Конспект урока трудового обучения.
(5 класс VIII вид)
Учитель Дунаева Н.А
Тема урока из раздела программы «Общешкольные технологические работы».
Тема: Обработка боковых срезов брюк надстрочным швом.
Цели урока:
Образовательная: Совершенствовать приемы, умения при выполнении надстрочного шва в обработке боковых срезов брюк.
Коррекционная: Развивать зрительное и слуховое восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук.
Воспитательная: прививать навыки правильной организации рабочего места и соблюдать правила по охране труда.
Оборудование урока: Предметная и инструкционная технологическая карта. Плакат «Классификация швов», детали кроя брюк и их срез, карточки задания, вопросы, швейные машины, ножницы, утюги.
Методы ведения урока.
Беседа, эвристическая беседа, проблемные вопросы, личный показ учителем трудовых приемов, самостоятельная работа учащихся, самоконтроль, познавательные задания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте садитесь.
Кто дежурный. Рапорт дежурного.
Проверка внешнего вида учащихся и наличия у них инструментов и приспособлений.
Проверка готовности оборудования.
II. Повторение.
Вопрос: Над каким изделием мы работаем?
Ответ: Мы шьем брюки для танцевального коллектива «Надежда».
Вопрос: Все изделия изготавливаются из ткани. Какой сортимент тканей вы знаете?
Ответ: Ткани бывают натуральные и химические, х/б, льняные, шерстяные и шелковые.
Вопрос: Из какой ткани мы шьем брюки?
Ответ: Мы шьем из п/ш ткани нитрон с шерстью.
Вопрос: Почему для изготовления брюк мы выбрали эту ткань?
Ответ: Потому что эта ткань костюмная имеет красивый внешний вид и хорошо сохраняет преданную форму.
Вопрос: Из скольких деталей состоит наша модель брюк?
Ответ: Наша модель брюк состоит из 4 деталей, 2 передние половинки и 2 здании половинки брюк.
Задание. Показать у доски детали брюк и назвать их срезы.
Учитель: Откройте, пожалуйста, тетради — альбомы в котором мы с вами составили план работы по изготовлению брюк.
Вопрос: Назовите, какую операцию мы выполняли на прошлом уроке?
Ответ: На прошлом уроке мы выполняли в.т.о. брюк задних половинок.
Вопрос: Как выполняется в.т.о. задних половинок брюк.
Ответ: Для выполнения в.т.о. складываем две задние половинки брюк, совмещая все срезы лицом в внутрь, и по левой половинке производим оттягивание и сутюживание для придания формы, а затем переворачиваем и выполняем все приемы по правой половинке брюк.
Вопрос: Посмотрите в альбом, какую операцию по плану мы должны выполнить сегодня?
Ответ: Сегодня мы должны выполнять обработку боковых срезов брюк.
Учитель: Нам нужно определиться каким швом мы будем соединять переднюю и заднюю половинки брюк. А для этого нужно вспомнить.
Вопрос: На какие группы делимся все виды швов по классификации?
Ответ: Все швы делятся на соединительные, краевые и отделочные.
Вопрос: Слушайте внимательно, поскольку в моем вопросе вы найдете ответ. К какой группе относиться шов, который мы можем соединить переднюю и заднюю половинки брюк?
Ответ: Мы соединяем две детали, значит, этот шов относиться к группе соединительных швов.
Задание. На ваших столах лежат белые конверты со швами. Выньте содержимое конверта и разложите швы по группам.
(Учитель вешает плакат «Классификация швов»).
Учитель: Проверти расположенные швы с плакатом. Уберите в конверт краевые и отделочные. Отложите, пожалуйста, швы, которые, как вы думаете нельзя использовать для пошива данной костюмной ткани и данного ассортимента изделия.
Отвечает каждый учащийся: двойной, запошивочный, подкладной.
Вопрос: Почему нельзя использовать двойной шов и запошивочный и подкладной?
Ответ: Двойной и запошивочный шов используется для пошива х/б тканей, а накладной для обработки карманов.
