Курсовая работа по теме: «Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной деятельности школьников среднего звена»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Институт непрерывного образования



Курсовая работа по теме:

«Мультимедийные уроки как инновационная форма организации учебной деятельности школьников среднего звена».





Выполнила учитель

МБОУ Рунская ООШ

Григорьева Лариса Ивановна




Тверь 2013


Оглавление.

Введение ………………………………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе при переходе к ФГОС

1.1. Современный урок как форма организации познавательной деятельности и развития ученика………………………………………………..……………. ..7

1.2. Преимущества мультимедийного урока перед традиционным …………………………………………………………… …………………………………………………………… .. ..….8

1.3. Мультимедийный урок — методика организации процесса ………………………………………………………………………… …………………………………………… …… ..10

1.4. Конструирование различных видов урока …………… ……………………… ..…17

1.5. Здоровье сберегающая составляющая мультимедийного урока ……………………………………………. …………………………………………………………………………… ……..19

1.6. Поиск мультимедиа-ресурсов школьниками … ………………….20

Глава2. Показать возможности проведения медиауроков.

1.7. Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. Тема урока: Интерьер и планировка кухни-столовой …………………………………..22


Заключение ……………………………………………………………………………. ……………………..26

Список литературы …………………………………………………………………. ……………… ..28

Приложение ————————————————————— ……………………-29








Введение

Актуальность. Образование, полученное в начальной школе и в среднем звене, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным   образованием на первой ступени обучения.

В современной   школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.  Это    универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная  мотивация к обучению,   самоорганизация и саморазвитие.

Необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

В решении этих проблем ведущая роль отводится учителю.  Необходимо пересмотреть свою работу, освоить новые методы обучения современного школьника, по-новому взглянуть на само построение урока, форму его проведения.

Как известно, усвоение любого материала   трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей.  Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими  сложностями осваивают этот же материал.

Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так,  чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно.

Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно — педагогических технологий.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский

заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Ориентировка школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ – компетентность являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования и среднего звена. Поэтому программа формирования УУД содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ — компетентности.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа — презентацию.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс.

Современное состояние развития цивилизации социологи называют «информационным обществом». Появление новых информационных технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Такое явление, как Интернет, не могло и не должно остаться в стороне от школы. Самое современное, эффективное средство информации дало возможность каждому человеку за считанные минуты узнать последние новости в мире, найти нужную книгу, «посетить» любую страну и познакомиться с её национальными особенностями, пообщаться с друзьями из разных уголков мира. Интернет предлагает огромный объём информации, которую учитель может использовать на уроках в дополнение к традиционному учебнику. Это накладывает отпечаток на современное образование.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,

обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

«Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы    «Наша новая школа», — сообщил, выступая на торжественной церемонии открытия Года учителя в    России, Д.Медведев. — Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании    школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и   здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной    деятельности». Задача школы –    подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных    знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя    в самостоятельной жизни.

Увы, традиционное репродуктивное обучение,  пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.    Требуются новые педагогические технологии, эффективные    формы организации образовательного процесса, активные методы  обучения.

Учебный процесс должен стать реализацией в образовательной практике личностно-ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором познавательной деятельности учащихся.

Цель работы – определить место информационно-коммуникационных технологий в решении обновленных образовательных задач.

Гипотеза — процесс развития познавательной активности школьников среднего звена на уроках будет существенно улучшен при: ориентации процесса обучения школьников на формирование внутренней мотивации к саморазвитию; направленности образовательного процесса на формирование готовности школьников к самопознанию, самосовершенствованию и самоопределению; ориентации процесса обучения на использование комплекса методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний; сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной среды на уроках с использованием мультимедийных технологий.

Задачи :

1). Обобщить и систематизировать материал по использованию мультимедийных технологий.

2). Определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития мотивации школьников;

3). Показать возможности проведения медиауроков;

4).Применять на уроках мультимедийные средства;

5). Предложить вариант подготовки и проведения мультимедийного урока технологии как средства саморазвития, раскрытия личностного потенциала учащихся.









Глава 1.

