Калякова Наталья Геннадьевна учитель технологии
МОУ «Большеигнатовская СОШ» республики Мордовия.
Разработка занятия по бисероплетению для учащихся 6 класса.
Волшебный бисер
Цели:
1 Познакомить с историей бисероплетения. Научить приему бисероплетения «низание по кругу».
2 Показать привлекательность бисера, как материала, широко используемого при выполнении изящных предметов.
3 Воспитывать точность, аккуратность. Развивать чувство прекрасного.
Оборудование: Бисер синего, красного, зеленого, желтого цвета, бусины произвольного цвета, проволока для бисероплетения, ножницы, салфетки, нитки «Мулине» зеленого цвета, клей «Момент», инструкционные карты, изображения цветка анютины глазки, выставка работ выполненных из бисера.
Межпредметные связи: биология , «Строение растения».
Методы обучения: рассказ,беседа, объяснение, работа в группах.
ТСО: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Ход занятия.
Орг. момент.
Знакомство с новым материалом.
?Посмотрите, пожалуйста, на эти предметы. Из какого материала они выполнены?
! Из бисера разного цвета, разного размера.
— На сегодняшнем уроке мы с Вами познакомимся с одним из видов женских рукоделий- бисероплетением. (слайд 1).
Рассказ учителя:
Бисер и изделия из него известны с глубокой древности. Еще в Древнем Египте существовало искусство бисероплетения, и при раскопках археологи находили изделия из этого материала. (слайд 2).В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».(слайд 3).
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где в I в. до н. э. в Александрии был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.
Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной
Таким способом изготовляли и стеклярус, Который представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более. В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме , в Греции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, , центр стеклоделия в конце V в. переносится на Восток — в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров.
На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.
Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету.
Начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла.
В России в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, но производство так и не стало массовым.
На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.
В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия.. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.
Ни один показ мод сегодня не обходится без демонстрации изделий из бисера.В коллекцияхВ. Юдашкина, П. Раббано, Дж. Армани этот материал очень распространен.
Различают несколько видов бисера: Чистый бисер(слайд4), утопленный бисер(слайд5), мозаичный бисер (слайд 6), цветистый бисер( слайд7),.
? Как Вы думаете, какие инструменты понадобятся нам для бисероплетения?
! Ножницы, проволока, леска, нитки…
?Какие вещи можно сплести из бисера?
!Цветы(слайды 11, 12), украшения для дома(слайды 13-16), бижутерию(слайды17,18).
4 Практическая работа
— Совсем скоро наступит весна, весело зазвенит капель, прилетят скворцы и на клумбах появятся первые весенние цветы.
? Какие цветы первыми распускаются в наших садах и парках?
! Крокусы, примулы, тюльпаны, нарциссы, маргаритки, анютины глазки…
— А мы с Вами сегодня попробуем ускорить приход весны и выполним из бисера яркий весенний цветок –анютины глазки.(показ плаката с изображением цветка анютины глазки)
Правила техники безопасности при работе с бисером:
— рабочее место должно быть хорошо освещено.
-до начала работы бисер нужно разложить по цветам.
— для работы бисер насыпают на прозрачную салфетку.
? Из каких частей состоит цветок?
! Лепестков, тычинок, стебля, листьев.
? Как окрашены лепестки анютиных глазок в природе?
!Они могут быть двух цветными, в одном цветке лепестки могут быть окрашены по разному, например фиолетовый и желтый.
-Все эти части цветка мы должны будем выполнить из бисера .
-Для работы мы разделимся на две группы:
1 группа: В нее входят дети, владеющие навыками бисероплетения. Учащиеся выполняют из бисера зеленого цвета листья цветка. Инструкционная карта в приложении.
2 группа: учащиеся работают под руководством учителя.
Учитель:
— Мы с Вами познакомимся с одним из способов бисероплетения –«низание по кругу».
Выполнение цветка.
Учитель поясняет каждый этап работы и выполняет все операции вместе с детьми.
Лепесток.
Возьмите проволоку длиной 30 см., нанижите на ее серединку 12 бисерин желтого цвета., соедините в кольцо, скрутите проволоку несколько раз.
Нанижите на один конец проволоки 21 бисерину, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.
Нанижите на один конец проволоки 29 бисерин, соедините в кольцо и опять скрутите проволоку под бисером.
Следующий лепесток выполняется самостоятельно, меняется цвет бисера на синий.
На следующем этапе учащиеся делятся на пары: один человек плетет еще один лепесток, а второй выполняет пестик.
Пестик.
На середину проволоки, длиной 20 см. нанижите крупную бусину, затем на каждый конец проволоки нанижите по 8 бисерин контрастного цвета( красный).Пропустите концы проволоки сквозь бусину и скрутите их под ней.
Сборка цветка.
Скрутите вместе концы проволок у 2 лепестков одного цвета, затем прикрутите пестик и три лепестка другого цвета. Обкрутите стебель цветка нитью зеленого цвета , кончик нитки закрепите клеем. Затем прикрутите листочки , выполненные учащимися 1 группы.
4 Итог урока.
? Какие трудности встретились вам при выполнении цветка?
? Какой этап работы показался вам самым интересным?
? Довольны ли вы результатом работы?
— Я благодарю Вас за сегодняшний урок. Работая вместе, мы за 45 минут получили потрясающие цветы.
-Давайте соберем их в один букет, и он будет напоминать нам о наступающей весне, когда под теплыми солнечными лучами распустят свои венчики настоящие первоцветы.
Инструкционная карта
Выполнение листика цветка анютины глазки в технике
«Низание по кругу».
Для работы понадобится бисер зеленого цвета разных оттенков, проволока длиной 50 см.
Каждая девочка выполняет по 3-4 листика.
Выполняется аналогично лепестку:
1 петля- 10 бисерин
2 петля- 17 бисерин
3 петля- 23 бисерины
4 петля- 31 бисерина
5 петля- 40 бисерин
6 петля- 50 бисерин
оПИСАНИЕ
На середину проволоки набирают бисер для первой дуги, складывают низку петелькой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 1).
На один конец проволоки набирают рекомендуемое количество бисера для второй дуги, укладывают низку над первой дугой и скручивают проволоку под бисером несколько раз (рис. 2).
Таким образом выполняют нужное количество рядов.