Конспект урока по технологии «Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области»



МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17»











КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ









Подготовила:

учитель технологии Исаева О.А.



2013-2014

уч.год

Вышивка как один из самых древних видов декоративного искусства. Особенности вышивки Тульской области. Практическая работа «Подготовка пасмы мулине к работе, подготовка ткани»


Цель: формирование знаний о традициях и основных понятиях вышивки, технологическом процессе подготовки к вышиванию; формирование умений и навыков по подготовке к вышиванию; обобщение и закрепление полученных знаний; развитие индивидуальности, воспитание уважения к традициям своего народа.

Задачи:

  1. Обучающие: ознакомить учащихся с историей возникновения русской вышивки, с особенностями Тульского национального костюма, особенностью Тульской национальной вышивки, материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию; сформировать умения организовать рабочее место, готовить пасму мулине к работе, готовить ткань к работе.

  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, аккуратность и внимательность; способность к осознанному выбору, работе самостоятельно и с партнером, самоанализу и самооценке.

  3. Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, патриотическое отношение к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, деятельно-творческий.

Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, сообщения учащихся, беседа, эвристическая беседа, элементы игры, практическая работа, тестирование.

Средства обучения:

  • Выставка образцов вышивки

  • Компьютерная презентация

  • Инструкция по технике безопасности работы ножницами

  • Инструкционные карты

  • Карточки-задания

  • рабочая тетрадь

  • ножницы

  • нитки мулине разных цветов

  • картон

  • линейки

  • карандаши простые.

Ход урока


Действия учителя

Действия учащихся

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку и конечно наше настроение перед уроком (слайд).

У вас на столах лежат мордашки, такие же как на слайде. Поднимите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в начале урока.

Приветствуют учителя.



Показывают мордашки.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами начинаем изучение новой и очень интересной и увлекательной темы, которая называется «Вышивка». Тема сегодняшнего урока написана на слайде. (слайд) Откройте и запишите тему урока в свои тетради.

Сегодня

Мы узнаем:

  • историю возникновения русской вышивки, особенности тульского национального костюма, особенности тульской национальной вышивки, о материалах и инструментах для вышивания, правилах организации рабочего места и безопасности, технологическом процессе подготовки к вышиванию;

Мы научимся:

  • организовывать рабочее место, готовить пасму мулине к работе, готовить ткань к работе.

Записывают тему урока.






Слушают цели и задачи урока.

  1. Объяснение нового материала.

История вышивания на Руси.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IXXVII веков. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитками. Золотым шитьем в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено, в основном, среди женщин знатных семей и монахинь.

Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов.

Слушают сообщение учителя

Сообщения учащихся о вышивке

Сейчас мы послушаем небольшие сообщения, которые вы приготовили к уроку.

Слайд


















Слайд



















1 ученик:

Большую роль в русской вышивке играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, деревья или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки, изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивания были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани.

Вышивкой украшали предметы быта: полотенца, подзоры, скатерти, праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы.

2 ученик:

Для вышивок среднерусской полосы – Калужской, Рязанской, Тульской, Орловской и других областей – характерны многоцветность и геометрический характер узоров.

Одна из наиболее интересных и распространенных вышивок среднерусской полосы – цветная перевить. Вышивки цветной перевитью Смоленской, Тульской, Орловской и других областей отличаются декоративностью и красочностью. Кроме цветной перевити встречаются швы: набор, роспись, косичка, козлик, счётная гладь, мережки.

3 ученик:

Отличительной чертой тульских предметов с вышивкой является их многодельность, то есть сочетание в одном изделии сразу нескольких приёмов вышивки, которые дополнялись ткаными узорами, фабричной выработки тесьмой с золотой нитью, цветными атласными лентами, коклюшными или крючочным кружевом. Особенно многодельны и нарядны праздничные занавески и полотенца.

Посмотрите, ребята, какие красивые были женские русские народные костюмы разных областей, в том числе и нашей области и все они сопровождались вышивкой (презентация 2).

Смотрят презентацию.

  1. Физкультминутка.

Ребята, встаньте. К нам идёт в гости мальчик, он проведёт с вами физкультминутку.

Делают упражнения, показываемые на экране.

