Тема: «Работа с бумагой. Изготовление ёлочки из бумаги»
Тип урока: комбинированный
Форма: урок-путешествие с использованием мультимедийной презентации
Цели: продолжать формировать навыки работы с бумагой; продолжить работу по отработке знаний и умений соблюдать правила гигиены труда и правила ТБ; проверить умение самостоятельно подготовить рабочее место; развивать потребность в том, чтобы результаты трудовых усилий – изделия каждого – были красивыми, развивать конструктивные способности, воображение, мелкую моторику рук, развивать монологическую речь, внимание, мышление; развивать умение устанавливать закономерности, умение работать самостоятельно и в паре, сотрудничать, анализировать; воспитывать желание преодолевать трудности; воспитывать аккуратность при выполнении работы
Личностные УУД:
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
Познавательные УУД:
— систематизировать и расширять представления детей о приёмах работы с бумагой
— соблюдение безопасных приемов труда;
— соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
— развитие конструктивного мышления;
— осознание ответственности за качество результатов труда;
— развитие композиционного мышления
Регулятивные УУД:
— поиск и выделение необходимой информации;
— умение осознанно строить речевое высказывание устно
Коммуникативные УУД:
— допускать существование различных точек зрения;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Оборудование: презентация, экран, гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки
Ход урока
Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный момент
У. Прозвенел звонок для вас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели.
Спинки прямо.
Вижу класс мой – хоть куда!
Мы начнем урок…
Д. – Труда.
У. – Создадим хорошее настроение себе и окружающим.
Игра «Подари тепло другу»
У. – Повернитесь лицом друг к другу. Протяните ладошки. Посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели…
У. – Вы почувствовали тепло рук?
Д. – Да.
У. – Теперь я уверена, что урок наш пройдёт удачно.
-А теперь проверим, готовы ли вы к сегодняшнему уроку. На партах у вас должны лежать — цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, кисточки, тряпочки. Я вижу, что все готовы к уроку, и мы можем продолжить его.
II. Постановка учебной проблемы
У. –Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите загадки? Ну, тогда послушайте, я вам загадаю, а отгадав их, попробуйте определить тему нашего урока.
— Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов… Цветной бумаги.
У — Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год ёлка
III. Сообщение темы урока
У. – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?(ответы детей)
У. – Тема нашего урока: «Работа с бумагой». Мы сегодня с вами будем учиться делать ёлочку из цветной бумаги, вспомним и закрепим правила работы с ножницами, с клеем и с бумагой.
IV.Повторение правил работы при работе с ножницами и клеем
У. – Какие правила работы с ножницами и клеем вы знаете, мы сейчас проверим, поработав в группах. Давайте разделимся на 2 группы. Среди предложенных правил 1-я группа выбирает те, которые относятся для работы с ножницами , 2-я группа выбирает те, которые относятся для работы с клеем.
—Ребята, а вы знаете, как и откуда появилась бумага? Нам сейчас об этом раскажет…..
— Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы узнали способ изготовления бумаги. Материалом служили им волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпьё. Поместив материал в каменную ступу, они растирали его с водой в кашицу. Из этой кашицы они отливали бумагу.
Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.
-А какие свойства имеет бумага?
Д.-Бумага мнется, рвется, режется, скручивается, сгибается, склеивается, намокает, поэтому мы должны аккуратно с ней работать.
-А урок наш сегодня будет не совсем обычным, мы совершим путешествие по «Сказке о рыбаке и рыбке на новый лад» Вы готовы к путешествию? Итак, сказка начинается.
V.Инсценирование сказки
Слайд 1.
На сцене сидит Старуха, рядом стоит Старик.
Учитель:
-Жил старик со своею старухой
У самого сильного банка;
Жил он в ветхом домишке,
Не знавшей ремонта, Ровно тридцать лет и три года!
Раз пошел он по магазинам…
(Старик ковыляет по сцене, подходит к кулисе, выводит за руку Банку)
-А вернулся без денег, но с банкой.
Майонезною банкой обычной.
(Старик проходится с Банкой по сцене).
Старик:
— Будешь с нами жить? —
(Банка не успела ответить. Раздается злобный вскрик Старухи. Банка вздрагивает, пятится)
Старуха:
— Дурачина ты! Зачем нам пустая банка?
Убирайся со своей банкой!
Учитель:
-Второй раз пошел он по магазинам
(Старик ковыляет по сцене, из-за кулисы тащит за руку Сухарик. Сухарик упирается)
-И принес только корочку хлеба.
Старик:
— Будешь с нами жить?
(Сухарик поворачивается к залу спиной, рукой показывая на табличку: 100 $. Табличка прикрепляется к спине. Старик, отпрянул, испугавшись).
Старуха:
— Дурачина, зачем нам гнилая Корка?
Убирайся со своей Коркой!
Учитель:
-В третий раз он пошел за покупкой
(Старик ковыляет по сцене. Из-за кулисы выводит за руку Рыбку. Рыбка дефилирует по сцене. Сопровождающий звук).
-И вернулся с одной только рыбкой —
С не простою рыбкой, а золотою.
(Старуха смотрит оценивающе на Рыбку).
Старуха:
-Мелковата Рыбка!
— Да, ладно, пожарим Коту!
Пусть хоть у Кота праздник будет.
(Бабка выводит за руку Сковородку. Рыбка, увидев большую Сковородку, пугается, тянет Старика в сторонку).
Учитель:
—Взмолилась несчастная рыбка!
Испугалась она сковородки.
Рыбка:
— Отпусти меня, старче, ты в море,
Дорогой за себя дам я откуп.
Старик:
-Бог с тобою, ступай себе в море,
Гуляй там себе на просторе.
(Дед уводит рыбку к морю).
Слайд 2
Учитель:
—Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо! (Старик размахивает руками, делает вид, что рассказывает).
-Старика старуха забранила.
Старуха:
— Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять откупа с рыбки,
У соседей-то наших, вон — погляди
Растут ёлки красавицы около домов
Иди, попроси и ты, дурачина!
(Старик, почесал затылок и заковылял Старуха садится на стул. Она достает из банки монетки, бросает в банку по одной монетке, пересчитывая свои сбережения.
Звук падающих монеток в банку сопровождает следующее действие).
Учитель:
-Вот пошел он к синему морю,
Видит: море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Старик:
-Рыбка… Рыбка (кличет)
Учитель:
—Приплыла к нему рыбка, спросила
Рыбка:
— Чего тебе надобно, старче?
Старик:
-Смилуйся, государыня рыбка!
Разбранила меня старуха,
Не дает старику мне покоя:
Ёлочка нужна ей красавица
Рыбка:
-Не печалься, старик, помогу я тебе. Слушай, я знаю, есть школа такая под названием Баевская средняя, распахивающая свои врата перед всеми путниками, детки там творят чудеса, они-то тебе и помогут обрести чудо-красавицу – под названием ёлочка.
Учитель:
-Старик призадумался и побрёл вдоль берега моря. Открыл глаза, а перед ним ученики.
Старик:
-Что за чудо?! Что за диво?! Как здесь прелестно и красиво!
Здравствуйте люди добрые!
(Дети здороваются)
-Я пришёл просить вас о помощи. Издалека я к вам пожаловал. Старухе моей ёлочка нужна красавица, откуда мне взять — я не знаю. Помогите мне, пожалуйста!
Учитель:
-Ребята, вы готовы помочь дедушке?
-Мы как раз тут собираемся мастерить ёлочку. Вы дедушка присаживайтесь с нашими ребятами, отдохните с дороги. (дедушка садится с ребятами)
-Мы попробуем помочь Вам.
VI.Предварительное планирование предстоящих трудовых действий
-Итак, давайте посмотрим последовательность выполнения нашей ёлочки
Слайды 4-8
VII.Практическая деятельность учащихся
—Мы приступаем к работе. Поделку мы будем выполнять коллективно, но каждый из вас внесёт вклад в это дело.
*Первым шагом в нашей работе будет изготовление иголок для ёлочки.По длинной стороне полосок делаем бахрому.
Физминутка
* Теперь наши полоски с бахромой наматываем на карандаш — эти своеобразные рулончики и будут иголочками для нашей ёлочки.
*. Далее, смазываем клеем основание полученных рулончиков и приклеиваем к готовому конусу рядами.
*Итак, наша красавица готова.
VIII. Выставка детских работ. Оценивание
Демонстрация готового изделия
-Ребята, давайте нашу красавицу подарим нашему гостю. Уважаемый, дедушка, мы дарим вам нашу ёлочку и надеемся, что Ваша старуха ругать теперь Вас не будет.
Старик:
-Ой, спасибо дети! Старуха моя теперь обрадуется этой красавице, и бранить меня не будет. Теперь я точно знаю, что учатся в этой школе настоящие мастера. Спасибо и до новых встреч, ребята!
Старик идёт по берегу. Доходит до избушки, а его встречает старуха.
Старуха:
-Ну, что принёс, что я просила?
Старик:
-Ну конечно! Посмотри, какая красавица! (показывает ёлочку)
Старуха:
-Ах, и вправду красавица! Будет теперь и у нашего домика ёлочка расти!
IX.Рефлексия
-Сегодня мы с вами сделали доброе дело. А какое, и кому?
-Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Как вы потрудились, довольны ли вы своей работой? Какие были затруднения?
-А теперь, давайте оценим наш урок. Если вам он понравился, приклейте на доску картинку с улыбающимся солнышком, а если не очень – то грустное солнышко.
– Молодцы, ребята! Вы все сегодня потрудились на отлично!
-Убираем рабочие места. Всем спасибо за урок!
Как и берёза — ель может считаться символом нашей страны — России.
В густом лесу ель вырастает с десятиэтажный дом и может дожить до 200-250 лет
Шишки у ели длинные, узкие. В конце зимы они открываются, из них вылетают крылатые семена и уносятся ветром в неведомые дали. Там, где они попадут в землю, вырастают молодые ёлочки.
Хвою, кору и шишки дерева используют в народной медицине. Из хвои готовят витаминный напиток: хвоя ели в 6 раз богаче витаминами, чем лимон или апельсин.
Ель служит материалом для изготовления бумаги и мебели.
9