Программа элективного курса «Твори и фантазируй. Флористика» 9-10 Класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа № 2»




Рассмотрено на заседании МС

Пр. №___от_______________

Зам. директора по УВР

Никитина Н.П.____________



Утверждено

Пр.№___от_______________

Директор школы

Еремин С.Н.









Программа элективного курса

«Твори и фантазируй. Флористика»

для учащихся 9-10-х классов










Автор: Шинкаренко С.А.,

учитель технологии









Мельниково

Пояснительная записка.


Со словом «флористика», как правило, ассоциируется конкурс мастеров-флористов со сложными заданиями, которые следует выполнить за определенное время. Но, подумав немного, осознаешь, что флористика в той или иной мере подвластна всем и окружает нас с самого детства. Букет, собранный ребенком из луговых цветов — это флористика. Новогодняя елка, венок на голове – тоже флористика. Продолжать можно бесконечно. Не нужно бояться, что не получится.

Никто не осудит и не придерется, если не будет гармонии или композиция будет перегружена материалом. Главное, чтобы композиция нравилась вам, ну и конечно же, процесс её создания. Сделанная своими руками вещь излучает добрую энергетику. Она может послужить прекрасным подарком, а также хорошим элементом дизайна квартиры или помещения.

Основная задача творчества из растительного материала – создание художественного образа. B этом проявляется его прямая связь c живописью, скульптурой, архитектурой и декоративно-прикладным искусством. Но существует и обратная связь, которая заключается в «подпитке» идеями, сюжетами, формами, рисунками и узорами из мира растений. Истоки этой связи находятся в глубокой древности, когда природа и, прежде всего, растения стали вдохновителями сначала ремесленников, a затем скульпторов, художников, архитекторов.

В настоящее время дизайнер считается в среде молодых людей модной специальностью и востребованной на рынке труда. Профессии фитодизайнера, флориста –дизайнера, аранжировщика цветов в течение последних нескольких лет входят в число наиболее привлекательных. Что и говорить, красивая специальность, но не такая легкая, как кажется. Она требует синтезированного образования – художественно-эстетического и эколого-биологического. A еще быть очень хорошим психологом – уметь понять, какие чувства и эмоции вызывает та или иная композиция.


Данная программа является актуальной, так как:

  • стимулирует познавательную мотивацию учащихся;

  • способствует развитию творческого потенциала, навыков адаптации и социализации к современному обществу;

  • дает возможность допрофессиональной подготовки.


Новизна программы в том, что:

  • программа является глубоко интегрированной, затрагивает такие дисциплины, как экология, биология растений, химия (способы обработки растительного материала), ИЗО (выполнение эскизов, создание фона для флористических работ способом «Акватипия»), технология;

  • живя в сельской местности, большинство растительного материала заготавливаем самостоятельно в ходе летне-осенних экскурсий в лес, не предусмотренных программой курса.


Цель курса: формирование эстетической и экологической культуры

посредством работы с природным материалом.

Задачи курса:

  • расширить теоретическую базу в области «Цветоведения»;

  • ознакомить с понятиями «Композиция», «Пропорция», «Терра»;

  • повысить уровнь эстетического развития;

  • формировать умения изготавливать плоскостные коллажи, коллажи в технике «Терра», новогодние композиции, а также несложные композиции с использованием круп, семян, засушенных цветов, листьев и другого флористического материала;

  • формировать сознательное отношение к вопросам охраны природы и экологическим проблемам;

  • создать социокультурную среду общения, развивать коммуникативные навыки;

  • ориентировать учащихся на выбор профессии


Общая характеристика программы.

Год разработки программы –2005 г.; апробация программы – 2006-2008 г., внесены изменения и дополнения в 2009 г.

Образовательная направленность – интеграционная эколого-биологическая и художественно-эстетическая.

Данный курс рассчитан на два года обучения и предназначен для учащихся

9-10 класса.

Режим занятий.

1-ый год обучения: 34 часа, по два часа один раз в неделю.

2-ой год обучения: 34 часа, по два часа один раз в неделю.


Формы организации образовательного процесса:

  • традиционное занятие;

  • комбинированное занятие;

  • лекция;

  • практическое занятие;

  • экскурсия;

  • защита проектов;

  • творческая встреча;

  • выставка;

  • подготовка к участию в конференции.


Приемы и методы организации образовательного процесса:

  • словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);

  • наглядные (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы; демонстрационный материал – образцы изделий; показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

  • методы практической работы (графические работы);

  • метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы);

  • метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);

  • проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др. материала);


По окончании курса учащиеся должны знать:

  • историю и традиции цветочного дизайна восточных и европейских школ флористики;

  • сочетание цветов;

  • что такое «композиция», «пропорция», «коллаж»;

  • основные правила засушки и хранения растений;

  • биологические особенности основных видов декоративных растений, применяемых для аранжировки;

  • основы технологических процессов изготовления флористических работ.


уметь:

  • понимать тексты c применением флористической терминологии;

  • заготавливать и хранить природный материал;

  • подбирать материал для коллажей и композиций;

  • применять основные законы цветоведения и композиции при изготовлении коллажей и композиций;

  • выполнять проектные творческие работы и анализировать их;

  • применять экологические знания, соблюдая правила поведения в природе.



Формы контроля уровня достижений учащихся.

Аттестация обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем участникам реально оценить результативность их совместной творческой деятельности, уровень развития способностей и личностных качеств ребенка, в соответствии с прогнозируемым результатом.

Текущий контроль уровня достижений учащихся:

  • наблюдение активности на занятии;

  • беседа с учащимися;

  • анализ творческих работ;

  • анкетирование, тестирование.

Промежуточная аттестация (по итогам первого года обучения): защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр.

Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется: портфолио ученика, т.е. совокупность самостоятельно выполненных творческих работ и документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы), а так же коллективная рефлексия, самоанализ и др.


Программа «Твори и фантазируй.Флористика»

примерное тематическое планирование

(первый год обучения).



п/п


Наименование тем

Количество часов


Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Экскурсия в парк.


2

2

2

2

2.

Заготовка флористического материала. Правила сушки и хранения растений.

2

1

1

3.

Флористика – европейская аранжировка цветов. Стили.

4

1

3

4.

Восточная аранжировка цветов.

4

1

3

5.

Цветоведение.

2

1

1

6.

Основы композиции.

6

2

4

7.

Флористический коллаж. Виды коллажей.

10

2

8

8.

Заключительное занятие.

2

2


Итого

34

10

24




Инструменты, приспособления, материалы:

гуашь, акварель, кисточка, стекло, акварельная бумага, канцелярский нож, секатор, кусачки для проволоки, флористический пистолет, ножницы, клей «Титан» и ПВА, аэрозольные краски – спреи, картон, цветная бумага, обои (обрезки) для фона, сизаль, кожа, засушенные цветы, листья, дольки апельсина, зерна кофе, крупы, семена, скелетизированные листья и др. флористический материал, тесьма, бусины, стразы, сетка, рамка для коллажей.




Содержание программы.


1. Вводное занятие. Экскурсия в парк (4ч).

Понятие «флористика». История развития флористики. Правила техники безопасности при работе с инструментами. Различные инструменты, приспособления и материалы. Экскурсия в природу по сбору природного материала.

2. Заготовка флористического материала. Правила сушки и хранения растений (2ч).

Виды растений и материалов. Способы засушки и окрашивания материала. Хранение растительного материала.

Практическая работа. Заготовка собранного в парке материала.


3. Флористика – европейская аранжировка цветов. Стили (4ч).

Стили западной аранжировки. Композиции. Цвет, форма, пропорции. Принадлежности и материалы для аранжировки.

Практическая работа. Композиция декоративного стиля. Выполнение в материале.


4. Восточная аранжировка цветов (4ч).

Япония – страна восходящего солнца. Особенности культуры Японии. Природа в японской культуре. Искусство Икебаны. Художественно — композиционные принципы аранжировки цветов.

Практическая работа. Принципы Икебаны. Линия, масса и плоскость — основа свободных композиций. Постановка свободных композиций.


5. Цветоведение (2ч).

Цветовой спектр, основные и дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, смешивание цветов, сочетание цветов, понятие «Акватипия».

Практическая работа. Изготовление фона для плоскостного коллажа способом «Акватипия».


6. Основы композиции(6ч).

Понятие «композиция». Средства композиции: точка, линия, масса, форма, цвет, контраст, пропорции, нюанс. Способы композиционного решения (базовая композиция, центр, цветочная голова, линия Хогарта). Направления в композициях: вертикальное, горизонтальное, волна, диагональ. Основные правила и приемы построения цветочной композиции.

Практическая работа. Изготовление флористических открыток, флористических закладок.


7. Флористический коллаж. Виды коллажей (10ч).

Коллаж и его история. Виды коллажей: плоскостной, объемный, транспорентный, коллаж «Терра». Разработка, подбор материалов. Последовательность изготовления плоскостного и кухонного коллажа.

Практическая работа. Изготовление плоскостного и кухонного коллажа.


8. Заключительное занятие (2ч).

Организация выставки работ учащихся. Мини – защита. Анализ результатов. Оценка.



Программа «Твори и фантазируй.Флористика»

примерное тематическое планирование

(второй год обучения).






п/п


Наименование тем

Количество часов


Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1


1




2.

Флористическая упаковка подарков.


3

1

2

3.

Флористическое оформление праздников. Новогодняя флористика.


10

2

8

4.

Коллажи в технике «Терра».

8

2

6

5.

Сухоцветы. Техника аранжировки.


6

2

4

6.

Занятие по интересам.

4

4

7.

Обобщающее занятие.

2

2


Итого

34

8

26




Инструменты, приспособления, материалы:

секатор, кусачки, нож канцелярский, проволока флористическая, шпагат, флористический пистолет, ножницы, клей «Титан», ПВА, ветки клена, березы, пенопласт, картон, бумага, фетр новогодний, краски аэрозольные;

пульверизатор, разные шпатели, резиновые перчатки, шило, флористическая проволока, ножницы, рама, задняя стенка рамы из одностороннего ДВП, песок, безусадочная шпатлевка, флористический пистолет, клей «Титан», ПВА, краски аэрозольные, акриловые или гуашь, растительные материалы – ветки, корни, плоды, шишки, ягоды, листья, кора; для морской темы – ракушки, морские звезды, галька; неприродные материалы – ткани. Бусины, ленты, пуговицы, сетки, керамзит; для оттисков – макароны интересной фактуры, сухие ягоды, фасоль, косточки;

подставки для композиций – бокалы, вазы, различные формы; искусственные цветы, сухоцветы, ветки, тинги (завитки), сетка, сизаль, бусины, шнуры, флористический пистолет, проволока, секатор, кусачки.


Содержание программы.


1. Вводное занятие (1ч).

Ознакомление c планом работы, массовыми мероприятиями. Единство требований (правила техники безопасности).

2. Флористическая упаковка подарков (3ч).

Цветок и подарок. Флористическая упаковка. Техника изготовления и крепления. Предлагаемые идеи.

Практическая работа. Учащиеся самостоятельно создают флористическую упаковку, рисуют эскиз, подбирают флористический материал.


3. Флористическое оформление праздников. Новогодняя флористика (10ч).

Каркасные, объемные, плотные формы елок. Материалы для изготовления форм (ветки клена, березы, тальника, пенопласт). Заготовка форм (елки, венки). Материалы для декорирования. Способы декорирования форм.

Практическая работа. Изготовление елок и венков.

4. Коллажи в технике «Терра» (8ч).

Инструменты и материалы для изготовления коллажа «Терра». Последовательность изготовления коллажа. Разработка, подбор материалов для коллажа.

Практическая работа. Изготовление коллажа в технике «Терра».

5. Сухоцветы. Техника аранжировки (6ч).

Выбор и укрепление растительного материала; набор растений в пучки и элементарные букеты; подбор цветовой гаммы, выбор формы композиции, составление композиции.

Практическая работа. Изготовление декоративной несложной настенной композиции.

6. Занятие по интересам (4).

Разработка, подбор материалов и изготовление коллажей и композиций. 7. Обобщающее занятие (2ч).

Подведение итогов работы. Организация выставки работ учащихся. Мини – защита. Анализ результатов. Оценка.











Список литературы

для учащихся:

  1. Новикова E.Ф. Вдохновение. Аранжировка цветов.Флористика. Минск: Мет, 1994.

  2. Федотов Г.Я. Узоры разнотравья. M.: Просвещение. 1992.

  3. Нагибина M.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития,1997.

  4. Д-p Д. Г. Хессайон. Все o цветах в вашем саду. M.: Kладезь, 1996.

  5. Энциклопедия для детей. т.7. Искусство.ч.1., ч.2. M.: Аванта+, 2001.

  6. Энциклопедия для детей т.2. Биология. M.: Аванта +, 2001.

  7. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. M.: Росмэн, 1997.

  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремесел. M.: АСТ, Астрель,2000.

  9. Стецюк B.Г. Картины из цветов. M.: Культура и традиции, 1999.


для педагога:

  1. Журнал «Цветы в доме», №9, 2004.

  2. Анисимова А. «Домашняя флористика», М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004.

  3. Коновалова Т.Ю. «Уроки флористики. Сухоцветы», М.: ЗАО «Фитон +», 2002.

  4. Крысько Н., Нехорошева Г. «Стильный коллаж», М: «АСТ-ПРЕСС», 2007.

  5. Марьина Ю. «Школа флористики. Коллажи и панно», М.: Издат.дом «Ниола 21-ый век», 2005.

  6. Николаенко H.П. Икэбана. Японское искyсство аранжировки цветов. M.: Изограф, Вагриус, 1996.

  7. Осипова H.B. Современный цветочный дизайн. M.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

  8. Плотникова Т.В. «Домашний дизайн для лентяек», Ростов-на-Дону: «Феникс»,2004.

  9. Суханова H.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. M.: Колос, 1994.

  10. Трепунова Л. И. «Природный материал и фантазия», Волгоград: «Учитель», 2009.

  11. Черныш И. «Поделки из природного материала», М.: «АСТ-Пресс», 1999.

  12. Фомина Ю. «Модная Квартира», М.: Эксмо, 2006.

























Приложения
















Методические рекомендации


Флористический коллаж

История и виды


Флористический коллаж — модное и интересное направление декоративно-прикладного искусства. И хотя во всем мире увлечение им началось не так давно, а в Россию пришло лет 10-15 назад с расцветом флористики, художники считают, что флористический коллаж существовал всегда— уже в Эдеме Ева «декорировала» себя и Адама фиговыми листками.  Слово «коллаж» в переводе с французского означает «приклеивать». Еще средневековые дамы закладывали цветы между страницами книг, а затем засушенными приклеивали на письма своим любимым.

Родоначальником коллажа считают французского-кубиста Жоржа Брака. В 1913 он первым использовал оригинальный прием – наклеивание на картон полос окрашенной бумаги. А чтобы фактура бумаги получилась более эффектной, художник подмешал в краску песок.

Вскоре к нему присоединился единомышленник – великий Пабло Пикассо. В течение пяти лет они работали совместно. В дело шли клочки газет, обоев, плакатов, куски тканей, визитные карточки… В результате поиска обнаружилось, что даже самые обычные материалы в сочетании друг с другом на специально подобранном фоне становятся необыкновенно выразительными.

Так был разработан коллаж – технический прием в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеивают материалы, отличающиеся от нее цветом и фактурой. Коллажем называют и само произведение, выполненное при помощи подобного приема.

В творчестве знаменитого импрессиониста Анри Матисса коллаж занимает заметное место. Одно из самых прекрасных творений художника в этом направлении – картина «Морские животные».

В русском искусстве первым, кто стал применять технику коллажа, был Аристарх Лентулов. Он сочетал в своих полотнах живописные фрагменты с наклеенными кусочками фольги и цветной бумаги.

Пик популярности и у нас в стране, и за рубежом переживает такое направление в искусстве коллажа, как флористический коллаж. Работы, выполненные в этом ключе, мало похожи на коллажи художников XX столетия. Однако в их основе все те же приемы: на живописный фон наклеивают элементы различные по цвету, форме и фактуре.

Флористический коллаж — это картина, выполненная в технике приклеивания, с использованием различных красок: живых цветов, сухоцветов, искусственных материалов, кожи, ткани, ниток. Флористический коллаж своей яркой выразительностью не уступает живописи, однако более доступен для тех, кто не умеет рисовать, но хочет творить.



Виды флористических коллажей:

1.Плоскостные коллажи имеют небольшую глубину и могут помещаться под стекло.

2. Объемные коллажи.

— Структурный коллаж — построен на контрастах текстур и высот флористических материалов (структур, входящих в общую композицию).

— Коллаж Terra — монолитное полотно «под глину» с хорошо выраженными

объемными фактурами отдельных флористических элементов.

Транспорентный коллаж — все флоралии крепятся на шнурах или леске, предварительно натянутых внутри рамы. Непосредственным фоном служит та поверхность стены или ниши, где будет располагаться коллаж.


Основы композиции


Композиция – от латинского слова « compositio», означающего «сочинение», «составление», «расположение». Композиция должна строиться так, чтобы максимально выразить задуманное. Композиция – это способ выразить «мечту» художника. Композиция – это структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию.

Начинающему аранжировщику необходимо усвоить некоторые основные правила и приемы.

Залогом удачной композиции является:

— правильное расположение, сочетание и соотношение различных элементов композиции по размеру, форме, цвету;

— экономное использование растительного и вспомогательного материала, простота композиции;

— создание иллюзии движения, динамичности;

— четкость, выразительность линий, образуемых растительным материалом;

— широкое использование наряду с цветами ветвей, трав, камней, плодов, коряг и др.;

— соответствие аранжировок интерьеру и назначению;

— соблюдение масштабности и других основных выразительных средств композиции (пропорции, равновесия, контраста, акцента).





Роль линии в композиции


Флористика – разновидность декоративного и прикладного искусства, создание букетов, коллажей панно и подобных произведений из различных искусственных и природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т.д.), которые могут быть как живыми, так и засушенными.

Правила построения букетов и композиций из сухого или искусственного материала такие же, как и для произведений из живых цветов: цветовая гармония, взаимная «вежливость» всех компонентов, соблюдение пропорций, ритма, равновесия. Однако в зимнем букете, а особенно в композиции, есть своя специфика: если в произведении из живых цветов основное изобразительное средство – чаще всего цвет, то в зимнем доминирует линия.

Линия – чрезвычайно важный элемент композиции. Линия – самый экспрессивный, неисчерпаемый и богатый выразитель красоты. Она имеет направление, она течет, движется, создает форму произведения. Поэтому для флориста совершенно необходимо научиться видеть, понимать, чувствовать свойства и выразительные свойства линии. Определяют основные линии – горизонтальные, вертикальные, диагональные.

Есть среди линий, используемых при составлении композиций, еще одна, которая носит название «линия красоты». Эту изогнутую S – образную линию называют также по имени его создателя, английского художника XVII века У. Хогарта, — «кривая Хогарта». Она является символом западноевропейских аранжировок.

Линии (горизонтальные, вертикальные, диагональные) могут быть прямыми, и «беспокойными», то есть со множеством динамичных оттенков: волнистые, спиральные, ломаные, нежные, «нервные», изящные, а также весело и причудливо извивающиеся. Такие линии эстетически и эмоционально наиболее активно воздействуют на зрителя, особенно если их умело подобрать в соответствии с замыслом.















Виды коллажей



коллаж «Терра» плоскостной коллаж













транспорентный коллаж




объемный коллаж


Новогодняя флористика




новогодний венок




каркасная объемная елка каркасная плоская елка



Результативное участие учащихся (воспитанников) в мероприятиях в ходе реализации программы элективного курса «Твори и фантазируй. Флористика».



Название мероприятия

Уровень представления

Класс

Ф.И.

участников

Результа-

тивность


Год участия

Творческая конференция «Новый интеллект»



муниципальный



8


Веселова Н.,

Жаркова О.




1место




2005

«Умелые руки не знают скуки»



муниципальный



9



Соболева С.




2 место



2009

Фестиваль детского творчества

«Звезды нового века»



международный




9



Соболева С.



лауреат



2010

«Зимний букет»

муниципальный

9

Кузьмина В.

Шахнович А.

1 место

2 место

2010

«Зимний букет»

региональный

9

Кузьмина В.

лауреат

2011

«Зимний букет»

региональный

9

Щелканова Т.

лауреат


2012

«Зимний букет»

региональный

9

Арсентьева У.

лауреат

2013

Мастер-классы по местному телевидению

муниципальный

9,10

Щелканова Т.

Соболева С.

2011









Фотоотчет с выставок творческих работ




























Свежие документы:  Проект Изготовление нарядного платья, декорированного в технике прорезной аппликации (10 класс)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: