Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 89
Программа безопасности образовательного процесса на уроках обслуживающего труда
Составил: Шавшина Галина Васильевна,
учитель технологии высшей категории
Пояснительная записка
Для обеспечения безопасных условий работы учащихся на занятиях по технологии, учитель руководствуется «Правилами по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, в которых проводится трудовая подготовка учащихся», утвержденными Министерством просвещения, а также с Министерством здравоохранения СССР (изменениями и дополнениями от 28.11.2002г., приказ МП № 44).
Программа безопасности образовательного процесса на уроках обслуживающего труда составлена в соответствии с рабочей программой по технологии. Изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности организуется и проводится на всех стадиях образования с целью формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Контроль знаний по безопасности образовательного процесса, пожарной безопасности и электробезопасности осуществляется путем опроса обучающихся на практических занятиях. Учащимся необходимо прививать основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда и другим видам деятельности в процессе изучения разделов, тем учебной программы. Обучение учащихся правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности.
Учащиеся при прохождении программы по образовательной области «Технология» изучают вопросы безопасности труда во время теоретических занятий, а также обучаются конкретным правилам техники безопасности перед допуском их к практической работе. Обучение детей и подростков правилам безопасного поведения и техники безопасности во время их пребывания на занятиях в кабинете обслуживающего труда проводится в виде инструктажей, а также специальных занятий, если их практическая деятельность требует особых знаний и навыков по безопасности труда. К выполнению каждого нового вида работ учащиеся допускаются только после проведения инструктажа по технике безопасности.
Рабочая программа по технологии, ее разделы и темы предусматривают специальное учебное время, отводимое на изучение вопросов безопасности труда и других видов деятельности на всех ступенях образования. На первом занятии в каждом классе проводится вводный инструктаж и практическая работа «Приемы оказания первой медицинской помощи».
Для демонстрации при объяснении теоретического материала учитель использует таблицы по безопасности образовательного процесса, которые составлены для учащихся в соответствии с программой основной средней школы и иллюстрирующие безопасные приемы работы в мастерских обработки ткани и кулинарии. В кабинете имеется раздаточный материал, который находится вблизи рабочих мест, где расположены нагревательные приборы, швейные машины, рабочие столы. Комплект таблиц включает в себя следующие разделы: электробезопасность, пожарная безопасность, правила работы с электрооборудованием, безопасные приемы работы на швейной машине и при выполнении ручных работ с тканью, правила санитарии и гигиены, безопасные приемы работы с режущим инструментом и горячими жидкостями при выполнении кулинарных работ. На занятиях учитель дает контрольные вопросы для проверки степени усвоения учащимися правил безопасности и дополнительную информацию по безопасности труда.
При изучении правильных приемов работы ручными инструментами, правил пользования электрооборудованием и т.д. учитель предварительно объясняет учащимся их устройство, название инструментов или отдельных деталей оборудования, их назначение и только после этого правила безопасной работы с ними. Например, перед началом работы на швейной машине учитель показывает учащимся ее основные узлы и детали, объясняет, что из внешних деталей опасность представляют движущиеся и вращающиеся части машины, т.е. игла, нитепритягиватель и маховое колесо. Игла может проколоть палец, а на маховое колесо могут намотаться волосы или конец косынки. Следовательно, при шитье нельзя наклоняться к машине и подводить руки слишком близко к игле.
При изучении безопасных приемов труда и санитарно-гигиенических требований учитель разъясняет их смысл и значение, почему и для каких целей выработаны эти правила. Правила безопасности зачастую совпадают с правильными приемами работы с инструментами, приспособлениями, оборудованием, что ведет к увеличению производительности труда и повышению его качества. Соблюдению правил безопасности способствует правильная организация рабочего места, снижающая утомляемость работающего и уменьшающая вероятность получения травмы.
Учитель доносит до сознания учащихся тот непреложный факт, что правила безопасности должны соблюдаться всегда, так как от их выполнения зависит здоровье и жизнь. К программе безопасности образовательного процесса прилагается комплекс упражнений гимнастики для глаз.
