Открытый урок на тему: Народные промыслы России 8 класс


Автор статьи:

преподаватель технологии

ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц МО РФ»,

Помазова Оксана Владимировна


ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока для воспитанниц 8-го класса предметной области «Технология» на тему «Народные промыслы России»

(посвящено Году Культуры-2014)


Цели: продолжить знакомство с многообразием декоративно-прикладного искусства на территории России, заслушать творческие мультимедийные проекты воспитанниц на заданную тему.

  1. Создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы над творческими мультимедийными проектами по заданной теме.

  2. Научить работать с различными источниками информации и эффективно использовать полученный материал при подготовке к научно-практической, проектно-исследовательской деятельности по предмету в рамках ФГОС второго поколения.

  3. Развивать творческий потенциал личности, формировать уважительное отношение к своей родине, людям и результатам их труда.

Учебно-познавательные и воспитательные задачи.

Задачи:

  1. Образовательные:

а) познакомить с многообразием декоративно-прикладного искусства России;

б) научить самостоятельно, работать и анализировать, обобщая собранный материал;

в) привить навыки представления подготовленного материала на заданную тему.

  1. Развивающие:

а) развивать интеллектуальные качества (познавательные процессы): самостоятельность и мышление, память и внимание, наблюдательность и креативность, умение выделять главное;

б) развивать навыки работы с источниками информации;

в) формировать интерес к творчеству.

  1. Воспитательные:

а) воспитание эстетического восприятия, чувства стиля;

б) воспитание трудолюбия, ответственности за результаты работы;

г) умение работать в коллективе;

д) воспитание творческого потенциала личности.

Межпредметные связи: история, литература, изобразительное искусство, МХК, информатика.

Тип урока: урок-конференция или урок-защита творческих проектов, подготовленных коллективно; рассказ, самостоятельная работа учащихся.

Методы обучения: объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные), репродуктивные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские. (Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний: преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему, учащиеся самостоятельно ее разрешают, преподаватель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении проблемы).

Наглядные пособия и оборудование: мультимедийные средства обучения, наглядный материал, иллюстрации, дополнительная литература, мультимедийная презентация, доклады.

Содержание.

  1. Введение.

  2. План-конспект открытого урока.

  3. Перечень тем, предложенных для подготовки мультимедийных проектов по предмету «Технология».

  4. Приложения.

  5. Список литературы.



I. Введение.

В статье предложен материал, который поможет учителям предметной области «Технология» подготовить урок, включающий разные типы: урок-конференция, комбинированный, теоретический, практический и др. Урок-конференция является одной из организационных форм обучения. При разработке плана-конспекта открытого урока были использованы такие методы обучения, которые организуют самостоятельную работу учащихся: объяснение, лекция, демонстрация, наглядный метод, объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

II. План-конспект открытого урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие. Доклад дежурного о готовности класса к уроку. Объявление темы и плана урока.

Информация для учителя.

Урок-конференция – это один из современных видов урока, позволяющий, развивать интеллектуальные качества, самостоятельность и творческий характер мышления, умение выделять главное, наблюдательность, творческий потенциал. Работа на уроке в данной форме включает в себя как изучение теории, так и полное погружение в многообразие декоративно-прикладного искусства России прошлого и настоящего. Данный тип урока выполняет следующие функции:

  • развитие содержания базового курса технологии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;

  • развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное;

  • развитие умения планировать свою деятельность;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;

  • развитие опыта публичных выступлений;

  • воспитание личности, развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения: сенсорную, двигательную и эмоциональную сферы;

  • стимуляция поисковой деятельности.

Урок-конференция – разновидность тьюторской работы, где основная роль принадлежит ученику, а учитель направляет и консультирует. Тематика, перечень докладов для освещения на занятиях подобрана с учетом определенной преподавателем общей темы для обсуждения – «Народные промыслы России». Выбранная тема должна нести познавательный, исследовательский характер. Темы проектных заданий для учащихся подобраны таким образом, чтобы получая консультацию у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность и в домашних условиях продолжить работу над проектом.

2. Народные промыслы России (информация для учащихся).

Урок-конференция начинается со вступительного слова учителя. Он сообщает тему занятия, раскрывает значение, знакомит с планом проведения и поочередно предоставляет слово ученикам, которые готовили выступления.

Учитель: «В историческое путешествие по миру народных промыслов России мы отправимся под девизом: «Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, а то дорого, что руками мастера создано» (урок сопровождается мультимедийной презентацией учителя).

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.

Информационная справка.

Наиболее активное развитие народных промыслов во всех регионах России началось во-второй половине ХIХ века (см. Приложение 1).

Вопрос. Девушки, что вы знаете о народных промыслах России?
Задание. Давайте посмотрим презентацию-загадку, и попробуйте определить, какой вид народного промысла изображен на картинке (просмотр презентации-загадки на тему «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ», такую презентацию можно сделать, демонстрируя фотоизображение, а учащиеся должны отгадать, какой вид народного промысла показан).

Русские народные промыслы и ремёсла, возникшие в давние времена, интересны и востребованы в современном обществе. Народные промыслы России – огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту.

Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный. Богата земля российская разнообразными народными промыслами. Ремесла сохранились и в наши дни. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

Народные художественные промыслы – исторически сложившиеся, традиционные центры прикладного искусства, отличающиеся своими характерными приёмами изготовления вещей.

Это искусство характеризуется коллективной основой творчества, применением ручного труда, спецификой традиционной техники, преемственностью приёмов и форм, идущих из глубины столетий.

Сейчас мы рассмотрим некоторые виды народных промыслов, совершив экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества (в процессе виртуальной экскурсии рекомендуется наглядно демонстрировать предметы народных промыслов).

Гжель – это один из крупнейших керамических центров русской культуры, известных с XIV века. До сегодняшнего времени сохранили местные жители неповторимый облик керамический изделий, передавая из поколения в поколение мастерство, бережное отношение к драгоценному материалу, любовь к природе, которая и дала возможность родиться и расцвести гжельскому промыслу.

Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом.

Вы, наверное, видели необыкновенную на вид посуду, в которой завораживает красота сочетания белого и синего цветов. Секреты красоты таятся в самой природе. К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел.

При изготовлении предметов принимают участие люди 40 профессий. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывают в них частичку своего сердца, доброту души.

Что же делают в Гжели? Чашки, кувшины, сервизы, кружки, вазы, фигурки людей и животных. Посмотрите как красиво это бело – синее фарфоровое чудо. Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».

И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.

В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды.

А вот в гости пожаловала дымковская игрушка!

Дымковская игрушка. Игрушечный промысел в Вятке, возник в глубокой древности. Игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке. Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Когда-то, очень давно, дети играли в эти игрушки. Сейчас они служат для украшения нашего жилья. Дымковская игрушка – искусство только рукотворное. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Каждая игрушка уникальна и единственна.

Еще одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь это игрушечных дел мастера. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.

Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа. Керамическая игрушка – традиционное искусство народных промыслов.

До сих пор фигурные сосуды, игрушки, керамическую посуду делают во многих городах и селах (Филимоново, Торжок, Сергиев Посад и др.).

Жостовская роспись. Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых. И только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии: Жостово, Троицком, Новосельцеве и других.

Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле Свердловской области.

А сейчас мы отправимся в подмосковное село Жостово, где изготавливают расписные металлические подносы. Начало этому своеобразному искусству было положено в конце 18 века. Роспись производится по черному фону, применяют и красный и синий и другие цвета. Яркие букеты, композиции из роз, пионов, тюльпанов поражают своей красотой, рождают чувство уважения к мастерам.

А завершит нашу экскурсию народных промыслов изумительные по красоте и оригинальности художественные предметы миниатюрной лаковой живописи.

Городецкая роспись – лаковая миниатюра отражает жизнь народа, русские былины, природу. Художественный русский народный промысел. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшали прялки, мебель, ставни. В 1936 году основана артель (с 1960 г фабрика «Городецкая роспись»), изготавливающая сувениры.

В своих работах мастера создают красоту своего края. В конце 19 века была распространена иконопись. На ее основе возникла чернолаковая миниатюра – это лаковые шкатулки, мебель, предметы посуды.

Хохломская роспись — старинный русский промысел, родившийся в XVII веке в Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (изредка, зелёным и жёлтым) цветом по золотистому фону. Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Веками складывались и отшлифовывались формы прикладного искусства. Народы России славятся своими мастерами талантливыми и трудолюбивыми. Богат и разнообразен мир профессий, главное в жизни заниматься любимым делом.

Продолжая путешествовать по миру декоративно-прикладного искусства, нам сейчас будут представлены следующие мультимедийные творческие проекты воспитанниц по следующим темам:

1. «Авторская матрешка»;

2. «Волшебный бисер: бисероплетение и вышивка»;

3. «Тульские самовары и пряники» (см. Приложение 3).

