Думенко Татьяна Геннадьевна, учитель технологии МОСШ №14
г.Нижневартовска
ХМАО-Югры
Проектная деятельность школьников с применением ИКТ
Метод проектов – это гибкая модель организации образовательного процесса, которая имеет ряд преимуществ. Проектная деятельность развивает мышление, учит анализировать ситуацию, побуждает проводить эксперименты и исследования. Обучение проектным методом способствует развитию социального аспекта личности учащихся. На уроках технологии это происходит через знакомство с разными видами деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, путём привития знаний, умений и навыков в сфере ведения хозяйства и экономики семьи.[2]
Этот метод в нашей школе успешно используется уже более семи лет. Планирование уроков технологии для девочек 5-8 классов составлено таким образом, что в течение учебного года все учащиеся выполняют индивидуальные творческие проекты. Темы проектов обговариваются в сентябре, согласуются с общеобразовательной программой по технологии. Чаще всего они формулируются как изготовление швейного изделия с вязанными или сшитыми аксессуарами. В ходе этапов проекта (подготовительного, технологического и аналитического) ставятся цель и задачи работы, выдвигаются требования дизайн-спецификации, выполняются эскизы идей, выбираются и исследуются материалы и способы обработки, проводится дизайн-анализ будущего проекта, рассчитывается его себестоимость и изготавливается изделие, имеющее практическую значимость для ребёнка.
Индивидуальные творческие проекты защищаются с использованием компьютерных презентаций в конце учебного года. А итоговые занятия по технологии перерастают в школьный праздник – фестиваль проектов.
Использование современной аппаратуры и компьютерных программ позволяет значительно расширить возможности проектной деятельности школьников.
В нашем кабинете технологии собрана коллекция дисков компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: № 25 «Весенняя капель», № 14 «Вечерние платья», № 31 «Вечерний коктейль», № 36 «Платья», № 21«Блузки» и другие. Применение этих дисков повышает мотивацию учениц, экономит время на уроках по теме: «Конструирование и моделирование». Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только выкройку по размеру, но и технологическую последовательность изготовления изделия. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить швейную терминологию. Это ведёт к повышению качества предметных знаний.
В ходе работы над созданием проектных изделий на уроках демонстрируются учебные фильмы, мультфильмы и созданные учителем мультимедиа презентации. С учётом требований, созданные презентации состоят из 9-10 слайдов иллюстративного характера, не содержат резких отвлекающих внимание учащихся анимации, с минимальным количеством текста на слайдах.[ 1]
Компьютерные презентации скомпонованы по разделам программы: «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Конструирование и моделирование швейных изделий», «Технология изготовления швейных изделий», «Рукоделие. Художественные ремёсла», «Кулинария», «Творческие, проектные работы». Каждый раздел включает несколько мультимедиа презентаций. Например, раздел «Конструирование и моделирование» содержит презентации: «Графический рисунок фигуры человека», «Модельерский набросок», «Зрительные иллюзии в костюме», «История костюма», «Классификация современной одежды». В разделе «Технология изготовления швейных изделий» представлены презентации: «Правила техники безопасности», «Последовательность изготовления швейного изделия», «Нитки», «Влажно-тепловая обработка швейных изделий» и другие.
Эти презентации используются в ходе уроков на этапах актуализации и получения новых знаний, повторения, обобщения изученного. Презентации отличаются оригинальным дизайном слайдов, имеет музыкальное сопровождение, что способствует развитию эстетического вкуса учащихся.
В каждом кабинете нашей общеобразовательной средней информационно-технологической школы есть возможность показать презентации, так что восторженный период, когда урок интересен только потому, что «смотрели презентацию», давно прошёл. Востребованы качественные мультимедиа разработки развивающего характера, в которых информация не просто выдаётся, а заставляет учащихся мыслить: анализировать, сравнивать. Иллюстративный материал для презентаций не только сканируется учителем из литературы, но задействуются фотоклипарты, со специальных компьютерных дисков, фотографии с сайтов сети Интернет.
Эти авторские методические разработки рецензированы на кафедре технологии и предпринимательства Челябинского государственного педагогического университета. Их использование не только обогащает учебный процесс, но и повышает качество проектов, даёт возможность доступно продемонстрировать различные способы обработки изделий, результативно провести учебные исследования, организовать практическую работу учащихся.