1.1. Современный урок как форма организации познавательной деятельности и развития ученика

В нынешних условиях современный урок — это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащихся. В чем её уникальность? Прежде всего, в технологичности развивающего эффекта урока. Одна из существеннейших перемен в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса, и, прежде всего, его основного традиционного тандема: учитель — ученик. Сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание являются важнейшими условиями образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат.

Учитель создаёт условия радости познания, успешности познавательной деятельности. Идя на урок, он думает не о том, как изложит новые знания, а о том, как построит деятельность детей для самостоятельного приобретения этих знаний, пробудит в них стремление узнать новое. Организуя познавательную деятельность на уроке, учитель доводит до учеников, что надо знать для того, чтобы понимать; что надо знать и понимать для того, чтобы применять и т. д. Завершая урок, учитель помогает ученику подвести личный итог занятия, оценив его работу на уроке, и предоставив возможность самооценки выполненной работы.

Как видим, на первый план выдвигается целенаправленное информационное взаимодействие учителя и учеников, получающих обоюдное удовлетворение от встречи друг с другом в течение сравнительно небольшого промежутка времени в рамках личностно-ориентированного обучения и саморазвития. И такое взаимодействие очень эффективно проявляется на мультимедийном уроке.

Мультимедиа (англ. multimedia, от multi — много и media — средство) — собирательное понятие, обозначающее многообразие технологий и форм взаимодействия визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного (совместного) программного обеспечения, то есть эффективного информационного взаимодействия. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств обучения (ТСО), прежде всего компьютера.

Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, вследствие которых многие учителя приходят к проведению мультимедиауроков в условиях информационного общества (на них ссылается Г.О.Аствацатуров в книге «Дизайн современного урока»).

Во-первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растёт дошкольник. Он приходит в школу и, независимо от места проживания, ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный, интерактивный. Иначе — скучно, иначе он успевает воспринять и отключиться. Он думает быстрее, чем предполагает традиционное (классическое) преподавание.

Вторая причина вытекает из первой: если скорость реакций ученика при восприятии растет и в традиционном уроке не всегда подчинена управлению учителем, значит, необходимо предусмотреть возможность «ведения» ученика самими мультимедиа-средствами.

Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде всего, растет объем информации. Ученик не может справиться с нарастающим линейным потоком данных. Стандарты 2004 года решали эту проблему введением концентра и построением индивидуального концентра ученика. В современных условиях перехода к Стандартам второго поколения именно мультимедийные технологии позволяют это реализовывать.

1.2 Преимущества мультимедийного урока перед традиционным

Итак, о каких преимуществах мультимедийного урока можно говорить?

1. Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества — это дети «экранной информации». Информация экрана монитора, интерактивной доски, проектора, телевизора, кинотеатра воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.

2. Учителю удается добиться усиления обучающего эффекта средствами мультимедиа. Мы можем использовать не только наглядность, но анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, процессы, теоремы и т. д. стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.

3. По подсчетам психологов, в среднем на 30 % увеличивается


плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой-то термин, фигуру, формулу.

Свежие документы:  Открытый урок на тему: Народные промыслы России 8 класс

4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.

5. Открываются новые возможности для управления учебным процессом. Учитель может быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, обеспечить разно уровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5-9 классы), когда любая, даже мимолётная потеря визуального контакта с классом влияет на рабочий ритм. Учитель поворачивается к доске, что-то пишет, а за его спиной слышен легкий шум, перешептывания и прочее. Этих нескольких минут иногда достаточно, чтобы потерять обратную связь с учениками. И это вполне объяснимо, учитывая возрастные особенности ребят. Использование мультимедиа помогает решить и данную проблему. Необходимая информация появляется на экране в заранее подготовленном темпе и объеме. Диалог учителя с классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.

6. Более эффективно обеспечивается интерактивность обучения. У учителя появляются новые возможности по обеспечению обратной связи, по более эффективному предъявлению разно уровневых учебных задач. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.

7. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.

8. Меняется эстетика урока. Учитель получает мощные инструменты для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника. Достаточно хорошо овладеть соответствующими программами.

9. Возможность тиражирования мультимедийного урока. Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу предлагаются не просто авторские описания, а технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. И ещё одно. Некоторые учителя, регулярно проводящие мультимедийные уроки, записывают их на внешние носители и предоставляют своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный материал не только по учебнику, но и используя мультимедийное

сопровождение, сделанное учителем.

10. Учитель может организовать повторный просмотр материалов урока в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика. Это, безусловно, влияет на качество обучения в целом.


Таким образом, преимущество мультимедийных технологий налицо. Учитель может предоставлять информацию по различным каналам восприятия в любом режиме, дозировано. Ему легко управлять подключением, редактированием визуальных, аудиальных, печатных источников информации.

Однако надо учитывать, что мультимедийный урок, как уникальная форма педагогического общения, требует максимально серьёзного отношения, учёта накопившихся современных представлений об информационно-образовательном процессе.

1.3 Мультимедийный урок — методика организации процесса.

Первое-это создание медиатеки по предметам.

Основная трудность в подготовке конкретного урока заключается в том, что среди огромного многообразия «обучающих» программ только ничтожное количество связано с учебной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом. Исключая специализированное программное обеспечение, разработанное профессиональными педагогами в содружестве с учителями, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения требуют специальной адаптации, творческой работы преподавателя и методиста.

Поэтому я решила использовать в своей работе возможности программы Microsoft Power Point, позволяющей непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами.

Особенно интересны обучающие и контролирующие курсы (презентационные программы, компьютерные занятия) составленные самим учителем. Во-первых, они представляют правильное в методическом отношении изложение нового материала. Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с учебным планом. В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных курсах, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.

Вывод: Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

Второе– освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам).

При этом учитывается содержание изучаемого материала; основная педагогическая технология; наличие в учебном заведении компьютерных, программных и аудио-видеосредств; психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка; необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.

Для плана конкретного компьютерного урока учитель должен:

  • Составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;

  • из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;

  • отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени;

  • из найденных материалов (файлов) собрать презентационную программу.

Для этого пишет ее сценарий. При презентации на большом экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи — всё это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране; планируя достижение определённых целей, предусматривает их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которая также включаются в презентационную программу.

Вывод: Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.

Третье– освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  • усиление мотивации учения;

  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что 75% — визуалы. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одна страница текста, как известно, содержит около 2 Кбайт информации. Преподаватель произносит этот текст примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит порядка 1,2 Гбайт информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем миллион раз услышать».

Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, моя практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий.

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы, целей и задач урока, постановки проблемного вопроса

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

4. Как интерактивная лаборатория

Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.

5. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

5. Для снятия напряжения, релаксации

Для снятия напряжения, переключения внимания, особенно когда урок проходит в конце учебного дня, используем презентации, способные развлечь, снять напряжение. Например, физкультминутки.

6. Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.

7. Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.

8. Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)

9. Для сопровождения интерактивных игр

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.

  • С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.

  • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.

  • В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.

  • Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.

  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  • Повышение производительности урока.

  • Установление межпредметных связей с другими предметами.

  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.

  • Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

  • Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы.

1.4. Конструирование различных видов урока.


  • можно выстроить определённый конструктор мультимедийного урока, направленного на реализацию целей занятия по изучению нового материала.

  • В предложенном конструкторе может быть больше или меньше учебных эпизодов в зависимости от целей урока.

  • Учебный эпизод 1. Организационный момент. Мотивация учащихся. Цели и задачи занятия.

  • Учебный эпизод 2. Актуализация опорных знаний и умений

  • Учебный эпизод 3. Восприятие новой информации

  • Учебный эпизод 4. Учебные задания на осмысление новой информации

  • Учебный эпизод 5. Первичное запоминание, выявление связей и отношений

  • Учебный эпизод 6. Оперативное закрепление, повторение пройденного

  • Учебный эпизод 7. Контроль и коррекция

  • Учебный эпизод 8. Подведение итогов. Домашнее задание

  • Вполне очевидно, что количество учебных эпизодов, как правило, соответствует количеству слайдов мультимедийного урока. Исключением в уроке, направленном на изучение нового материала может стать учебный эпизод 3 «Восприятие новой информации», который, являясь ключевым и наибольшим по объёму, может состоять из нескольких слайдов, соответствующих нескольким подтемам.

  • Исходя из принципов деятельностного подхода, очень важно по каждому учебному эпизоду в деталях прописать действия учителя по предъявлении информации, организации, координации познавательной деятельности учащихся и действия ребят по выполнению предъявленных учебных задач, указать средства, с помощью которых они выполнят эти задачи. Естественно, очень важно предусмотреть, как будет организован контроль за выполнением поставленной учебной задачи.

  • Вполне естественно, что конструкция мультимедийного урока видоизменяется в зависимости от определённых учителем целей. К примеру, А. Б. Драхлер, (руководитель ВМО преподавателей общественных дисциплин, научный сотрудник ИОСО РАО), исходя из собственного педагогического опыта, предлагает следующие виды и типы учебных презентаций:

  • 1. Конспект урока. Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д. Иллюстративный ряд играет в данном случае явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.

  • 2. Слайд-шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи (может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя; как правило, сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.

  • 3. «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.

  • 4. Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд — минимален. Основная сфера применения — занятия повторительно-обобщающего характера.

  • 5. «Опорные сигналы». Фактически данный подход является ИКТ — развитием идей В. Шаталова. Естественно, что в данном случае потребуется эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).

  • 6. Заполняем таблицу. Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • 7. Анализ картины. Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение (или их малое число). В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения.

  • 8. Тестирование. Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.

  • 9. Рабочая тетрадь. «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т. ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.

  • 10. «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд при этом визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда, в зависимости от «стоимости» выбранного задания, происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации — слайд с правильным, откомментированным ответом.

1.5 — Здоровьесберегающая составляющая мультимедийного урока

Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками. По сути, во всех отечественных образовательных учреждениях, где продуктивно используются ИКТ в учебно-воспитательном процессе, постоянно нарушаются нормативно введенные ограничения.

Нам, учителям, следует задуматься над экологией мультимедийного урока. (См. приложение 1)

1.6. Поиск мультимедиа-ресурсов школьниками.

Самая главная проблема, возникающая при работе с Интернет, — быстро найти нужную мультимедиа-информацию и разобраться в ней, оценить информационную ценность того или иного ресурса. Отбор мультимедиа-информации школьниками должен производиться согласно принципу фильтрации не только высокоэффективной, корректной, но и достоверной информации.

     В процессе изучения мультимедиа и методов поиска мультимедиа-информации школьникам могут быть предложены эмпирически проверенные практические приемы и рекомендации поиска с использованием мультимедиа-средств, которые помогают структурировать время, внимание (тема, написанная на бумаге) и т.д. Вот некоторые из рекомендаций, предлагаемых обучаемым: (См. приложение 2).

     В данном случае, роль педагогов заключается не только в том, чтобы направлять школьников и оградить их от негативного влияния некорректной и недостоверной мультимедиа-информации, но и привить необходимые умения, обладая которыми, учащиеся смогли бы в дальнейшем осуществлять индивидуальную информационную защиту.
     Отдельное внимание должно быть уделено случаям, когда обучаемые занимаются поиском и сбором информации для своих мультимедийных проектов. Когда учащимся требуется собрать информацию для некоторого проекта, доклада или презентации, им следует, прежде всего, сосредоточиться на следующих ключевых этапах:

  • четкое формулирование критериев поиска;

  • поиск мультимедиа-информации и оценка его результатов;

  • внедрение найденной информации в контекст изучаемой тематики.

Такая трехэтапная стратегия отбора мультимедиа-информации развивает у учащихся аналитическое и творческое мышление и может быть применена:

  • в качестве аргументации в дискуссиях школьников;

  • при обмене учебными материалами;

  • при взаимодействии с учителем;

  • при применении стратегий поиска мультимедиа-информации;

  • для освоения гипертекстовой навигации;

  • при восприятии текстов на слух;

  • для усвоения информации путем ее дискретизации;

  • для восстановления неполной мультимедиа-информации;

  • для быстрого просмотра и оценки найденных мультимедиа-ресурсов;

  • при работе в группах.

Указанные выше методы могут лечь в основу методологии обучения школьников грамотному и корректному использованию мультимедиа-ресурсов в последующей деятельности, положительно отразиться на умениях школьников.



























Глава 2

1.7. Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология. (По учебнику (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология» М. Вентана-Граф, 2012 год.)

