Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
140204, Московская область, г. Воскресенск, ул. Маркина, дом 3
тел./факс 8 (496) 44-5-90-48, тел. 8 (496) 44- 5-96-90 E—mail: sosh_20@mail.ru
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ № 20» _______________ / М.А. Сайгушев/ «______» ________________ 2012 г. |
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО начальных классов
протокол № ___ от «___» ________ 2012 г.
Руководитель ШМО
__________/Клюева Н.В./
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Умелые ручки»
для 2 класса
Составитель:
Мурашова Т.В., учитель технологии
высшей квалификационной категории
г.Воскресенск
2012 год
Пояснительная записка.
«Декоративно – прикладное искусство» является программой внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности.
Настоящая программа для начальной школы, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы «Декоративно-прикладное искусство», автор О.А.Кожина (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011)
Программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.
Отличительными особенностями являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме.
Цель: Формирование у учащихся основ целостного и эстетического мировоззрения, развитие творческих способностей посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации ребёнка.
Задачи:
развивать природные задатки и способности детей;
развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
научить приемам исполнительского мастерства;
стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине;
развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
развивать стремление к творческой самореализации;
расширять общий и художественный кругозор.
Программа основана на следующих принципах:
коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки;
гуманистический принцип — создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение);
принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут;
принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру);
принцип коллективности — дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создает условия для позитивно направленных: самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации;
принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
осознание своих творческих возможностей;
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
принимать и сохранять учебную задачу;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
строить речевые высказывания в устной форме;
оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится в начальной школе из расчёта 35часов.Занятие длится 25 минут.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки работ школьников.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; — правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе. — правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | — иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
|
Уметь | — анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. -соблюдать правила игры и дисциплину; — правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.). — выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей — адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей — контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; — выбирать вид чтения в зависимости от цели; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности — формулировать собственное мнение и позицию | -работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
|
Применять | — быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; -подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | — полученные сведения о многообразии декоративно-прикладного искусства — красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения. | — самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект -иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, использовать накопленные знания. |
Методическое обеспечение программы
Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:
включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
моральное поощрение инициативы и творчества;
продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами.);
работа с книгой (чтение литературы, для получение нужной информации на определённую тему).
Учебно-тематический план
Темы | Количество | часов | ||
п/п | Всего | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие. | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с бумагой. | 8 | 1 | 7 |
3 | Работа с различными тканями. | 6 | 1 | 5 |
4 | Работа с природным материалом. | 5 | 1 | 4 |
5 | Изонить. | 7 | 1 | 6 |
6 | Морские пришельцы (работа с ракушками). | 4 | 1 | 3 |
7 | Отчётная выставка-ярмарка работ школьников. | 2 | 1 | 1 |
8 | Резерв. | 1 | 1 | |
| Итого | 35 | 8 | 27 |
Содержание тем учебного курса.
1. Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.
Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.
Практическая работа: сбор природных материалов, посещение музеев.
2.Работа с бумагой
Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов с последующим проведением состязаний на скорость прохождения дистанции; моделей автомобилей различных типов; модели робота, модели светофора и др. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства.
Проведение конкурса.
Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.
3.Работа с различными тканями
Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.
Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой при работе на электрической швейной машинке; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.
4. Работа с природными материалами
Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.
Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов, тематических композиций; paбота со скорлупой кедровых орешков, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!» и т. п.).
Береста — один из прочных и красивых материалов для изготовления панно, украшений, игрушек, полезных бытовых вещей. Время заготовки бересты. Способы заготовки и хранения бересты. Обработка бересты. Техника безопасности при работе с берестой.
Практическая работа: обработка бересты; изготовление панно по замыслу детей и педагога; изготовление кормушек для птиц, развешивание кормушек; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?»
5.Изонить
История художественной культуры русского народа и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Профессия вышивальщица. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение окружности. Заполнение дуги. Последовательность выполнения работы и оформление закладок для книг. Основы цветоведения. Понятие композиции.
Практическая работа: Изготовление закладки.
6. Морские пришельцы (работа с ракушками)
Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.
Практическая работа: сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.
7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.
Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.
Практическая работа: проведение выставки.
Перечень рекомендуемой литературы.
Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 1991.
Ильин М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М., 1997.
Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997.
Детям о традициях народного мастерства.
Журнал “Школа и производство”.
Журнал “Детское творчество”.
Е. Каменева “Какого цвета радуга”.М. 1994
Прекрасное своими руками, М., Детская литература, 1989.
А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе М., Просвещение, 1981.
Т.Федотов Сухие травы, М., 1999.
В.И.Сергеев Плетение из соломки от деда Василия 2000.
Н.Голубев Аппликация из природного материала 2002.
Соломка, скорлупа, цветочек 2001.
Д.Чистти Оригинальные поделки из бумаги. М., Мир книги, 2009.
Бумажная филигрань. М., Мир книги 2010.
А.Зайцева Поделки с тиснением по бумаге. М., Эксмо, 2009.
Уроки ремесла. АСТ Астрель, 2001.
Модульное оригами. М., Мир книги, 2010.
Волшебная изонить. М., Мир книги, 2010.
Литература для детей.
Дагмар Хайн. Игрушки-мобиле. Айрис-Пресс, 2009.
Эксклюзивные открытки. Аст-Пресс-Книга, М., 2000.
А.Падберг Живые коробочки. Айрис-Пресс, М., 2009.
Методическая литература:
«Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.
« Игрушки – помпоны своими руками» А. Блондель, С. Деон.2006г.
«Солёное тесто» И. Хананова 2008г.
« Чудесная мастерская» Н. М.Конышева 2005г
« Природный материал и фантазия» автор — составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.