли это для нас, в нашей жизни?
4 гр. Начнет разрабатывать ответы на вопросы Юного технолога, т.е. подготовит нам план нашей практической работы, используя толковый словарь и композицию.
Итак, кто у нас готов рассказать другим ребятам о своем задании?
Изучение теоретического материала. Показ слайдов.
Стихотворение о чае.
Если хворь с кем приключиться –
Чаем можно полечиться
Чай всех снадобий полезней –
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг.
– А вы, ребята, любите пить чай?
— А какой символ именно русского гостеприимства вы увидели? (Самовар)
-В наши дни, как в старину, празднично накрытый стол с кипящим самоваром символизирует русское гостеприимство. Слайд.
— У кого дома или на даче есть самовар, и кто участвовал в чаепитии?
— В каких еще странах, кроме России любят пить чай? Где это добрая традиция?
— Китай, Япония, Англия. Китайцы и японцы пьют зелёный чай, англичане — чёрный, индийский чай с молоком или сливками.
— Молодцы.
Физминутка.
— Про чай говорят: «Чай не пил, – какая сила? Чай попил – совсем ослаб».
Физ. упражнения.
Работа над проектом. Анализ проектной деятельности. Планирование работы.
План проекта.
Рассмотрим, что входит в чайный сервиз . Слайд.
— чашка (несколько);
— чайник;
— сахарница;
— блюдце – можно добавить = кол-ву чашек.
Вы уже разбились на группы и в процессе работы договорились кто, что будет делать и кто кому поможет.
Итак: группа № 5 – вы разработали ответы на вопросы Юного технолога? (Доска)
6. В основе шар, вырезаем середину стекой, углубляем и доводим руками. Далее подставка – валик (колбаска). Соединение основы и подставки. Лепка элементов (ручки, носик, крышки). У сахарницы две ручки – положим рядом, сравним длину – они должны быть одинаковыми. Украшение сервиза.Слайды.
ПЛАН РАБОТЫ:
1. Рассмотрите предметы чайного сервиза.
2. Разбейтесь на группы.
3. Распределите, кто какое изделие будет лепить.
4. Ответьте на вопросы юного технолога.
5. По картинкам составьте план работы.
6. Выполните изделие.
7. Соберите композицию.
8. Представьте свою композицию классу.
9. Оцените результат.
Этапы работы.
7-8. Что такое композиция? Опять нам поможет толковый словарь.(составление, связывание, сложение, соединение) — составление целого из частей.
9. -Что получится – посмотрим?
— Кто больше всех работал, кто помогал?
— Аккуратно ли ваше изделие?
— Является ли композиция сервизом?
— Насколько оно интересно и оригинально?
! Размеры – настоящий – большой. Вы делаете макет – уменьшенный.
Выполнение изделия.
— Кто может – начинает работу самостоятельно, договорившись, кто расставляет, кто украшает. Если есть затруднения – включу нашего помощника. Делайте работу с опорой на него. Электронный ресурс.
Рефлексия деятельности.
Представление своей композиции классу. См. п.9.
— Чему вы научились на уроке?
— Что нового узнали?
— Можно ли на основе данной технологии лепить другие виды посу
Чайная церемония по-русски.
Издавна на Руси чай всегда почитали, и чашка его была украшением любой беседы, встречи. Разговоры вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным самоваром, пряниками, ароматными варениями.
Чай пили утром, в полдень и обязательно в 4 часа. В это время в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры (кафе) были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется, пили от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, При этом любой чай крепкий, настоянный и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая деликатно отказывались, и терпеть не могли пить его из чайника.
Если гость, выпив десяток стаканов напитка, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А ват когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры тут не помогут. Во время чаепития гость внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, он тут же просил долить еще, чтобы «жизнь была «полнее»».
Если хворь с кем приключиться –
Чаем можно полечиться
Чай всех снадобий полезней –
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,
И сонливость переборет
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг.
Выпей чайку – забудешь тоску.
ЧАЙ КРЕПЧЕ, ЕСЛИ ОН С ДОБРЫМ ДРУГОМ РАЗДЕЛЕН.