Тема урока: Интерьер и планировка кухни-столовой

Тип урока: получения новых знаний

Оборудование:

мультимедийное сопровождение. Презентация: «Интерьер и планировка кухни-столовой », рабочая тетрадь, альбом, карточки, клей, шаблоны для планирования интерьера кухни.

Планируемые результаты

  1. Предметные — создать условия для формирования у обучающихся понятийной базы и формированию понятий – интерьер, требования к интерьеру: санитарно-гигиенические и эстетические, планировка кухни, деление на зоны, стили кухни.


  1. Метапредметные (УУД):

-регулятивные — уметь выполнять действия по образцу; проявлять познавательную инициативу; самостоятельно определять цель учебной деятельности; — участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом — слушать собеседника, излагать свое мнение и идеи, умение договариваться и работать в коллективе ;

— познавательные проявлять познавательную инициативу; работать с учебником; осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сравнивать информацию, полученную из разных источников; выражать свои мысли, объяснять свой выбор, отвечать на вопросы, умение работать в группах.

  1. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; воспитание гражданственного патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к Родине.

Ход урока

Актуализация знаний и умений учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день ребята! Перед тем как начать урок мы должны привести рабочее место в порядок.

С целью актуализации знаний проводится краткая беседа с учащимися, входе которой задаются вопросы

Сейчас я задам вам наводящие вопросы, а вы определите, о чём мы сегодня будем разговаривать.

  1. В этой комнате всегда вкусно пахнет.

  2. Это любимое мамино место в доме

  3. С этой комнатой связаны такие понятия как «обед», «сервировка стола», «фартук».

Правильно ребята, сегодня мы будем разговаривать о кухне, о том, как выбрать интерьер для кухни. Ребята, какой будет тема нашего урока? Дети отвечают : Интерьер кухни

Слайд 1. « Интерьер и планировка кухни-столовой»

Давайте вначале нашего разговора заглянем в историю развития жилого интерьера, т.к. она не просто поучительна – она интересна.

Познавательные УУД – обучающиеся самостоятельно находят историю развития жилого интерьера в заранее подготовленных справочниках, учебнике, рассматриваем картины.

История интерьера – это длинный, сложный и противоречивый путь развития. И очень хорошо, если в таком выразительном, нестандартном интерьере все предметы сгармонированы между собой и достигнута целостность его оборудования.

Так знание истории жилища даёт полезный материал для размышлений над нашим сегодняшним интерьером.

2.3. Квартира, дом – это место, где человек отдыхает, живёт. Здесь он может помечтать, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями. Для всего этого должен быть соответствующий интерьер жилища.

Вопрос: Я сегодня уже достаточно часто употребляла слово интерьер. Давайте вместе попробуем дать определение этому термину.

Познавательные УУД – обучающиеся самостоятельно находят в разных справочниках по заранее подготовленным закладкам определение термина «Интерьер»

Интерьер квартиры – это её внутреннее пространство, определённым образом организованное и благоустроенное.

Вопрос: А какими же средствами можно благоустроить интерьер квартиры?

Основными средствами благоустройства квартиры являются: меблировка, отделка, оборудование, освещение, оснащение бытовыми приборами.

Мы любим наш дом и хотим, чтобы он был гостеприимным, иными словами комфортным.

Вопрос: Какую кухню, девочки, можно считать комфортной? Чтобы ответить на этот вопрос вам, работая в группах по двое, надо правильно сложить карточки и убрать из них лишние слова. Приложение 3

Гармония, комфортность, официальность, удобство, красота¸ чистота, помещение должно быть шумным, помещение темное, выразительность, отвечать санитарно-гигиеническим требованиям.

Проверяем. Слайд 2.

Девочки, у вас есть еще дополнительные карточки давайте допишем какие еще требования можно предъявить интерьеру кухни.

Планировка кухни.

Из всех видов работ, выполняемых на кухне – столовой, самой важной, требующей наибольшего времени и сил, является приготовление пищи.

По статистике женщина ежедневно “ наматывает” на кухне несколько километров, проводя здесь около трёх рабочих дней в неделю.

Вопрос:  Марафонские женские забеги можно сократить, но кто подскажет как это сделать?

Ответы: удобно разместить кухонное оборудование, создать рабочее место, где всё находится у хозяйки под рукой. Слайд 3.

Правильно ребята. А для этого нам необходимо ознакомиться с планировкой кухни. Найдите, пожалуйста, в учебнике, что такое планировка и на какие зоны делиться помещение кухни. Зона приготовления пищи, зона столовая
(обеденная). Девочки, как выдумаете, а что такое рабочий треугольник?

Переходим к следующему этапу. Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…

Какое оборудование и мебель необходимы на кухне?

Об этом нам расскажет одна из учениц ( по материалу подготовленному дома)

Практическая работа: обучающиеся коллективно планируют размещение оборудования кухни. Приложение 4. Слайд 4

Девочки, в качестве примера, перед вами находятся три схемы размещения оборудования на кухне. А также готовые схемы различного оборудования, работая в паре, давайте выполним размещение мебели и оборудования на кухне.

Физкультминутка.

Слайд 3

Отделка и цветовое решение кухни.

С размещением оборудования разобрались, поговорим о таком немаловажном требовании – отделке и эстетическом оформлении кухни. Отделка кухни должна быть рассчитана на влажную периодическую уборку. Немаловажную роль в создании комфорта квартиры играет цветовое решение. Известно, комната может произвести впечатление светлой, тёплой, солнечной или холодной, мрачной и унылой. Цвет не только оптически изменяет пропорции помещения ( темный – уменьшает, светлый- увеличивает), он обладает свойством радовать и печалить, раздражать и успокаивать, утомлять и повышать работоспособность.

Вопрос:  Рассмотрите, пожалуйста, цветовое решение кухни в учебнике на стр. 13-14. Какое бы название вы дали этим интерьерам кухни?

Освещение кухни.

Еще одним требованием, предъявляемым к кухне, является ее освещение. Не только форма светильников, но и правильное их размещение имеет значение в создании приятной обстановки в квартире.

Организация освещения кухни, как правило, зависит от ее размера. В небольшой кухне роль основного светильника выполняет светильник общего освещения потолочного типа. Для местного освещения рабочей поверхности стола удобно использовать специальные светильники под навесными кухонными шкафчиками.

Задание: Девочки, теперь вам необходимо сформулировать еще одно важное требование к кухне — санитарно-гигиеническое. Работа с учебником и справочной литературой. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Ответы учащихся. Аргументация и устранение ошибок в неправильных ответах.

Рефлексия учебной деятельности

Обучающиеся рассказывают. Что получилось в работе.. Определяют , сложными ли были задания.

-Чему научились на уроке?

-С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

-Что больше всего вам понравилось?

-Какие виды вы уже умеете выполнять?

Домашнее задание: выполнить практическую работу №1 на странице 19 учебника.

Выставление оценок.










Заключение.

Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс не модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует ещё более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счёту, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями, воспитательными и развивающими задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. «Мультимедийные средства при умелой организации учителем урока могут взять на себя функции ведения урока, которые могут определяться или на отдельный учебный эпизод, или на весь урок, то есть помогают ввести элементы самостоятельной учебной деятельности» (Л.В. Кочегарова).

Для отслеживания эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в МБОУ Рунская ООШ проводилось анкетирование учащихся.

В минувшем году в качестве критериев для анализа были отобраны два показателя:

1. Интерес к уроку.

Для исследования интереса к разным формам уроков учащимся задавался следующий вопрос: «Какие формы уроков вызывают у Вас интерес и способствуют повышению вашей активности во время работы на занятиях?

— мультимедийные уроки (большинство учащихся (более80%) поставили их на первое место);

— урок — дискуссия;

— интегрированные уроки;

— уроки — защиты творческих проектов.

За последний год интерес к урокам c использованием ИКТ возрос. Так как более 80% детей имея компьютер, по техническим причинам не имеют доступа в интернет. Поэтому интерес к ИТ урокам у них высокий. Вот высказывания учеников:

Мне нравится сдавать тесты по биологии на компьютере;

-Презентации, которые показывает учитель на уроке, очень нравятся, легче запоминается материал;

-Я сам умею создавать презентации, и мне это нравится…

2.Качество восприятия учебного материала:

-В презентации всё перед глазами, поэтому мне легче запоминается;

-В презентациях всегда записывается основное, чёткие фотографии. Интереснее, чем по плакатам.

Использование информационно-коммуникационных технологий способствует интеллектуальному и творческому росту не только ученика, но и учителя, дает ему возможность быть в курсе современных тенденций развития педагогической мысли; помогает быстро и адекватно реагировать на изменения приоритетов образования. Делает возможным применение современных способов интерпретации и систематизации информации при изучении традиционных тем школьного курса. Компьютер должен быть не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу








Список использованной литературы:

1). Арефьева О.М. Из опыта работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»https://festival.1september.ru/articles/519655/ Асмолов, А.Г.

2)Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока.- Волгоград, «Учитель», 2009

3) Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях (Электронный ресурс) // www.it-n.ru

4) Кочегарова Л. В. Методика использования мультимедиа-средств на уроке: заметки на злободневную тему (Электронный ресурс) // httpV/it- n.ra/commimities.aspx?cat_no=13748&tmpl=coni.

5) Макаренко А.С.Лекции о воспитании. (Электронный ресурс) https://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm

6) Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. — М., 2001.

7) Соломин В.П., Зеленин В.М. Создание и применение педагогических программных средств. — СПб., 2000.

8) Уваров А.Ю.. Педагогический дизайн. – Информатика, №30, 2003.

9) учебнику (УМК): Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология» М. Вентана-Граф, 2012 год.)

10) https://lpn.21202s19.edusite.ru/p16aa1.html

11) https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/library/primenenie-innovatsionnykh-tekhnologii-na-urokakh-v-nachalnoi





Приложение 1

Экология мультимедийного урока.

— Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник. Значит, необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;

— Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.

— Важнейший вопрос — сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности). У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги. К примеру, учительница начальных классов из г. Мончегорска Л. Г. Масько создала целую серию мультимедийных физкультминуток, отличающихся динамичностью и чёткой направленностью на гимнастику для глаз (Л. Г. Масько. Коллекция физкультминуток www.it-n.ru)

Мультимедиа вносит свои коррективы в организацию и проведение физкультминуток. Учителю довольно легко подключить ритмичный музыкальный фрагмент, снабдить его заранее продуманным видеорядом и провести несколько упражнений, снимающих усталость, поднимающих тонус. Маленькая мультяшная заставка, весёлые фотослайды заметно украсят физкультминутку.

— Использование ионизаторов и увлажнителей воздуха, комнатных растений, выделяющих кислород, — еще одно условие здоровьесбережения.

— Надо помнить об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью, не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех — лучшее лекарство от усталости на уроке. И в то же время мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь, способствует повышению утомляемости детей.
























Приложение 2

     1. Прежде чем начать поиск, надо определить, по какой теме необходимо искать информацию, записать ее на лист бумаги и положить его перед собой. Это поможет «не сбиться с курса».
     2. Необходимо продумать, сколько времени потребуется для одного сеанса общения с мультимедиа-ресурсом и попытаться удержаться в рамках определенного времени.
     3. Для того, чтобы найти требуемую информацию в различных мультимедиа-ресурсах на различных сайтах, необходимо подобрать ключевые слова и сочетания слов, наиболее подходящих к искомой теме, для чего:

  • составить список используемых поисковых систем и каталогов;

  • составить ориентировочный список мультимедиа-ресурсов по определенной теме;

  • подобрать информацию по данной теме;

  • предложить темы и названия телепередач, статей, видео- или аудио продукции, которые могут дополнить найденный материал.

4. В процессе работы обязательно будут встречаться интересные ссылки, но, совсем не относящиеся к делу. Надо постараться игнорировать их, или же добавлять их в список «закладок», который предусмотрен программой просмотра. В следующий раз к ним можно будет вернуться. 5. Лучше всего изучить интересующий мультимедиа-документ целиком, затем перейти по ближайшим к заданной теме ссылкам.




Приложение 3





Гармония




Комфортность



официальность




Удобство



Красота




Помещение должно быть шумным




Чистота




Помещение темное



Выразительность интерьера




Нормальный климат в помещении





Приложение 4









27


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: