Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная)
школа – интернат станицы Старолеушковской
План конспект открытого урока
по растениеводству в 7 классе.
Тема
«Ягодный кустарник – крыжовник».
Учитель: Кольцова Елена Михайловна.
Тема урока: Ягодный кустарник – крыжовник.
Цели урока:
– познакомить учащихся с ягодной культурой – крыжовником, его строением, особенностями, размножением, уходом;
– развивать и корригировать речь, внимание, мышление учащихся;
– расширять кругозор учащихся;
– прививать интерес к урокам растениеводства, воспитывать усидчивость,
Оборудование: компьютер, ММО, слайды, картинки ягодных кустарников, картинки ягодных вредителей, карточки с опорными словами, тесты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-отчет дежурного;
-проверка рабочих мест.
Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: “Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.
II. Проверка домашнего задания.
1. Игра “Найди лишнее” картинки ягодных кустарников + травянистое растение
– что лишнее?
– с каким ягодным кустарником, знакомы? Где растет смородина?
– перечислить виды смородины?
– какие вредители нападают на смородину?
– что поражает у растения почковый клещ? (Приложение 2)
– что поражает плодовый пилильщик? (Приложение 2)
III. Сообщение темы и целей урока:
– Сегодня на уроке познакомимся с новым ягодным кустарником. Каким, определите сами.
– дифференцированная работа:
1 ученик: складывает слово по буквам алфавита
2 ученик: складывает слово по разрезанным слогам
3 ученик: находит нужную картинку по описанию
4 ученик: складывает слово по буквам алфавита
– Сегодня мы познакомимся с ягодной культурой – крыжовник. Его строением, особенностями. Узнаем, как размножают крыжовник и правилами ухода за ним (Приложение 1; Cлайд 1)
Работать мы будем по плану: (вывешивается на доске)
происхождение крыжовника;
строение и особенности растения;
размножение крыжовника;
уход;
употребление.
IV. Работа по теме:
1. Рассказ учителя о происхождении крыжовника:
(Cлайд 2) – Хотя родина большинства видов крыжовника – Северная Америка, славилась этой ягодой Киевская Русь еще со времен Ярослава Мудрого, с XI века. Начиная с 17 века, как и во многих станах Европы, в России крыжовник был едва ли не самой популярной ягодой, только звался он иначе – берсень или берсень-крыж. В России, во многих помещичьих и даже в крестьянских усадьбах нередко насчитывались сотни и даже тысячи кустов крыжовника. Урожай не только использовали в качестве десерта, но в громадных количествах перерабатывали на высококачественные вина.
2. Работа в тетрадях “Ягодный кустарник. Крыжовник”. Запись в тетради
V. Изучение нового материала.
1. Строение и особенности растения:
– крыжовник многолетний, зимостойкий ягодный кустарник представляет собой куст с 15-40 ветвями разного возраста. Куст крыжовника более густой и раскидистый, чем куст смородины. Кустарник достигает высоты больше 1 метра (Cлайд 3)
На ветвях крыжовника у основания листьев имеются колючие шипы. У одних сортов шипов больше, у других – меньше. (Cлайд 4)
Листья крыжовника по размеру мельче, но по форме похожи на листья смородины. Цветки мелкие, бело-желтые или красноватые собраны в кисти. (Cлайд 5)
(Cлайд 6, 7) Сорта крыжовника различаются по размеру, форме и окраски плодов. Есть крупноплодные (масса ягод 12 – 20г) и мелкоплодные (масса ягод 3-5 г)
(Cлайд 8) Ягоды округлой или продолговатой формы, желтой, зеленой, розовой, красной, темно-красной или почти черной окраски.(слайд). Внутри ягоды находятся многочисленные семена. Ягоды на кустах крыжовника появляются на 2-3 год после посадки, и постепенно урожай повышается. На вкус плоды крыжовника кисло– сладкие. Самые высокие урожаи бывают на 5 – 10 год. Поэтому крыжовник долговечная культура
2.Первичное закрепление.
— Отметьте характеристику крыжовника по форме, цвету и размеру (работа в парах). (Приложение 2)– Проверка по слайду (Cлайд 9,10)
3. Работа по теме – Размножение крыжовника
(Cлайд 11) – Крыжовник размножается отводками, делением куста, зелеными и одревесневшими черенками. Способ размножения зелеными и одревесневшими черенками более сложен и, как правило, применяется в питомниках. Чтобы высадить черенки весной их заготавливают в октябре-ноябре до наступления сильных морозов. Их берут с однолетних побегов без каких-либо признаков болезни.
(Cлайд 12) Выбрав здоровый одревесневший побег, из него вырезают черенок длиной 25 см. С черенка осторожно обрывают листья и оба конца обмакивают в расплавленный садовый вар или парафин, чтобы он не терял влагу при хранении.
До посадки черенки хранят закопанными в снегу или в холодильнике на полке под морозильной камерой.
Весной черенки сажают на специально подготовленных и удобренных грядках. Перед посадкой нижний конец черенка с садовым варом срезают острым ножом.
Черенки сажают на расстоянии 20 см друг от друга. Черенки присыпают землей осторожно, Почву вокруг черенков уплотняют. Затем грядки обильно поливают и мульчируют мелким торфом или перегноем, что способствует сохранению влаги. На фото справа для задержания влаги используется старая ковровая дорожка.
2. (Слайд13) Следующий способ – размножение отводками. Для отводков выбирают здоровые однолетние и многолетние ветви, идущие от основания куста. Эти ветви осторожно сгибают в наружную сторону от куста и пришпиливают в нескольких местах деревянными крючками, пригибая их плотно к земле, или пригибают на высоте 1–1,5 сантиметра от поверхности почвы. За лето отводки хорошо укореняются, их отрезают от куста и высаживают на отдельный участок.
4. Первичное закрепление:
Из перечисленных способов, выбрать те, которыми можно размножить крыжовник
Записать эти способы в тетрадь (Cлайд 11)
Самостоятельная работа: подписать предложенные картинки – способ размножения (Приложение 2)VI. Физминутка с музык. сопровожд.
VII. Работа по теме
1.(Слайд 14) – уход за крыжовником заключается в рыхлении почвы, внесении удобрений, поливе, прореживании кустов, борьбы с вредителями. Каждый год в кусте крыжовника вырастает много молодых ветвей, и он сильно загущается. Поэтому начиная с 3-4 года после посадки систематически проводят прореживание кустов. То есть проводят обрезку однолетних побегов, кроме 3-4 наиболее сильных, слабых, поврежденных, сухих, растущих внутрь ветвей. Прореживание улучшает освещенность внутри куста и, следовательно, способствует повышению урожая. Осенне-зимнюю обрезку начинают по окончании листопада и заканчивают в конце зимы – начале весны. (Слайд 15,16)
2. Первичное закрепление:
а) — Для чего нужно проводить обрезку?
– какие ветви необходимо удалять?
– почему обрезку делают осенью?
3. Употребление крыжовника
– в каком виде употребляют крыжовник? (ответы детей)
– крыжовник употребляется в пищу в свежем и переработанном виде. Из него делают варенье, джемы, компот, (Слайд 17)
VIII. Проверка пройденного в виде теста “Проверь себя”
1. В каком веке появились первые упоминания о крыжовнике в России:
в 11
в 15
в19
2. К какой группе растений относится крыжовник:
травянистые растения;
ягодные кустарники;
деревья.
3. Крыжовник это:
многолетнее растение;
однолетнее растение;
двулетнее растение.
4. Какого сорта крыжовника не бывает:
мелкоплодный;
низко плодный;
крупноплодный.
5. Что не относится к уходу за крыжовником:
обрезка;
рыхление почвы;
прививка
6. Крыжовник обычно размножают
отводками
листовыми черенками
усами
IX. Итог урока
– о какой ягодной культуре узнали?
– что нового узнали про крыжовник?
– оценивание
– Домашнее задание. Подготовить реферат о крыжовнике.
Используемая литература:
1. Учебник «Сельскохозяйственный труд», Е.А. Ковалева Просвещение 2006 г.
2. «Дидактические игры на уроках коррекционной школы», А. К. Аксѐнова и Э.В. Якубовская, М. «Просвещение» — 1991г.
3. «Нетрадиционные уроки в коррекционной школе», С. В. Кульневич и Т. П. Лакоценина , Т. Ц. «Учитель», 2010 г.
4.Популярное пособие для родителей и педагогов «1000 загадок».Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина, 2009 г.
5. Учебник «Живой мир». Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. Москва «Просвещение», 2012 г.
6. «Загадки для развития памяти, внимания и абстрактного мышления», автор
О.В. Узорова. М, Астрель АСТ, 2007г.