МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ
Подготовила:
учитель технологии Исаева О.А.
2013-2014
уч.год
Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области. Практическая работа «Подготовка пасмы мулине к работе, подготовка ткани»
Цель: формирование знаний о традициях и основных понятиях вышивки, технологическом процессе подготовки к вышиванию; формирование умений и навыков по подготовке к вышиванию; обобщение и закрепление полученных знаний; развитие индивидуальности, воспитание уважения к традициям своего народа.
Задачи:
Обучающие: ознакомить учащихся с историей возникновения русской вышивки, с особенностями Тульского национального костюма, особенностью Тульской национальной вышивки, материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию; сформировать умения организовать рабочее место, готовить пасму мулине к работе, готовить ткань к работе.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и внимательность; способность к осознанному выбору, работе самостоятельно и с партнером, самоанализу и самооценке.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, патриотическое отношение к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий.
Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, элементы игры, практическая работа, тестирование.
Средства обучения:
Выставка образцов вышивки
Компьютерная презентация
Инструкция по технике безопасности работы ножницами
Инструкционные карты
Карточки-задания
рабочая тетрадь
ножницы
нитки мулине разных цветов
картон
линейки
карандаши простые.
Ход урока
Действия учащихся | |
| |
Здравствуйте, ребята. Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку и конечно наше настроение перед уроком (слайд). У вас на столах лежат мордашки, такие же как на слайде. Поднимите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в начале урока. | Приветствуют учителя. Показывают мордашки. |
| |
Сегодня мы с вами начинаем изучение новой и очень интересной и увлекательной темы, которая называется «Вышивка». Тема сегодняшнего урока написана на слайде. (слайд) Откройте и запишите тему урока в свои тетради. Сегодня Мы узнаем:
Мы научимся:
| Записывают тему урока. Слушают цели и задачи урока. |
| |
История вышивания на Руси. | |
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX—XVII веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитками. Золотым шитьем в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. | Слушают сообщение учителя |
Сообщения учащихся о вышивке | |
Сейчас мы послушаем небольшие сообщения, которые вы приготовили к уроку. Слайд Слайд | 1 ученик: Большую роль в русской вышивке играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивания были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы. 2 ученик: Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской и других областей – характерны многоцветность и геометрический характер узоров. Одна из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы – цветная перевить. Вышивки цветной перевитью Смоленской, Тульской, Орловской и других областей отличаются декоративностью и красочностью. Кроме цветной перевити встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, счётная гладь, мережки. 3 ученик: Отличительной чертой тульских предметов с вышивкой является их многодельность, то есть сочетание в одном изделии сразу нескольких приёмов вышивки, которые дополнялись ткаными узорами, фабричной выработки тесьмой с золотой нитью, цветными атласными лентами, коклюшными или крючочным кружевом. Особенно многодельны и нарядны праздничные занавески и полотенца. |
Посмотрите, ребята, какие красивые были женские русские народные костюмы разных областей, в том числе и нашей области и все они сопровождались вышивкой (презентация 2). | Смотрят презентацию. |
| |
Ребята, встаньте. К нам идёт в гости мальчик, он проведёт с вами физкультминутку. | Делают упражнения, показываемые на экране. |
| |
Инструменты и материалы для вышивки. | |
Для ручного вышивания нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы. К материалам для вышивки относятся: ткань и нитки. Запишите в тетради. (Слайд) Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные № 1, 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений. Для вдевания ниток в иголку используют нитководитель, который продается с набором игл для вышивания (слайд). Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т.д. Наперсток подбирают точно по размеру пальца. Он не должен ни сжимать палец, ни спадать с него (слайд). Ножницы должны быть трех видов:
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий — полностью смыкаться (слайд). Сантиметр служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия (слайд). Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Они могут быть прямоугольные или круглые (слайд). Для вышивки пригоден любой материал. Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок (слайд). Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани (слайд). | Слушают сообщение учителя. Записывают в тетради инструменты и материалы, необходимые для вышивания. |
| |
Запишите в тетрадях тему практической работы (слайд). У вас на столах лежит памятка по подготовке ткани к работе. Вклейте её в свои тетради. Подготовка ткани к работе:
Настя Науменко прочитает эту памятку вслух. | Записывают тему практической работы в тетрадь. Вклеивают памятку в тетрадь. Ученица читает вслух памятку подготовки ткани к работе. |
А теперь мы с вами будем подготавливать пасму мулине к работе. Посмотрите, моток ниток мулине раскрывают и разрезают в том месте, где есть узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых — 6 тонких ниточек. Для удобства подбора ниток делают набор картонок с их образцами. Сейчас мы изготовим такие образцы. На полоске картона длиной 20 см и шириной 4 см ставят точки с расстоянием в 1 см по длинным сторонам картона. Правила безопасной работы ножницами. Внимание! Ножницы — острый инструмент, Пользоваться ножницами надо осторожно. 1.Хранить ножницы в определенном месте. 2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд. 3.Не оставлять ножницы раскрытыми. 4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины. Ножницами вырезают кусочек картона в виде треугольника на каждом втором сантиметре сначала на одной стороне картона, затем — на другой, располагая их против прорезей на противоположной стороне. От мотка отделяют одну пасму и наматывают её на картон в том месте, где есть прорези. На одной полоске картона размещают несколько оттенков ниток одного цвета: от светлого к темному. | Делают из картона полоски с образцами ниток мулине. Повторяют правила работы с ножницами. |
| |
Перед вами лежат кроссворды. Сейчас я даю вам 2 минуты на его разгадывание.(слайд) А теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверьте кроссворд. (слайд) Поставьте оценку своему соседу карандашом, если нет ошибок – 5, если 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, если больше – то 2. Сдайте листочки мне на стол. Ребята, какое настроение у вас в конце урока поднимите мордашки, молодцы. Какую тему мы с вами начали изучать на сегодняшнем уроке? Понравился вам урок? Что именно понравилось? | Разгадывают кроссворд. Проверяют и ставят оценки. Поднимают мордашки. Отвечают на вопросы. |
Домашнее задание. | |
Откройте дневники и запишите задание на дом: принести инструменты и материалы для вышивки. | Записывают задание в дневник. |