При изучении раздела общеобразовательной программы по технологии — «Рукоделие» школьницы создают аксессуары и дополнения к своим проектным изделиям: вязаные сумочки, бусы, пояса. Таким образом, в итоге у каждой ученицы получается завершённый образ, функциональный костюм.
Традиционно весной, когда готовы ученические проекты, на школьной сцене проводится дефиле моделей одежды, сопровождаемые презентациями с фотографиями школьниц в процессе работы. Для многих моих учениц — это первые шаги на сцене, которые сделать не просто. Но стараюсь их убедить в том, что важно не только выполнить качественный проект, но не менее важно его продемонстрировать.
На всех этапах выполнения ученических проектов необходимо повышать степень доверия родителей учителю, потому что ими предоставляются все исходные материалы для проектных изделий. Использую любую возможность показать результаты проектной деятельности детей: демонстрирую компьютерные презентации с фотографиями лучших проектов и фрагментов уроков, организую выставки работ и дефиле одежды на родительских собраниях, конференциях, приглашаю родителей на публичные защиты проектов на конкурсах.
Особо следует отметить большие возможности использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам и олимпиадам. Немаловажным дополнением защиты проекта является сопроводительная компьютерная презентация. В ней отражены основные этапы работы, а используемые анимации, фотографии, видеосюжеты, цветовое и звуковое сопровождение в совокупности помогают раскрыть характер и содержание проекта.
С сайтов Интернета учителем записаны музыкальные произведения. Музыкальный фонд кабинета также скомпонован по разделам. Это дает возможность учителю подобрать музыкальное сопровождение для ученической презентации к проекту. Готовые компьютерные презентации лучших проектов – это хорошее наглядное пособие при обучении проектированию других школьников.
При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии появляется возможность ученику перед выступлением на конкурсе потренироваться в защите проекта — выступить перед благодарной аудиторией разного возраста (например, школьники младших классов, родители). При этом слушатели так же приобретают опыт: видят пример, образец, к которому надо стремиться. Учителем с помощью цифровой аппаратуры делаются видеосъёмки репетиций выступлений учащихся или защиты творческих проектов, видеоматериал такого характера также обогащает дальнейший учебный процесс.
Повышению мотивации школьниц способствует и ведение учителем мониторинга достижений по предмету в течение нескольких лет в компьютерном варианте. А именно, ежегодно пополняется мультимедиа презентация «Созвездие юных исследователей по технологии», в которую включены фотографии авторов лучших проектов, их достижения – копии дипломов.
Тематика творческих и исследовательских проектов моих воспитанников разнообразна, как разнообразны интересы одарённых подростков, многие работы имеют глубокие межпредметные связи технологии с психологией, экологией, химией, биологией, с русским языком. Это проекты: ««Ода» конфетному фантику», «Костюм для внучки деда Мороза или исследование роли цвета, формы и фактуры в процессе создания образа»», «Сирень души моей», «Гардероб – под микроскоп или нужна ли школьникам форма», ««У моды на устах» или исследование способов образования швейных терминов». Авторы проектов приобретают в деятельности бесценный проектный и исследовательский опыт, имеют возможность повысить свою самооценку участием в конкурсах, слётах, фестивалях разных уровней. Только в 2008-2009 учебном году мы получили 12 дипломов победителей и призёров проектных работ по технологии.
Каждая победа ребёнка подтверждает правильность выбранной педагогической траектории и даёт осознание того, что глобальное образование личности, её социализация невозможна без проектных технологий.
Компьютерные презентации проектов творческого и исследовательского характера, созданные школьниками под моим руководством, скомпонованы в сборник. Эти материалы адресованы учителям общеобразовательных школ, обучающим проектированию детей младшего и среднего школьного возраста и учителям – руководителям творческих площадок, обучающим своих коллег организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Подводя итог обобщению опыта работы по организации проектной деятельности школьников, необходимо отметить, что получение значимого результата в новых условиях повышения качества образования, ИКТ — важный, необходимый компонент образовательного процесса.
Литература
Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков – Волгоград: Учитель. 2009. – 133с.
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов- руководителей проектов учащихся основной школы/ Под ред. Д. ф.-м. н., проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература». «Издательский дом «Федоров», 2006. – 176с.
3