Учитель: И так, для обработки боковых срезов брюк мы можем использовать только стачной, расстрочной, настрачной. У вас на столах лежат карточки желтого цвета с зарисовками схем швов.
Задача. Под зарисовками схем швов всем нужно написать названия швов.
Учитель: А теперь из трех швов нам нужно выбрать один, который можно использовать для данной костюмной ткани, которая трудно поддается в.т.о. Как вы считаете какой?
Ответ: Для обработки бокового шва мы будем использовать настрочный шов, так как припуски шва фиксируются строчкой.
III. Изучение нового материала.
Учитель: И так, кто скажет тему сегодняшнего урока?
Ответ: Обработка бокового шва брюк настрочным швом.
Вопрос: Как выполняется настрочный шов?
Ответ: Две детали складываются лицевыми сторонами внутрь, срезы выравниваем и сметываем (стачиваем машиной строчкой на расстоянии 1,5 см.). Припуски шва проутюживаем и заутюживаем в одну из сторон, с лицевой стороны прострачиваем отделочную строчку 0,7 см.
Учитель устанавливает предметную и инструкционную карту.
IV. Закрепления нового материала.
Задание. Прочитать инструкционную карту «Обработка бокового шва брюк надстрочным швом».
Учитель: А теперь, пожалуйста, будьте внимательны все, что вы увидите и услышите вам нужно запомнить (приемы, технические условия) повторить и выполнить на брюках.
V этап. Инструктаж к работе.
Учитель: Все подходим к столу.
На столе раскладываем переднюю половинку брюк лицом вверх, боковым срезом к работающему, на нее накладываем заднюю половинку совмещая срезы на лицевые стороны и сметываем боковые срезы на растояние 1,4 см.
Стачиваем на расстоянии 1,5 см. по задней половинке брюк, удаляем нитки сметывания.
Проутюживаем шов и заутюживаем в сторону передней половинки (с лицевой стороны брюк не должно быть заминов и складок — проверяем).
Прострачиваем отделочную строчку по передней половинке брюк.
Проверка качества.
Ширина шва 1,5 см.
Машинная строчка ровная.
На лицевой отделочная строчка 0,7 см.
Учитель: Все понятно. Какие есть вопросы?
Учащиеся садятся на рабочие места.
VI. Закрепление инструктажа.
Вопрос: Сколько прямых строчек мы проложили при обработки бокового шва?
Ответ: При обработки бокового шва мы проложили 2 строчки — стачивание и прострачивание.
Вопрос: Какие детали мы соединяли надстрочным швом?
Ответ: Надстрочным швом мы соединяли переднюю и заднюю половинки брюк.
VII. Практическая часть.
Учащиеся убирают все лишнее со столов (альбомы, карточки) и приступают к выполнению работы в соответствие с технической картой. Слабым учащимся учитель оказывает индивидуальную поддержку.
VIII. Итог урока.
Вопрос: Какую первую операцию мы сегодня выполнили?
Ответ: На столе раскладывали переднюю и заднюю половинки брюк, совмещая лицевые стороны и боковые срезы, сметывали на расстоянии 1,4 см. и стачивали на 1,5 см боковые срезы по задней половинке, удалили нитки сметывания.
Вопрос: Какую следующую работу мы выполняли?
Ответ: Проутюживали шов и заутюживали в сторону передней половинки.
Вопрос: Какую последнюю операцию мы выполняли?
Ответ: Прострачивали отделочную строчку по передней половинке брюк на 0,7 см., проутюживали.
Вопрос: Какие требования предъявляются к качеству работ?
Ответ: Проверка качества.
Ширина шва 1,5 см.
Машинная строчка ровная.
На лицевой отделочная строчка 0,7 см.
Нет слабины ткани в шве.
А теперь оцениваем качество выполненной работы.
Учитель подводит итоги, демонстрирует лучшие работы, выставляет оценки.
На следующем уроке мы с вами продолжим пошив брюк и будем обрабатывать шаговые срезы брюк.