Обучение мастерству рукоделия.
Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, уходящей с одной стороны, корнями в народное творчество, с другой – непрерывно развивающейся и совершенствующейся в соответствии с запросами современного общества. Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Все мы замечали, что предметы , сделанные своими руками вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Всем нам известно, что с давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению
Дошедшее до нас из глубины веков народное искусство, возрожденное и бережно хранимое, несет людям свет красоты и добра. Художественное творчество, прикладное искусство не только формирует творческую личность, но и помогает восстановить связи поколений, глубже понять и осознать чувство патриотизма, любви к своей Родине. Соприкасаясь с миром искусства, и тем более создавая произведения искусства своими руками, дети становятся духовно богаче, постигают непреходящую ценность высоких идеалов красоты .Стремление к прекрасному естественно для человека, а создание своими руками красивых вещей – одна из духовных потребностей.
В процессе обучения рукоделию перед учениками раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками, секреты народной мудрости. Рукоделие развивает в учениках трудолюбие, аккуратность, образное мышление, творческое воображение. Кроме того, занятия рукоделием развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделия и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, учащиеся получают возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.
По опыту своей работы наблюдала, что занятия одним видом рукоделия быстро надоедает ребятам, поэтому в своем кружке « Мастерица» я сочетаю несколько видов рукоделия: поделки из соленого теста, вязание крючком, несколько занятий посвящаю кулинарии.
Занятия проводятся два раза в неделю, программа рассчитана на 144 часа ,из которых больше половины отводится практическим занятиям. Занятия посещают девочки 5-6 классов, проводятся они в кабинете технология, который оснащен необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями и инструкциями по технике безопасности, которой на занятиях уделяется должное внимание . так как приходится работать и с колющимися и с режущимися инструментами(ножом, иглой. За время обучения девочки получают как теоретические знания , так и практические умения и навыки, которые несомненно пригодятся им в дальнейшей самостоятельной жизни.
Но первые я посвящаю кулинарии, эти занятия девочки особенно любят они с большим желанием демонстрируют свои кулинарные способности, знакомятся с холодными блюдами и закусками, проявляют фантазию при оформлении готовых блюд, познают правила столового этикета, С девочками проигрываем различные ситуации: прием гостей ,как принимать подарки, сервировать стол, таким образом они получают практические советы по кулинарии и закрепляют свои знания уже дома, когда демонстрируют ,чему они научились.
Знакомясь с основными приемами вязания, девочки узнают о том, что вязание одно из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. И любопытно ,что первыми начали вязать мужчины, теперь вязание- женское занятие, хотя во многих странах, таких как Норвегия, Франция, Англия. до сих пор вяжут мужчины .Вязание очень разное по технике выполнения. по назначению, так как можно изготовлять одежду и отделку к ней, оформлять интерьер, вязать игрушки. Усвоив азы вязания, выполнив первые свои изделия, девочки приобщаются к этому прекрасному виду рукоделия
На занятиях девочки узнают ,что из теста готовят не только хлебобулочные и кондитерские изделия, но и всевозможные поделки, украшения и сувениры.
для этого необходимо замесить тесто с солью, в определенных пропорциях, добавить немного растительного масла. чтобы оно было более эластичным , клей и материал готов..Тесто- приятный на ощупь и не алергенный материал, для росписи фигурок подходят любые краски, а можно и заранее окрашивать тесто в различные цвета , добавляя краску при замешивании. При помощи незатейливых вещиц поверхность изделия из теста можно сделать рельефной, для этого подойдет и простая расческа и чеснокодавка и ситечко Сборные композиции из фруктов, цветов и прочих мелких орнаментальных деталей — отличная возможность проявить фантазию. Полученные изделия сушат , а затем покрывают лаком
Освоив навыки лепки, учащиеся смогут сделать необычные, легкие и прочные украшения для интерьера или изготовить небольшие сувениры для подарка на различные праздники: Новый год, День Святого Валентина, Восьмое Марта и просто кому-нибудь на день рождения.
Все полученные теоретические знания закрепляются практически, т.е. девочки сами изготавливают изделия , при этом проявляя свою самостоятельность, творчество , а я только направляю их творческую деятельность , помогаю в выполнении поставленных задач.
При отборе изделий для изготовления учащимися на занятия, руководствую следующими принципами:
-доступность в работе с учетом возраста учащихся;
-возможность формирования у учащихся специальных знаний и умений.;
— обеспечение общественно-полезной значимости изделий.
Цель занятий: овладение теоретическими и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса. и сформировать у них устойчивую систематическую потребность к саморазвитию самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в тяге к искусству, истории, культуре, традициям
Задачи обучающие:
-обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия;
-формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству
-развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий
Задачи воспитательные:
-способствовать воспитанию творческой активности;
-формировать чувство самоконтроля.
-Задачи развивающие:
-способствовать у обучающихся логического мышления содействовать формированию всесторонне развитой личности
Задачи мотивационные:
-создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества;
-развивать активную деятельность
Задачи социально-педагогические:
формирование общественной активности, реализация в социуме.
На занятиях применяю различные формы и методы работы: рассказ, беседа ,объяснение, а также практические упражнения Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний
Главное на занятиях – не сообщение знаний, а выявление опыты детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение
Каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.
В кружке совместно со сверстниками и педагогом, под его чутким руководством, дети осваивают понятия об удобстве, полезности и значимости, красоте и безвкусице.
Индивидуальный подход в нашей работе создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. Обучаемым всегда дается возможность выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.
Творческий рост обучающихся можно наблюдать по сложности выполненных работ, так как от простых изделий они переходят к более сложным.
Сначала выявляются первоначальные навыки и умения в специальных упражнениях, ведется наблюдение за детьми. Затем обучаемые, получают азы мастерства: воспитывается правильная координация мелких движений, усидчивость, аккуратность, появляется умение работать, особое внимание уделяется технике безопасности.
О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на выставках после изучения пройденной темы. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках. Работы наших ребят постоянно участвуют в различных районных творческих мероприятиях :»Космическом фестивале»,»Творчестве юных»,областные;»Зеркало природы»:»Зеленая планета»,на выставках , посвященных знаменательным датам Лучшие работы отмечены грамотами и дипломами, ребята получают свидетельства об участии в различных конкурсах. В школе практикуется выставка творческих работ учащихся перед родительскими собраниями, где наши работы всегда выставляются и пользуются успехом .В классе имеется выставка лучших работ, которая постоянно обновляется , дополняется новыми работами.
Предполагаемый результат работы кружка:.
Обучающиеся должны знать и уметь:
Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства
Историю возникновения вязания, рукоделия из соленого теста
Самостоятельно составлять композиции и панно из соленого теста.
Основы цветоведения.
Виды и свойства пряжи и других материалов.
Подбирать правильно крючок и пряжу
Освоить основные приемы вязания крючком и выполнять простые изделия прихватки, салфетки .изготавливать вязаные игрушки. .
Освоить технологию приготовления некоторых блюд, уметь их оформлять; освоить элементы столового этикета.
Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить изделие из соленого теста.
Правила общения.
Правила безопасности труда
Правила личной гигиены.
Получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определенном виде деятельности, проявляет личное творчество и участвует в коллективном. Обучаясь и воспитываясь в благоприятной среде, ребёнок получает всё необходимое для полноценного развития.
В заключении хочется отметить ,что мы должны заинтересовать детей занятием рукоделия, превратить кропотливый труд в чудесные мгновения творчества и красоты.
МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа
Обучение мастерству рукоделия.
(Из опыта работы кружка «Мастерица»)
Подготовила учитель технологии
Плис Татьяна Алексеевна.
2012-2013год