При подготовке творческих проектов, воспитанницы использовали различные источники информации. На уроках мы изучали многообразие декоративно-прикладного искусства на территории России, говорили об истории прошлого и связи с настоящим.

Жюри: (до начала урока надо отобрать два ученика в состав жюри) ведут протокол, задают вопросы (см. Приложение 2), суммируют баллы, подводят итог и передают протокол преподавателю для переноса оценок в журнал.

Инструктаж. В соответствии с установленным регламентом времени (одно выступление занимает от 5-7 минут, включая вопросы и ответы), сначала с докладом выступает первая пара, затем они отвечают на поставленные вопросы, которые регистрируются членами жюри в протоколе и выставляются баллы в соответствии с заявленными критериями. После этого очередь переходит к другому участнику, который делает доклад и отвечает на вопросы жюри. В итоге работы на уроке-конференции воспитанницы должны осветить предложенную тему максимально разносторонне, выразив свое видение изученного вопроса.

3. Заключительный этап.

Обсуждение мультимедийных презентаций и докладов. Подведение итогов жюри, объявление общих баллов (выставление оценок). После выступления докладчиков, жюри передает протокол преподавателю для озвучивания общего балла (в конце занятия в соответствии с выставленными баллами педагог выставляет оценки, опираясь на результаты работы жюри). Оценка качества выполненной работы. Рекомендации и пожелания для улучшения качества презентаций и докладов.

4. Рефлексия.

Чтобы подвести итоги урока, помимо оценок вы, мы выдаем карточки со смайликами и задаем вопрос «В какой мере вы удовлетворены занятием?» и, выбирая один из смайликов, они поднимают карточку. Таким образом, в игровой форме мы определяем эффективность проведенного урока по эмоциональному состоянию учащихся.

III. Перечень тем, предложенных для подготовки мультимедийных проектов на занятиях по предмету «Технология» (на выбор).

  1. Искусство Гжельской росписи: керамика.

  2. Роспись по дереву, лаковая живопись.

  3. Кружевоплетение – история и современность.

  4. Художественная обработка металла.

  5. Авторская матрешка.

  6. История дизайна в России.

  7. История художественной керамики.

  8. Расписные глиняные игрушки: Филимоновская и Дымковская.

  9. Техника и приемы настенной росписи.

  10. Хохломская роспись.

  11. Жостовские подносы.

  12. Тульские самовары и пряники.

  13. Искусство батика: история и современность.

  14. Художественная резьба по дереву.

  15. Растительные мотивы в гжельской росписи.

  16. Искусство вышивки лентами и бисером.

  17. Волшебный бисер: бисероплетение.

  18. Искусство вышивки в русском народном костюме.

  19. Цвета и символы в русской народной вышивке.

  20. Народные промыслы моего края (малая родина ученицы).

Ученики могут предложить свою тему в рамках общей темы.


IV. Приложения.

Приложение 1.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ

Населенный пункт

Где находится

Вид ремесла

Время основания

с. Гжель

Московская область

Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда.

XIV в.

г. Городец

Нижегородская область

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

с. Дымково

Кировская область

Расписные глиняные. Игрушки.

XIX в.

с. Филимоново

Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

XIX в.

г. Семенов

Московская область


Матрешки. Роспись по дереву (ложки, посуда).

XV в.

г. Сергиев Посад

Московская область

Роспись по дереву. Игрушки.

XIV в.

г. Павловский Посад

Московская область

Расписные платки.

XIX в.

с. Жостово

Московская область

Роспись по металлу. Подносы.

XVIII в.

с. Хохлома

Нижегородская область

Роспись по дереву.

Лаковая живопись.

XVII в.

пос. Палех

Ивановская область

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

XVII в.

г. Дятьково

г. Гусь-Хрустальный

Брянская обл.

Владимирская область

Хрусталь.

Стеклянная посуда

XVII в.

XVII в.

г. Торжок

Тверская область

Кружевное шитье Глиняная игрушка.

XII в.


г. Тула

Тульская область

Производство самоваров, пряников. Производство оружия.

XII в.


Приложение 2.


Примерные дополнительные вопросы жюри:

  1. Вопрос. В каком веке появилась авторская матрешка в России? (к 1-му докладу)

Ответ. Впервые об авторской матрешке упоминается в 15 веке – это Семеновская матрешка, родом из Московской области
г. Семенов, а в 19 веке появилась в Павловском Посаде.

  1. Вопрос. Из какого дерева изготавливают заготовки для будущих матрешек? (к 1-му докладу)

Ответ. Будущие матрешки изготавливают из липы, реже из ольхи и березы, древесины должна обладать мягкостью при обработке.

3. Вопрос. Откуда и в каком веке впервые появился бисер в России? (ко 2-му докладу).

Ответ. В конце 18 века в Россию был привезен бисер из Венеции и Богемии.

4. Вопрос. Какими нитками лучше всего выполнять вышивку бисером? (ко 2-му докладу).

Ответ. Лучше всего вышивать нитками изо льна, хлопка и капрона с добавлением лавсана для прочности.

5. Вопрос. В каком веке впервые появились самовары в России? (к 3-му докладу).

Ответ. Первые, документально зафиксированные самовары, произведенные в Туле, появились в конце 18 века.

6. Вопрос. Чем являлся тульский пряник для русского человека в 18 веке? (к 3-му докладу).

Ответ. Тульский пряник для русского человека с 18 века являлся душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой для детей, сувениром, как и в настоящее время – символом праздничности.


Приложение 3.

1 Доклад на тему «Авторская матрешка»

Матрёшка – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и жёлтом платке. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» А. Мамонтова привезла из Японии фигурку лысого старика мудреца Фукурумы. Она состояла из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Токарь по дереву Василий Звёздочкин, трудившийся в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девушек в русском стиле одежды. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой. Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным. В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.

2 Доклад на тему

«Волшебный бисер: бисероплетение и вышивка»

История бисероплетения уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер – это стеклянные бусинки очень маленького размера.

Вначале их делали, наматывая тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут. Полученную стеклянную трубочку разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни. Позже бисер стали изготовлять в Богемии. В Россию бисер привозили из Венеции и Богемии.

Бисер высокого качества не производится в нашей стране и по настоящее время. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали, чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что «бороной да иглой деревня стоит».

Рассмотрим несколько техник: техника бисероплетения «монастырское плетение» – заключается в том, что бы нанизать все бисерины на одну нить так, чтоб в итоге второй конец нити просунуть через четвертую бусину и получить крестик. И так продолжаете дальше до получения желаемых размеров полотна.

Техника бисероплетения «мозаика» – самое плотное плетение, бисерины должны прилегать друг к другу. Техника бисероплетения мозаика является самой популярной и прочной.

Техника бисероплетения «кирпичики» — ее чаще всех используют начинающие мастерицы.

Техника бисероплетения «воздушка» — для этой техники понадобится много лески, примерно 7-8метров. Вы не должны отрезать конец лески, пусть он будет на мотке – это поможет вам сделать работу более удобной. Теперь начинайте плести крючком обычную цепочку, но при этом, не забывайте на звенья добавлять разные бисерины. Чем больше бисерин вы добавите – тем красивее будет ваше итоговое изделие. Вы можете вплетать бисерины разных размеров и цветов – это сделает ваше изделие более ярким и интересным.

Украшаем одежду. На последних показах моды все чаще можно увидеть одежду, вышитую бисером. Многие дизайнеры черпают вдохновение, проникнувшись духом прошлых столетий. Сейчас вышивка бисером на одежде снова становится актуальной. Самая простая вещь, украшенная узором из бусин, моментально становится уникальной, со своей особой изюминкой. Кстати, популярные дизайнеры за вещь, украшенную подобным узором, запрашивают немалую сумму, поскольку ручной труд, всегда, высоко ценится. И такая одежда носит особое название «От-кутюр».

Для того чтобы вышить на одежде определенный орнамент, помимо самих бусин, вам также понадобиться особая ткань, называемая «канва». Для оформления одежды лучше выбирать канву из синтетических материалов небольшой толщины.

А если вы решите вышить картину – то стоит обратить внимание на канву из льна. Вышивка бисером на одежде лучше всего смотрится, если вы используете тонкую нить, которая подходит по цвету к ткани, на которой предполагается поместить рисунок. Самый лучший выбор – это нитки изо льна, хлопка и капрона с добавлением лавсана.

Цвета бисера. Нередко можно встретить позолоченный, посеребренный и металлический бисер, их родиной является Франция. Единственная в Европе мастерская по производству уникального в своем роде бисера, расположена в маленьком городе под названием Во-ан-Велане.

Цвета бисера, произведенного во Франции, завораживают. Над их разработкой трудиться несколько десятков человек, изучающих не только спрос, но и окружающие каждого из нас природные явления, чтобы в будущем мир увидел очередной шедевр – бисер цвета вечернего неба.

Картины из бисера на клею. Поделки из бисера всегда завораживали своей красотой и оригинальностью. Сегодня большой популярностью пользуются картины из бисера на клею. Они доступны для большинства рукодельниц, так как достаточно легко создаются. Клей крепко сцепляет бисер с основанием и дает возможность делать самые сложные и многоцветные картины. Клей придает картине долговечность, но в тоже время не изменяет оттенок бисера и его структуру. Работы выглядят потрясающе.

3 Доклад на тему «Тульские самовары и пряники».

Тульские самовары. Словосочетания русский самовар и тульский самовар неразрывно связаны друг с другом. Уже непонятно, что более на слуху. Но факт остается фактом – первый массовый выпуск самоваров начался в Туле, благодаря чему мы можем выделить среди всего самоварного производства именно тульский самовар.

Первые, документально зафиксированные самовары, произведенные в Туле, появились в конце восемнадцатого века. Первые мастера были братья Лисицыны, которые получили небольшое производство от отца, занимавшегося производством различных изделий из меди. Самовары Лисицыных отличаются разнообразием – крученые, толстые, яйцевидные, с краниками-дельфинами. В тульском музее имеются подобные старейшие самовары. Также не менее известны тульские производители Ломовы, выпускавшие в год более тысячи самоваров.

Из Тулы самовары расходились по всей России. Сначала их везли на лошадях, а затем по реке Оке везли их до самых крайних точек страны по всем рекам. Интересно, что цена самовара в те времена во многом зависела от его веса.

Нельзя сказать, что тульские самовары производили только в городе Туле. Много окрестных деревень в радиусе 40 километров также специализировались на этом промысле. Часто деревня просто получала заказ от фабриканта на изготовление какой-нибудь одной самоварной части, поэтому неудивительно, что в итоге самовар мог иметь различные клейма на всех частях.

В конце девятнадцатого века на смену ручному труду приходит машинный, но в производстве самоваров ценился именно ручной труд, так как выполнить с помощью машин все характерные самоварные черты было невозможно. Рост объемов производства способствовал тому, что цена на самовар стала снижаться, что сделало его популярным среди не самого обеспеченного народа.

До наших дней в основном дошли самовары, сделанные в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Конечно, они не совсем похожи на своих первых собратьев, вобрав в себя черты стандарта, но именно они прославили на весь мир тульский самовар.

Печатный тульский пряник – удивительный русский деликатес. По сути, это лакомство, по форме – сувенир, открытка, лубок, плакат, поздравление, оформленные в лучших национальных традициях. О том, когда и как появился пряник на Руси, споры ведутся до сих пор. История русского пряника действительно уходит в языческие времена раннего средневековья, когда восточные славяне, освоив земледелие, стали заменять в языческих жертвоприношениях мясо животных и птиц изделиями из зерна. Изображения домашнего скота для ритуального пиршества выпекали из теста. Эти обычаи просуществовали около 5 веков, и только к началу XVI века «красно украшенное» печенье потеряло культовое значение, но осталось символом праздничности.

А самые известные «печатные» пряники с давних времен выпекают в Туле. Особую популярность тульский пряник обрел в XIX в. Ежегодно тульские кондитеры выезжали со своим товаром на российские и заграничные ярмарки, где тульский пряник неоднократно награждался российскими и международными призами.

Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие – ни веселое, ни грустное. Пряники были обязательны на многих праздничных застольях. Ими было принято одаривать близких людей. Их подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому.

Пекли пряники обычно к Рождеству Христову, к Пасхе, другим православным праздникам, а также к поминальным дням. Постными пряниками «утешались» православные в дни Великого и Рождественского поста. Пряники дарили на именины и тогда, когда давали имя ребенку. Пряник дарили невесте на свадьбе, в а конце пиршества распределяли его кусочки среди гостей, это означало: пора расходиться по домам. На следующий день после свадьбы молодожены брали другой пряник, специально выпеченный на этот случай и шли на дом к родителям молодой, чтобы там положили деньги и подарки. Пряникам приписывались целебные свойства, ими лечились, в этих случаях на них изображали магические знаки или начальные буквы имен святых.

Самой излюбленной утехой и лакомством были пряники для детей. Легко представить, какую радость вызывали у них душистые сладости в виде игрушек, а пряники с изображением отдельных букв служили своего рода азбукой.

Тульский печатный пряник и в наши дни остается замечательным душистым оригинальным подарком, поздравлением, игрушкой, сувениром.


V. Список литературы.

  1. Технология: 7-8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 2-е изд., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010;

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001;

  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Компакт, учеб. курс. Минск.: Университетское, 2004.

  4. Интернет-ресурсы.


Свежие документы:  конспект урока «COMPUTER ESSENTIALS»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: