КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
«Работа с барельефом, изготовление подарочных магнитов и фоторамок»
Цель: обучить учащихся овладеванию навыками работы с гипсом.
Задачи:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (форма, цвет, величина, состав); развитие слухового внимания и памяти.
совершенствование движений и сенсомоторного развития: проведение физкультминуток; развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
развитие основных мыслительных операций: умение работать по словесной инструкции, алгоритму.
Тип урока: усвоение новых знаний и выработка практических умений.
Оборудование:
гипс;
вода;
форма для заливки;
краски и кисточки;
стаканчики;
плоские магниты
Организационный момент: Здравствуйте! Наш урок я хочу начать с игры – приветствие, которая называется “Здравствуйте!”
Ребята вы поочерёдно должны касаться пальцев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев, и повторять за мной:
– желаю (соприкасаются большими пальцами);
– успеха (указательными);
– большого (средними);
– во всём (безымянными);
– и везде (мизинцами);
– Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью руки).
В конце игры пальчики переплетаются, и произносится фраза “Удачи тебе на уроке!”
Молодцы!
И так тема урока «Работа с барельефом. Изготовление подарочных магнитов».
Сегодня мы с вами на уроке: познакомимся со словом барельеф, какой материал нам понадобится и что из этого материала мы будем делать.
Так что же такое барельеф?
Барельеф — вид скульптуры, изображение фигуры, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего обьёма выступает над плоскостью фона.
Что можно изготовить: отдельные человеческие фигуры, (КАРТИНКИ) целые группы или каких-либо предметов (магниты, различные фигурки). Они делаются из разных материалов: вылепливаются из глины, гипса, вырезываются из дерева, высекают из камня…
Мы с вами будем делать фигуры из гипса, точнее из гипсового раствора, который должен напоминать жидкую сметану. Аккуратно заливают этот раствор в пластиковую форму. Для того, чтобы в ней не осталось воздуха и раствор попал во все выпуклости, форму нужно осторожно потрясти несколько секунд. Потом удалить излишки раствора, сделав поверхность отливки максимально ровной. После того как раствор высохнет его извлекают из формы
Итак,
что же такое барельеф?
на какую букву начинается слово «барельеф», а на какую заканчивается, а сколько букв в этом слове?
С каким материалом мы с вами сегодня будем работать?(гипсом)
А что же такое гипс, как вы думаете?( гипс- это белый, рассыпчатый порошок который используют строительном деле, в медицине)
Правила работы :
рабочее место нужно накрыть плёнкой или газетой;
не вдыхать гипсовый порошок;
Избегать попадания гипса в глаза, то есть не трогать глаза во время работы если это всё-таки произошло, необходимо промыть глаза большим количеством воды и обратиться к врачу;
не выливать жидкий гипс в канализацию;
вымыть руки после работы.
Физ.пауза Правила мы с вами усвоили, теперь немного отдохнем, разомнем свои мышцы и внимание поиграв в игру «Лес, речка, кочка».
Правила игры: когда я говорю «Лес» вы поднимаете руки вверх, когда говорю «Речка» вы вытягиваете руки перед собой, а когда я произношу «Кочка» вы должны присесть.
Итак, с чего же начать? Повторим то что нам понадобится(руководство к действию).
РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ
Прежде чем приступить к работе, приготовим:
ёмкостью, в которой потом мы будем смешивать раствор гипса. Это может быть одноразовый стакан, стаканчик из-под йогурта или любая другая ёмкость, которую потом не жалко выбросить;.
вода для разбавления гипса;
палочка или ложечка;
формочки для заливки
Вода и гипс в равных пропорциях. Теперь смешаем гипсовый раствор и воду.
Для этого в уже приготовленную ёмкость наливаем воды и постепенно высыпаем гипс, постоянно помешивая ложкой или палочкой. Готовый раствор должен напоминать жидкую сметану. рис1
Аккуратно заливаем этот раствор в пластиковую форму рис2. Для того, чтобы в ней не осталось воздуха и раствор попал во все выпуклости, форму нужно осторожно потрясти несколько секунд рис3. Теперь удалим излишки раствора, сделав поверхность отливки максимально ровной рис4.
А на следующем уроке мы с вами продолжим работу с гипсовыми магнитами, аккуратно вынимаем отливку из формы. Для этого нужно слегка растянуть форму за края, а потом, перевернув, снять форму отливки. Если всё сделано правильно, отливка должна получиться гладкой и прочной. рис5
К самому интересному – раскрашиванию мы приступим завтра, так что лучше всего запастись терпением, так как барельефу нужно полностью высохнуть. Уж здесь- то можно дать фантазии разгуляться.
В качестве последнего штриха на накрашенные Вами фигурки можно нанести тонкий слой бесцветного лака или, лака для волос, чтобы цвета стали более яркими и насыщенными, но покрытие лаком лучше доверить педагогу или маме.
Теперь можно прикрепить магниты к фигуркам. Чтобы магнитная лента лучше приклеивалась к барельефу, покроем обратную сторону фигурки лаком или клеем ПВА и дадим высохнуть.
Магнитную ленту разрежем на кусочки. Длина каждого кусочка не менее 2 см. Снимем с магнитной ленты защитную бумагу и приклеим её к обратной стороне фигурки.
Итак, давай те подведем итог нашего занятия. С каким новым словом мы сегодня с вами познакомились? Чем на уроке мы занимались? Что изготовили? А что будем делать на следующем уроке?