5 – 9 классы
Урок 1-2.
Тема: Вводное занятие. Вводный инструктаж.
Цели: ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете «Технология» и внутренним распорядком, научить учащихся соблюдать правила по технике безопасности и санитарно-гигиенические требования; воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.
Оборудование: плакаты по технике безопасности, инструкции, рабочая тетрадь учащихся.
Ход занятия
Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение общих правил техники безопасности в кабинете «Технология», санитарно-гигиенических требований.
Ознакомить учащихся с местами в кабинете, требующими особой осторожности. Строгое выполнение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев. Поэтому знание правил обращения с инструментами и приспособлениями – обязательное условие для учителя и учащихся. С первых занятий необходимо неукоснительно выполнять все правила по технике безопасности. Правила техники безопасности подразделяются на общие, относящиеся к любым работам, и частные, касающиеся отдельных работ.
Общие правила по технике безопасности учащиеся записывают в тетрадь.
На первом занятии учитель знакомит учащихся с правилами по электробезопасности, пожарной безопасности. Используя таблицу «Правила эксплуатации электрооборудования» учитель внушает учащимся тот непреложный факт, что электричество, к которому все так привыкли, представляет серьезную опасность для тех, кто нарушает правила пользования им. Учащиеся изучают правила пользования электрооборудованием.
Далее учитель использует таблицу«Причины поражения электрическим током», где приведены рисунки, иллюстрирующие возможные причины поражения электрическим током: неисправные вилки и розетки, провода с поврежденной изоляцией. Очень опасный вариант поражения электрическим током изображен на рисунке, когда человек касается одновременно электроприбора и заземленного предмета. Таких ситуаций следует избегать. Правила эти забывать нельзя, поэтому такая таблица висит на видном месте в кабинете.
Каждый человек должен уметь оказать первую помощь при поражении электрическим током. Таблица «Первая помощь при поражении током» показывает , что прежде всего необходимо отключить напряжение, исключив при этом возможность падения пострадавшего, или оттащить его от источника электричества. Только нельзя хватать пострадавшего за голое тело, чтобы не попасть самому под напряжение. Если пострадавший без сознания, нужно вызвать скорую помощь и, при необходимости, сделать ему искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Оказывать помощь лучше всего вдвоем. На каждые пять-шесть надавливаний на грудь нужно делать один вдох. Оказывать помощь следует до появления дыхания и пульса или до прибытия врача.
Говоря о пожарной безопасности, используется таблица «Причины возникновения пожара». Неисполнение правил пожарной безопасности представляет наибольшую опасность для жизни людей. Учитель показывает учащимся запасные выходы с этажа и из здания школы, а в случае возникновения пожара немедленно принимает меры по эвакуации детей. Учащимся запрещается курить в здании школы, приносить в школу легковоспламеняющиеся жидкости (спирт, ацетон, растворители и т.п.), спички и газовые зажигалки. Запрещается поджигать на улице мусор, сухую траву, тополиный пух, разводить костры. В помещении мастерской нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы. При выполнении влажно-тепловой обработки утюг следует ставить на специальную огнеупорную подставку. Если при включении вилки в розетку наблюдается искрение, чувствуется запах гари, происходит нагрев вилки или розетки, следует немедленно выключить электроприбор и поставить в известность учителя. В таблице показана схема эвакуации находящихся в здании школы людей в случае возникновения пожара.
Закрепление изученного материала.
Опрос по контрольным вопросам.
По правилам эксплуатации электрооборудования:
Какие могут быть последствия поражения электрическим током?
Как правильно подключить швейную машину к электросети?
Какие правила нужно соблюдать, чтобы не получить поражения электрическим током?
Что нужно сделать, если при прикосновении к электроприбору ощущается покалывание электрическим током?
Причины поражения электрическим током:
Назовите возможные причины поражения электрическим током.
Покажите, как правильно вынуть вилку из розетки.
Причины возникновения пожара:
Что нужно делать учащимся при возникновении пожара?
Назовите возможные причины возникновения пожара.
Практическая работа. Приемы оказания первой медицинской помощи.
4.Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, оценить ответы учащихся, практическую групповую работу.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(Учащиеся записывают в рабочую тетрадь).
Приходи на урок за пять минут до звонка.
Входи в кабинет «Технология» только с разрешения учителя.
Надень специальную одежду.
Сиди на закрепленных местах и не вставай без разрешения учителя.
Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.
Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
Употребляй инструмент только по назначению.
Не работай неисправными и тупыми инструментами.
При работе держи инструмент так, как показал учитель.
Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование в беспорядке.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.
Не разговаривай во время работы.
Выполняй работу внимательно, не отвлекайся посторонними делами.
Во время перемены выходи из кабинета.
По окончании работы убери свое рабочее место.
ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ
Следить за исправностью изоляции на подводящих проводах и не касаться оголенных проводов.
Не пользоваться неисправными вилками и розетками.
Не выдергивать вилку из розетки за шнур.
Знать места отключения электропитания в мастерской.
При выполнении ремонта электроприбора нужно обязательно отключить его от сети. Прибор считается отключенным, если выполнено одно видимое размыкание провода питания или два невидимых.
При необходимости подключить к сети швейную машину, сначала выполняются все подключения на машине, а затем включается вилка в розетку. Выключение следует выполнять в обратном порядке.
5 класс.
Тема: Устройство универсальной бытовой швейной машины.
Цели: ознакомить учащихся с назначением швейной машины; назначением и устройством электрического привода , моталки, с правилами намотки на шпульку, с правилами безопасной работы на машине; сформировать навыки по подготовке швейной машины к работе; развивать координацию движения рук, исполнительские умения, воспитывать внимательность и аккуратность в работе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, швейная машина, плакаты по технике безопасности, инструкции.
Ход занятия
Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала. Вопросы по предыдущему уроку.
Изучение нового материала.
Учитель знакомит учащихся с назначением швейной машины, с составными частями машины, с устройством и назначением электрического привода, моталки, с правилами намотки на шпульку.
При работе на швейной машине необходимо соблюдать правила безопасной работы. Эти правила учитель объясняет очень подробно с использованием таблицы и натуральных объектов. Сначала учитель рассказывает, что работать за швейной машиной надо в специальной одежде – фартуке и головном уборе. Фартук предохраняет одежду от загрязнения текстильными волокнами, обрывками ниток и т.д. Под косынку волосы прячут, чтобы они не мешали при шитье. Надевая спецодежду, необходимо следить, чтобы волосы и концы косынки были хорошо убраны, так как они могут попасть в маховое колесо машины во время его вращения, что повлечет за собой травму.
Перед работой необходимо проверить, не осталось ли в изделии игл или булавок, которые во время шитья могут попасть под машинную иглу, сломаться и отскочить в лицо, в глаз. Нельзя наклоняться низко к движущимся и вращающимся частям машины, чтобы не получить травму. Учитель объясняет учащимся, что во время шитья нельзя приближать пальцы к прижимной лапке и игле швейной машины во избежание прокола их иглой. Утолщенные места прошивать на пониженной скорости. После окончания строчки нитки следует обрезать ножницами или специальным резаком на корпусе швейной машины, а не рвать их руками, чтобы не порезать ниткой пальцы. Поломанную швейную иглу нельзя бросать на пол. Ее следует выбросить в специальную коробку или положить на магнитный держатель. При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки. После работы выключить машину, опустить иглу и лапку, предварительно подложив под них кусочек ткани.
При получении травмы пострадавшему следует оказать первую медицинскую помощь и, при необходимости, отправить его в ближайшее медицинское учреждение.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения того, кто на ней работает. Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней нитей, регулировки стежка, замены иглы, намотки нитки на шпульку и смазки швейной машины.
Практическая работа:
Знакомство с универсальной бытовой швейной машиной.