  1. Продолжение объяснения нового материала.

Инструменты и материалы для вышивки.

Для ручного вышивания нужны несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, сантиметр, пяльцы. К материалам для вышивки относятся: ткань и нитки. Запишите в тетради. (Слайд)

Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные № 1, 2 и штопальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений. Для вдевания ниток в иголку используют нитководитель, который продается с набором игл для вышивания (слайд).

Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоев ткани, подшивания края изделия и т.д. Наперсток подбирают точно по размеру пальца. Он не должен ни сжимать палец, ни спадать с него (слайд).

Ножницы должны быть трех видов:

      • маленькие с острыми концами для подрезки и выдергивания нитей их ткани,

      • средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании,

      • большие — для разрезания тканей и мотков ниток.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий — полностью смыкаться (слайд).

Сантиметр служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора, ширины подгиба изделия (слайд).

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации. Они могут быть прямоугольные или круглые (слайд).

Для вышивки пригоден любой материал. Ткани полотняного переплетения, а также канва удобны для счетных вышивок (слайд).

Для вышивания годятся нитки мулине, шерстяные и шелковые нитки. Чем толще ткань, тем толще нитки. Вышивка получается красивее, если нить чуть толще ткани (слайд).

Слушают сообщение учителя.

Записывают в тетради инструменты и материалы, необходимые для вышивания.


  1. Практическая работа. Подготовка ткани к работе, подготовка пасмы мулине к работе.

Запишите в тетрадях тему практической работы (слайд).

У вас на столах лежит памятка по подготовке ткани к работе. Вклейте её в свои тетради.

Подготовка ткани к работе:

  1. Выстирать ткань

  2. Подсушить

  3. Хорошо отутюжить во влажном состоянии

  4. Подготовить рисунок

  5. Перевести рисунок на ткань

  6. Заправить ткань в пяльцы

  7. Выполнить закрепление нити в начале работы

Настя Науменко прочитает эту памятку вслух.

Записывают тему практической работы в тетрадь.

Вклеивают памятку в тетрадь.













Ученица читает вслух памятку подготовки ткани к работе.

А теперь мы с вами будем подготавливать пасму мулине к работе.

Посмотрите, моток ниток мулине раскрывают  и разрезают в том месте, где есть узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых — 6 тонких ниточек. Для удобства подбора ниток делают набор картонок с их образцами.

Сейчас мы изготовим такие образцы.

На полоске картона длиной 20 см и шириной 4 см ставят точки с расстоянием в 1 см по длинным сторонам картона.

Правила безопасной работы ножницами.

Внимание! Ножницы — острый инструмент, Пользоваться ножницами надо осторожно.

1.Хранить ножницы в определенном месте.

2.Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать их, держа за сомкнутые лезвия кольцами вперёд.

3.Не оставлять ножницы раскрытыми.

4.Не класть ножницы у вращающихся частей швейной машины.

Ножницами вырезают кусочек картона в виде треугольника на каждом втором сантиметре сначала на одной стороне картона, затем — на другой, располагая их против прорезей на противоположной стороне. От мотка отделяют одну пасму и наматывают её на картон в том месте, где есть прорези. На одной полоске картона размещают несколько оттенков ниток одного цвета: от светлого к темному.









Делают из картона полоски с образцами ниток мулине.



Повторяют правила работы с ножницами.

  1. Закрепление изученного материала

Перед вами лежат кроссворды. Сейчас я даю вам 2 минуты на его разгадывание.(слайд)

А теперь поменяйтесь с соседом листочками и проверьте кроссворд. (слайд)

Поставьте оценку своему соседу карандашом, если нет ошибок – 5, если 1-2 ошибки – 4, 3 ошибки – 3, если больше – то 2.

Сдайте листочки мне на стол.

Ребята, какое настроение у вас в конце урока поднимите мордашки, молодцы.

Какую тему мы с вами начали изучать на сегодняшнем уроке?

Понравился вам урок?

Что именно понравилось?

Разгадывают кроссворд.




Проверяют и ставят оценки.






Поднимают мордашки.


Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Откройте дневники и запишите задание на дом: принести инструменты и материалы для вышивки.

Записывают задание в дневник.




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Системы счисления"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: