Рабочая программа
по технологии
для преподавания технологии
в 5 – 8 классах
Составлена на основе
авторской программы
«Технология. Трудовое обучение»,
под ред. В.Д.Симоненко, Ю. Л. Хотунцева,
М., «Просвещение», 2008 г.
Автор:Ковалева
ГалинаГермановна
учитель технологии
г.Клин
2010-2011 учебный год.
Пояснительная записка.
1.Статус документа.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы члена – корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.Д.Симоненко в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденным приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089 .
Рабочая программа разработана с целью адаптации авторской программы к условиям общеобразовательного учреждения, в частности, наполняемость классов образовательного учреждения менее 25 человек, т.е. класс является неделимым, следовательно, необходимо внести коррективы по гендерному подходу в изучении предмета технология, подобрать дифференцированные объекты труда; недостаточный уровень материально – технической оснащенности кабинета технологии; расхождение в учебных часах по авторской программе и базисному учебному плану. В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений на этапе основного общего образования для обязательного изучения образовательной области «Технология» отводится 238 часов. В том числе: в 5, 6, 7 классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 8 классе – 34 часа. Рабочая программа предполагает использование УМК под редакцией В.Д.Симоненко:
учебник «Технология, обслуживающий труд. 5 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.
«Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 5 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель Н.Б.Голондарева, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008 год.
учебник «Технология, обслуживающий труд. 6 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.
«Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 6 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель О.И. Мокридина, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008год.
учебник «Технология, обслуживающий труд. 7 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.
«Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 7 класс» под ред. В.Д.Симоненко», составитель И.В.Червякова, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008год.
учебник «Технология. 8 класс», под ред.В.Д.Симоненко, М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 год.
«Поурочные планы по технологии по учебнику «Технология. 8 класс»под ред. В.Д.Симоненко», составитель Н.Б.Голондарева, издательство «Учитель-АСТ», Волгоград, 2008 год.
Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей обучающихся, материальной базы образовательного учреждения, местных социально – экономических условий .
2. Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела:
Пояснительную записку;
Учебно – тематическое планирование с распределением учебных часов по разделам курса;
Требования к уровню подготовки выпускников;
Список литературы.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология — это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов. В школьном курсе «Технология» — интегрированная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии и биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, транспорте и других направлениях деятельности человека.
Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.
Главная цель образовательной области «Технология»- подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
Формирование политехнических знаний и экологической культуры;
Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
Ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
Обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
Овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
Использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно – прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Решение задач творческого развития личности обучающихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания обучающихся, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Формы, методы, технологии обучения
При преподавании курса технологии используются следующие технологии обучения: технологии сотрудничества, деятельностного подхода, метод проектов, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.
При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.
Приоритетные виды общеучебной деятельности:
1.определение адекватных способов решения учебной задачи на основе задан- ных алгоритмов.
2. комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не пред полагающих стандартное применение одного из них.
3.творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально – экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Технология. Обслуживающий труд» с преобладанием разделов «Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов».
Отличительные особенности рабочей программы
Базовыми для направления программы «Технология. Обслуживающий труд» являются следующие основные разделы :
культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов;
художественная обработка материалов;
информационные технологии;
домашняя экономика и основы предпринимательства;
проектная деятельность.
Содержание данных разделов позволяет ознакомить учащихся с наиболее распространенными конструкционными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки, развить способности, позволяющие использовать полученные знания и умения при решении конкретных задач.
По авторской программе на курс изучения технологии отводится 68 часов в 5-9 классах, но в соответствии с БУП выделено 34 часа на изучение технологии в 8 классе и отсутствуют часы на изучение технологии в 9 классе, соответственно внесен ряд изменений в программу.
Исходя из конкретных условий образовательного учреждения : материально – технических возможностей школы, материальных возможностей учащихся, социальной востребованности, условий неделимости классов ; отсутствия возможностей выполнять практические работы по теме «Кулинария», а именно:
— отсутствие в кабинете горячего и холодного водоснабжения;
— невозможности установки и подключения электро- и газовых плит;
данную тему целесообразно преподавать по теоретическим основам, практические задания перенести в домашние условия с дальнейшим отчетом о проделанной работе в классе. Освободившиеся часы будут использованы при изучении темы «Рукоделие» в 6-7 классах. Количество учебных часов на изучение темы «Технология изготовления швейных изделий» увеличено, т.к. материально техническая база швейного оборудования школы не позволяет выполнить всем обучающимся запланированные швейные работы в предусмотренные авторской программой сроки. Соответственно сокращены часы на выполнение проектных работ. Данный модуль может быть изучен в полном объеме при выборе менее сложных тем проектов, изготовлении проектных изделий по упрощенной технологии, дифференцированном подходе к выбору объектов труда. Разделы «Домашняя экономика и основы предпринимательства», «Художественная обработка материалов», «Проектная деятельность» (8 класс), не могут быть изучены в полном объеме, т.к. программа под редакцией В.Д.Симоненко разработана для обучения школьников с 5 по 8 классы на 68 учебных часов, по базисному плану образовательного учреждения на изучение образовательной области «Технология» выделены 34 часа в 8 классе. Таким образом, учебное время на изучение данных разделов будет перераспределено соответственно с базисным планом образовательного учреждения.
Тематическое планирование
(соответствие авторской и рабочей программ в учебных часах)
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | |||||
| Авт. | Раб. | Авт. | Раб. | Авт. | Раб. | Авт. | Раб. |
1.Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
2.Кулинария | 11 | 8 | 14 | 8 | 14 | 8 | — | — |
3. Гигиена подростка | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | — | — |
4. Интерьер жилого дома | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | — | — |
5. Элементы материаловедения | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | — | — |
6. Элементы машиноведения. | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 | — | — |
7. Ручные работы | 2 | 2 | — | — | — | — | — | — |
8. Рукоделие | 10 | 10 | 8 | 10 | 6 | 8 | — | — |
9.Уход за одеждой. Ремонт одежды | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | — | — |
10. Уход за ребенком | — | — | — | — | 2 | 2 | — | — |
11.Технология изготовления швейного изделия (конструирование и моделирование изделия) | 7 | 16 | 10 | 16 | 12 | 20 | — | — |
12.Информационные технологии | 6 | 6 | — | — | — | — | 14 | 3 |
13. Проектные работы | 16 | 8 | 16 | 12 | 16 | 10 | 16 | 10 |
14.Резервное время | — | 2 | — | 2 | — | 2 | — | 1 |
15. Элементы домашней экономики |
|
|
|
|
|
| 18 | 8 |
16.Художественная обработка материалов | — | — | — | — | — | — | 20 | 11 |
Итого | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 34 |
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические, творческие и проектные работы. Тема «Творческий проект» по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой проектной деятельности необходимо акцентировать внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на обучение, способствует осознанному выбору профессии.
По окончании курса технологии в основной школе обучающиеся овладевают безопасными приемами труда с инструментами, машинами, электробытовыми приборами, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии пищевых продуктов, текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий, ведения домашнего хозяйства, знакомятся с основными профессиями пищевой и легкой промышленности.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности
В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:
Знать/понимать
— основные технологические понятия;
— назначение и технологические свойства материалов;
— назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
— виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
— профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получение продукции.
Уметь
— рационально организовывать рабочее место;
— находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
— составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия и получения продукта;
— выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
— выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
— соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
— осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия;
— находить и устранять допущенные дефекты;
— проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
— планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
— распределять работу при коллективной деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1.получения технико– технологических сведений из разнообразных источников информации;
2.организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
3.изготовления или ремонта изделий из различных материалов;
4.создание изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
5.контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов;
6.обеспечения безопасности труда;
7.оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
8.построения планов профессионального образования и трудоустройства.
Список литературы.
«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение», под редакцией В.Д.Симоненко, Ю. Л. Хотунцева, М., «Просвещение», 2008 г.
«Настольная книга учителя технологии», справочно-методическое пособие, под ред. А. В. Марченко, М. , АСТ «Астрель», 2005 г.
«Сборник нормативных документов. Технология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план», под ред. Э.Д.Днепрова, А.Г.Аркадьева, М., «Дрофа», 2006 .