РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Театр, в который играют дети» 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.ЗЕЯ





РАССМОТРЕНО : СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель МО Зам директора УВР Директор МОБУ СОШ № 4

В.Д.Богатырев_____ Н.В.Кузнецова_____ Е.А.Драгина ______________

протокол от «_»____ 2013 «___»________2013г. приказ

______ от «___»______2013г. №_____



м.п.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Театр, в который играют дети»



5 класс



Учитель: Е.С.Кутергина

















г.Зея

 1. Введение

Огромную, ни с чем  несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у детей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.

Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.

 2. Пояснительная записка

       Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.

Кружок предназначен для обучающихся 5  классов. Программа рассчитана на 68 часов в год. В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Свежие документы:  Работа с пластилином. Посуда

3. Цель и задачи

   Цель:  Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности обучающихся через искусство художественного слова,  театрализацию, практические занятия по сценическому мастерству.

 Основные задачи:

1. Знакомство детей с различными видами театра.

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программные задачи:

  1. Прививать любовь к сценическому искусству.

  2. Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.

  3. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.

  4. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.

5. Учить действовать на сценической площадке естественно.

6.  Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать                  интонационной выразительностью речи.

 4. Методологические принципы

В основу программы кружка «Театр, в который играют дети» вложены следующие принципы:

4.1. Принцип развития индивидуальности каждого обучающегося.

Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.

4.2. Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой  личности. Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта, т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в  конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться, кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в   ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его  саморазвитию.

 4.3. Принцип деятельностной основы занятий в кружке. Этот принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт  о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.

4. 4. Принцип реальности и практического применения.

Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку  как в его сегодняшней жизни,  так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции,  работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое  найдут применение в жизни каждого ребёнка.

5. Тематическое планирование

Тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во часов

Знакомство с особенностями любительских занятий театром.

2

Учебные театральные миниатюры. Театральный капустник

10

Знакомство с особенностями пьесы сказки. Просмотр профессионального спектакля Репетиции пьесы-сказки.

10

Представление пьесы (новогодней сказки)

6

Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства.

2

Чтение пьес и выбор постановочного материала.

4

Просмотр профессионального спектакля.

2

Репетиция пьесы (современной драмы).

10

Премьера пьесы.

4

Репетиции пьесы комедии

10

Премьера пьесы комедии.

8


Итого

68

6. Содержание деятельности:

  1. Любительские занятия театром -2 ч.

Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует.

  1. Театральная миниатюра – 10.

Актерский этюд. Наблюдение актера. Лаборатория актера и режиссера. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемные ситуации персонажа и способы решения. Театральный капустник.

  1. Пьеса – сказка -16.

Просмотр профессионального спектакля. Драматургический замысел. Репетиции пьесы сказки. Представление новогодней сказки.

  1. Современная драма — 16

Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства. Чтение пьес и выбор постановочного материала. Просмотр профессионального спектакля. Репетиция пьесы. Премьера пьесы.

  1. Современная комедия – 16

Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии. Природа смешного. Премьера пьесы комедии.1

7. Календарно-тематическое планирование.

зан



Дата

Колич.

Часов

Тема занятия

1




2

Любительские занятия театром




14.09

2

Роль театра в культуре, основные вехи развития театрального искусства. Любительский театр как разыгрывание ситуаций, в которых человек существует.

2




10

Театральная миниатюра




21.09

2

Актерский этюд. Наблюдение актера. Лаборатория актера и режиссера.



28.09

2

Учебные театральные миниатюры.

Сказка «Теремок»



05.10.

1

Типы персонажей в театральных миниатюрах.



05.10


1

Проблемные ситуации персонажа и способы решения.

12.10

2

Учебные театральные миниатюры.

19.10

2

Театральный капустник

3


16

Пьеса – сказка

26.10.

2


Просмотр профессионального спектакля.


16.11

2

Работа над новогодним спектаклем.

23.11

2

Работа над Новогодним спектаклем.

30.11

2


Работа над спектаклем «Теремок».

7.12

2


Работа над спектаклем «Снежная королева»

14.12

2


Работа над спектаклем «Снежная королева»

21.12

2


Работа над спектаклем «Снежная королева»

28.12

2

Премьера спектакля

6.


16

Современная драма


28.12

2

Рождение замысла пьесы. Сверхзадача театрального искусства.

18.01

2

Чтение пьес и выбор постановочного материала.

25.01

2


Просмотр профессионального спектакля.

01.02

2

Репетиция пьесы

08.02

2

Репетиция пьесы

15.02

2

Репетиция пьесы

01.03

2

Репетиция пьесы

15.03

2

Репетиция пьесы

7.


16

Современная комедия

22.03

2

Жанровые особенности комедии. Разновидности комедии.

05.04

2

Репетиция пьесы комедии

12.04

2

Репетиция пьесы комедии

19.04

2

Репетиция пьесы комедии

26.04

2

Репетиция пьесы комедии

10.05

2

Репетиция пьесы комедии

17.05

2

Репетиция пьесы комедии

24.05

2

Премьера пьесы комедии





 8.    Предполагаемые умения и навыки детей

  1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.

  2. Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.

  3. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

  4. Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.

  5. Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.

  6. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.

  7. Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

  8. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

  9. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.

  10. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

  11. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.

  12. Умеют составлять диалог между сказочными героями.

  13. Знают виды и особенности театрального искусства.

  14. Знают театральную терминологию и культуру зрителя.

  15. Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.















 9. Список литературы

  1. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Москва, -1976 год

  2. Берёзкин В.И. Искусство оформления спектакля. Москва, -1986 год

  3. Былеева Л.В. Русские народные игры. – Москва, 1986 год

  4. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе.- Москва, 2003 год

  5. Григорьев Д.В. «Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение» 2011.

  6. Калинина Г.В. Давайте устроим театр. – Москва, 2007 год

  7. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе.- Москва, 2000 год



























Свежие документы:  Коллективная работа учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: