МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»
План – конспект урока по теме:
«Работа над творческим проектом»
6 класс
Разработала:
Савина Н. Н.,
учитель технологии
(обслуживающего труда)
п. Волоконовка 2014
План – конспект урока по теме
«Работа над творческим проектом»
Класс: 6
Раздел: Творческий проект
Тема урока: «Работа над творческим проектом»
Цели:
Образовательная — способствовать формированию у учащихся представления о проектной деятельности.
Развивающая – содействовать развитию у школьников умений сравнивать, анализировать, выделять главное, задавать вопросы и отвечать на них;
создать условия для развития у школьников умений составлять план работы.
Воспитательная — способствовать формированию и развитию эстетических и экономических качеств личности.
Профориентационная — способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих трудовых качеств.
Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (восприятие- осмысление)
Методы проведения занятия: рассказ, объяснение, беседа, убеждение, упражнения
Формы организации познавательной деятельности учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.
Объект труда: творческий проект
Межпредметные связи: психология, изобразительное искусство, эстетика, экономика, экология.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
— кабинет математики;
— компьютер; экран;
— образцы проектов учащихся.
2. Дидактическое обеспечение:
— учебник,
— рабочая тетрадь;
— материалы для контроля знаний учащихся (карточки – задания);
— компьютерная презентация «Работа над творческим проектом»
Литература:
Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек); Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана – граф, 2003
Технология. 6 класс (для девочек): Поурочные планы/ Авт.- сост. И. В. Бобунова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 92 с.
Кругликов Г. И. Практикум по курсу «Методика преподавания технологии». Часть 1 – Курск: Издательство КГПУ,1999
Журнал «Школа и производство» №6 2002, №2 2003, №3 1998, №5 1998
Ход урока:
1.Организационный момент:
— приветствие;
— проверка явки учащихся;
— заполнение учителем классного журнала;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу;
— доведение до учащихся плана урока
2. Повторение изученного материала.
Опрос (устно).
— Что называется проектом?
— Где вы уже сталкивались с понятием «проект»?
— Что дает человеку проектная деятельность?
(Письменно)
Задание: Установить последовательность выполнения проекта
(приложение 1).
Учащиеся. 1. На отдельных листах учащихся дополняют (вписывают) недостающие пункты.
2. Обмениваются в парах и проверяют по тетрадям.
3.Оценивают выполненную работу (в парах)
Учитель. Девочки, составьте, пожалуйста, алгоритм этапов выполнения проекта, используя данные слова.
Слова для справок: подготовительный этап, заключительный этап, технологический этап, конструкторский этап.
Тема урока: Работа над творческим проектом. (Показ слайда №1)
Сегодня мы будем работать над подготовительным этапом.
Цель работы – совершенствование своих возможностей в области проектной деятельности (слайд №2)
План урока: (слайд №2)
Обосновать возникшую проблему и потребность.
Выбрать модель. Описать внешний вид модели.
Выбрать материалы, инструменты и оборудование
3. Актуализация субъектного опыта знаний
Учитель. На прошлом занятии мы с вами обозначили для себя проблему, над которой будем работать — это праздники. Они приносят в нашу жизнь много веселья и радости. Одним из важных атрибутов праздника являются подарки. (Демонстрация подарочных изделий)
Сообщение учащихся на тему «Этикет. Правила дарить подарки»
Учитель. Всегда возникает вопрос в потребности – что подарить? Каким должен быть подарок, чтобы доставить человеку удовольствие? Давайте с вами обсудим. Какой подарок приятнее всего получить: приобретенный в магазине или выполненный своими руками? (показ образцов). Почему? (ответы учащихся)
Учитель. Конечно, верно. Я согласна с вами. Но у каждого из нас может возникнуть вопрос: «А что я могу, что умею?» Давайте постараемся оценить свои способности.
— Для начала откройте, пожалуйста, волшебное письмо (приложение 2), которое лежит у вас на парте и прочтите его по себя.
«Ты сомневаешься в себе? Тогда узнай нечто очень важное: все дети талантливы от природы! Твои трудности связаны с тем, что ты не сумел добраться до своих способностей.
В этом помогут тебе сила ума, сила умения видеть, сила рук».
-Это волшебное письмо пусть останется вам на память. А сейчас предлагаю оценить свои способности.
Задание: Запишите на листе то, что вы умеете делать? (Учащиеся перечисляют свои способности, например, могу шить, вязать, вышивать, выполнять аппликации из бумаги, рисовать и т. д.)
Учитель. Теперь у вас другое мнение о себе? Хорошо. Значит, мы сможем решить для себя возникшую проблему: наступление праздника и потребности в подготовке подарка.
4. Изучение нового материала и способов действия
Учитель. Составим звездочку обдумывания.
Берем чистый лист бумаги. В центре его записываем, подлежащий решению основной вопрос — «подарок». Затем вокруг него укажем возможные решения других вопросов, без которых невозможно решение главного.
Подумайте, над какими вопросами предстоит подумать? (Учащиеся составляют (индивидуально) в тетрадях звездочку обдумывания, а затем один желающий — на доске)
Учитель. Это и будет являться вашим планом работы над проектом, который вы должны будете выполнить на наших занятиях.
Физкультминутка (проводит дежурный учащийся под музыкальную фонограмму)
Мы ладонь к глазам приставим, Через левое плечо!
Ноги крепкие расставим. Все девчонки дружно встали
Поворачиваясь вправо. И на месте зашагали.
Оглядимся величаво. На носочках потянулись
И налево надо тоже И друг к другу повернулись.
Поглядеть из–под ладошек. Как пружинки мы присели
И направо! И еще А потом тихонько сели.
Учитель. План находится перед глазами. Он поможет нам не упустить каких – либо важных моментов в разработке проектного изделия.
Теперь следует решить, каким будет подарок. Предлагаю записать требования, которым должно отвечать будущее изделие. (Учащиеся самостоятельно делают запись в тетради. Например, подарок должен быть:
красивым; аккуратным и т. д.)
Учитель. Следующий шаг – определение модели. Из всего многообразия увиденного на фотографиях, картинках, рисунках в книгах, журналах вам предстоит остановиться на одном, наиболее подходящем варианте, который возможно вы захотите изменить, дополнить или усовершенствовать.
Задание: Определите, каждый для себя, варианты подарка для соответствующего праздника. Для этого рассмотрим и оценим варианты, которые вы подготовили.
Применим технологию «Сетка принятия решений» (слайд № 3)
Критерии оценки | ||||
Наличие потребности | Наличие материалов | Достаточность знаний и умений | Наличие инструментов и оборудования | |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
Вывод: (делают учащиеся) Исходя из результатов оценки наиболее оптимальным является вариант № ? Объяснить, почему выбран тот или иной вариант. (Комментарии учащихся)
Учитель. Как вы считаете, должно ли ваше изделие отвечать требованиям дизайна? (Ответ – да)
— Каким должно быть проектное изделие? Решим, применив семь ключевых вопросов (слайд № 4)
Вписывается название изделия |
| |
2. Для кого? | Кто будет использовать (возраст, пол, вкус и увлечения человека) |
|
3. Из чего? | Основные, дополнительные, отделочные материалы |
|
4. Какое? | Цвет, формы, размеры отделки |
|
5. Где? | Место использования |
|
6. Чем? | Какое оборудование, инструменты необходимы для работы? |
|
7. Как? | Способы изготовления, организация безопасности труда |
|
5. Проверка первичного понимания (слайд №5)
Учитель.
— Как нужно правильно выбирать проект?
— Что включает в себя понятие «обоснование проекта»?
— Что необходимо учитывать при выборе творческого проекта?
5. Информация о домашнем задании.
§ 19 (Технология, учебник 6 класс, под ред. В. Д. Симоненко);
выполнить эскиз проектного изделия на листе бумаги формата А 4
6. Итоги учебного занятия:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Что удалось выполнить?
Выставление оценок за работу на уроке
7. Рефлексия «Древо творчества»
По окончании урока учащиеся прикрепляют на дереве спелые и зеленые плоды (слайд №6)
Красные – теперь я точно знаю, какое проектное изделие буду выполнять.
Зеленые – у меня еще имеется сомнение в выборе проектного изделия.
Учитель: Спасибо за урок. До свидания.
Приложение 1. Последовательность выполнения
творческого проекта
1.Обоснование возникшей проблемы и потребности
2. Схема обдумывания
3. Выявление основных параметров и ограничений
4. Теоретические сведения
5. История и современность
6……………….
7. Эскизная проработка базового варианта изделия
8. Требования к изделию
9. Дизайн-спецификация
10. Инструменты и оборудование.
11. Материалы.
12. Правила безопасности во время работы.
13. Санитарно- гигиенические требования.
14. …………………
15. Контроль качества
16. Экологическое обоснование.
17. Экономическое обоснование
18. …………….
19. Самооценка.
20. Словарь терминов
21. Библиографический список
Приложение 2. Волшебное письмо
«Ты сомневаешься в себе? Тогда узнай нечто очень важное: все дети талантливы от природы! Твои трудности связаны с тем, что ты не сумел добраться до своих способностей.
В этом помогут тебе сила ума, сила умения видеть, сила рук».