5.Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, выставить оценки.
5 класс
Тема: Работа на швейной машине.
Цели: ознакомить учащихся с организацией рабочего места для машинных работ, с правильной подготовкой швейной машины к работе; сформировать первоначальные навыки работы на швейной машине, заправке верхней и нижней нитей, правильному выполнению строчек, регулировке длины стежка, терминологии машинных работ, развивать координацию движений рук, исполнительские умения, воспитывать внимательность и аккуратность в работе.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, швейная машина, лоскуты хлопчатобумажной ткани, нитки, линейка, ножницы, таблицы по безопасности труда, инструкции.
Ход занятия
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Повторение пройденного материала.
Вопросы по безопасности труда:
Расскажите о назначении специальной одежды для работ на швейной машине.
Почему нельзя шить на швейной машине по булавкам?
Покажите правильное положение рук при работе на швейной машине.
Чем следует обрезать нитки по окончании строчки?
Изучение нового материала.
Учитель объясняет правильную организацию рабочего места. Оно состоит из рабочего стола, где устанавливается швейная машина и располагаются необходимые инструменты, приспособления и детали. Стол должен быть освещен и достаточного размера, чтобы на нем свободно могли разместиться изделия и все необходимые инструменты. На платформе машины или около нее ничего не должно лежать, кроме обрабатываемого изделия. Ножницы, нитки, булавки и другие принадлежности должны лежать в укладке.
На примере швейных машин, установленных в мастерской, учитель объясняет санитарно-гигиенические требования, которые надо соблюдать при работе на швейной машине: свет должен падать на рабочую поверхность машины с левой стороны или спереди. Учитель объясняет и показывает по таблице правильную посадку при работе на швейной машине и в натуре посадку за швейной машиной, подчеркивая следующие требования:
Стул ставят напротив иглы, чтобы было удобно работать.
Слева от швейной машины должно быть достаточно свободного места, чтобы ничто не мешало продвижению ткани при шитье.
Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед. Нельзя низко наклоняться и сутулиться.
Расстояние от работающего до машины должно быть не менее 10-15см. Такое расстояние наиболее удобно, чтобы работать, не напрягая зрения.
Ноги должны опираться на пол всей ступней. При такой позе работающий не напрягается, держится свободно, меньше устает.
После объяснения учащиеся демонстрируют правильную посадку за машиной. К работе на швейных машинах допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения того, кто на ней работает. Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней нитей, регулировки стежка, замены иглы, намотки нитки на шпульку и смазки швейной машины.
Контрольные вопросы:
Расскажите о правильной организации рабочего места при шитье на швейной машине.
Почему на платформе машины не должно лежать посторонних вещей?
Как должен падать свет на рабочую поверхность машины и почему?
Покажите, как надо правильно сидеть за машиной.
На каком расстоянии от машины должен находиться работающий и почему?
Закрепление материала.
Учащиеся выполняют практическую работу «Заправка нити и выполнение машинных строчек».
Целевые обходы.
Во время практической работы учащихся учитель обходит рабочие места, контролирует правильные приемы работы на швейной машине, соблюдение санитарно-гигиенических требований и техники безопасности.
Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, сделать необходимые замечания, проверить практические работы и выставить оценки.
5 класс
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и внимательность во время работы.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, плакаты, таблицы, инструкции по охране труда, набор инструментов для выполнения ручных работ.
Ход занятия
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку, наличие необходимого к уроку.
Повторение пройденного материала.
Изучение нового материала.
Учитель объясняет, что перед работой с тканью надо правильно оборудовать свое рабочее место. Используется таблица «Организация рабочего места при ручных работах». Эта таблица предназначена для иллюстрации объяснений учителя в 5 классе при изучении раздела «Ручные работы». На таблице изображена ученица, сидящая за столом и выполняющая ручные швейные работы.
При выполнении ручных работ большое значение имеет организация рабочего места. Следует иметь в виду, что при организации рабочего места необходимо создавать удобные условия для работы как для детей с правой основной рукой, так и для левшей. Исходя из этого, необходимо располагать шитье, настольную лампу, применять ножницы с заточкой как под правую, так и под левую руку.
Демонстрируя данные рисунки, учитель поясняет, в чем заключается правильная посадка при ручном шитье: как держать руки, ноги, корпус, где должна находиться укладка с принадлежностями. Учащиеся должны привыкнуть держать рабочие инструменты в специальных укладках, иглы и булавки в коробке или игольнице. Итак,
— Очень важно, чтобы то место, где мы шьем, было хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны. При недостаточном верхнем освещении на рабочем месте может находиться настольная лампа.
— Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
— Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 см.
— Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
— Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
— Голову слегка наклонить вперед.
— Нельзя опираться грудью о стол.
— Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
— В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
— Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок о ткани, ниток и частичек мела.
Контрольные вопросы:
Покажите, как надо правильно сидеть за ручным шитьем.
Когда следует применять дополнительное освещение?
Перечислите инструменты и принадлежности, которые должны храниться в укладке?
Где следует хранить на рабочем месте иголки и булавки?
Для выполнения различных ручных работ необходимы следующие инструменты: сантиметровая лента, ножницы, иглы для ручных работ, булавки, наперсток, нитки, подушечка для игл и булавок, мел. Инструменты должны находиться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего. После работы все инструменты и рабочее место надо обязательно убирать.
Для демонстрации безопасных приемов труда во время проведения работ с тканью предназначена таблица «Работа с иглами и булавками». Так как с правилами безопасной работы ручными инструментами учащиеся знакомятся еще в начальной школе, таблица служит для повторения и закрепления уже известного материала.
В таблице показано правильное положение рук при шитье, применение наперстка и игольницы. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что недопустимо держать изделие навесу или на коленях. Оно должно лежать на столе. Демонстрируя рисунок, учитель просит учащихся объяснить, почему иглы и булавки во время работы должны находиться только в руке, а по окончании работы их необходимо вкалывать в игольницу. На таблице показан прием работы иглой. На палец надет наперсток. Учащиеся должны объяснить, на какой палец и для чего надевают наперсток при шитье ручной иглой, и показать прием выполнения работы.
Школьники должны знать, что нельзя использовать для шитья ржавые иглы, так как при прокалывании толстой ткани они могут сломаться и поранить руку. Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров и без заусенцев. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.
Рисунок магнитного держателя со сломанными иглами должен напомнить учащимся о том, что ржавые и сломанные иглы нельзя бросать в корзину для мусора, так как обломки иглы могут попасть на пол и при уборке помещения поранить руку. Сломанные и ржавые иглы кладут в специально отведенную для этого коробку или магнитный держатель. Иголки и булавки, случайно упавшие на пол, удобно собирать специальным магнитом на длинной ручке.
Нельзя брать булавки и иголки в рот. При проведении примерки удобно пользоваться надеваемой на запястье руки маленькой игольницей в виде браслета. Она представляет собой подушечку с твердым основанием, прикрепленную к широкой резинке. Использование такого приспособления создает удобство в работе, так как во время примерки булавки всегда находятся «под рукой», и уменьшает вероятность потери булавок.
Контрольные вопросы:
Для чего необходимо пользоваться наперстком?
Почему нельзя шить ржавой иглой?
Куда следует выбрасывать сломанные и ржавые иголки?
Какое приспособление удобно использовать при проведении примерки?
На таблице «Работа с ножницами» показано, как следует правильно держать ножницы при раскрое ткани: нижнее лезвие ножниц должно касаться стола. Чтобы ткань при раскрое не скользила по столу, ее придерживают свободной рукой.
У школьников должно войти в привычку класть ножницы на стол сомкнутыми лезвиями от себя, чтобы случайно при работе не поранить руку. Показывая учащимся, как надо передавать ножницы, нужно отметить, что при передаче их надо держать за сомкнутые лезвия и передавать кольцами вперед, чтобы случайно не поранить товарища. В дополнение учитель говорит, что во всех случаях ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены, закрываться без резкого звука, лезвия – хорошо резать по всей своей длине. Неисправными ножницами работать нельзя, так как можно получить травму и, кроме того, испортить крой.
Контрольные вопросы:
Покажите, как нужно правильно класть ножницы на стол и как передавать их товарищу.
Покажите, как следует держать ножницы при раскрое ткани.
Почему нельзя работать неисправными ножницами?
4.Закрепление изученного материала.
Учащиеся выполняют практическую работу «Выполнение ручных стежков и строчек».
5.Анализ и оценка урока.
Проанализировать занятие, сделать необходимые замечания, проверить выполненные работы, выставить оценки.
Приложение
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза. (Считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Правила безопасности при пользовании ножницами и иглами |
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями от |
|
|
|
|
| |||
| работающего |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| для передачи ножницы следует |
|
|
|
|
| |||
| положить на стол |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| хранить иглы и булавки следует в специальных коробочках или |
|
|
|
|
| |||
| подушечках; желательно иметь магнит |
|
|
|
| ||||
| для поиска упавших игл и булавок |
|
|
|
|
| |||
| упавших игл и булавок |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нельзя использовать погнутые или ржавые иглы и булавки |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| сломанные иглы или булавки следует выбрасывать только в |
|
|
|
|
| |||
| Специальную емкость |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила безопасности при пользовании швейной машиной |
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| волосы работающего должны |
|
|
|
|
| |||
| быть спрятаны под косынку, одежда не должна иметь |
|
|
|
|
| |||
| Длинных концов (тесемки, завязки, |
|
|
|
| ||||
| концы шарфа и т.п.) |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| на машине и возле нее не должны находиться посторонние предметы |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| перед работой следует проверить, не остались ли |
|
|
|
|
| |||
| в материале булавки и иглы |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нельзя наклоняться близко в движущимся частям машины |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| нельзя производить ремонтные работы при включенном электропитании |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила безопасности при пользовании электрооборудованием |
|
|
|
| ||||
| (утюгом, швейной машиной |
|
|
|
|
| |||
| с электроприводом) |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| перед включением в электросеть следует проверять исправность шнура |
|
|
|
| ||||
| (целостность изоляции) |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| включать и выключать электроприбор только сухими |
|
|
|
|
| |||
| руками, держась за корпус вилки |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| не оставлять включенное электрооборудование без |
|
|
|
|
| |||
| присмотра, по окончании работы все |
|
|
|
| ||||
| выключать |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| следить за тем, чтобы шнур утюга не касался нагревательной поверхности |
|
|
|
| ||||
| (подошвы) |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Санитарно-гигиенические требования |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| помещение следует содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную |
|
|
|
| ||||
| уборку |
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| помещение должно быть достаточно освещено, иметь |
|
|
|
|
| |||
| нужное количество |
|
|
|
|
| |||
| осветительных ламп; свет на рабочее место должен падать с |
|
|
|
|
| |||
| левой стороны |
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| все электрооборудование и электроприборы должны |
|
|
|
| ||||
| должны быть исправны и регулярно подвергаться |
|
|
|
|
| |||
| проверке |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| руки работающих должны быть вымыты, |
|
|
|
| ||||
| волосы спрятаны под косынку |
|
|
|
|
|
Литература:
С.М. Кулешов. Труд и охрана здоровья детей. – М.: Просвещение, 1993.
«Об основах труда в РФ», Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ.
«О пожарной безопасности». Федеральный закон о т 21 декабря 1994г .№ 69-ФЗ.
Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 21 декабря 2001г.№ 197-ФЗ.
«Об образовании». Федеральный закон.
Приказ Министерства просвещения СССР от 10.07.1986г. № 169 «Об утверждении Положения об учебных мастерских общеобразовательных учреждений».
Правила пожарной безопасности в РФ, утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2004г. № 313.
СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п.5.10 – 5.15., 6.11., 10.25-10.27).