Урок технологии для 6 класса по теме «История хлеба и хлебопечения»

Авторы: Касаткина Татьяна Владимировна, Фоменко Наталья Юрьевна

Место работы: ГСОУ общеобразовательная школа-интернат станицы Ленинградской Краснодарского края

Должность: учитель истории, учитель домоводства.




Урок технологии

для 6 класса по теме


«История хлеба и хлебопечения»


Цель урока: осуществление межпредметных связей на уроках истории, домоводства;

— привитие учащимся умения использовать в жизненной практике знания, полученные в школе.


Задачи:

Образовательные: формировать у учащихся представления о появлении хлеба в жизни человека; о разновидностях муки и хлеба;

познакомить уч-ся с видами бутербродов, продуктами, применяемыми для бутербродов;

Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса;

— учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к знаниям об истории своего Отечества; экономность


Оборудование: хлеб черный, белый, серый; крупы: горох, фасоль, гречка, рис; рисунки хлеба, схема видов муки;

продукты для бутербродов; ножи, разделочные доски.


Основные термины и понятия: зернотерки, жито, хлебосольство, ломтик, бутерброд, открытые, закрытые, комбинированные.


План-конспект урока истории.


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и цели урока.


Отгадывание загадок.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

( Хлеб)

Мешано, квашено, валяно,

На стол поставлено.

( Хлеб)

III. Изучение нового материала.


  1. Рассказ учителя.

В каждой стране, в любом уголке мира есть блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, которые едят люди независимо от того, где они живут. Это — хлеб.

Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали еще во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад. Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Миновало много веков, прежде чем они научились растирать эти зерна на зернотерках и смешивать их с водой. Таким образом, хлеб родился на свет в виде жидкой мучнисто-зернистой каши, хлебной похлебки, которую еще и сегодня употребляют в пищу жители Востока и африканских стран.

Потом люди, вероятно, заметили, что зерна отделяются от колосьев легче, если их уложить в яму с сильно нагретыми камнями. Кроме того, поджаренные зерна оказались гораздо вкуснее по сравнению с сырыми. Так или примерно так, постепенно на ощупь человек познавал удивительные свойства хлеба. Со временем хлебная похлебка становилась все гуще, пока не превратилась в тесто. Следующий этап на пути к современной булке – пресные лепешки. Они были известны древним египтянам, евреям, персам. Пекли такие лепешки из непросеянной муки грубого помола, добавляя в нее иногда речной песок. Для чего это делалось сказать трудно. Такой хлеб был очень грубым и тяжелым, он не содержал разрыхлителей, которые заставляли хлеб «подходить» и от которых хлеб становился легким и нежным. Лепешки имели неоспоримые преимущества по сравнению с хлебной похлебкой. Похлебка быстро закисала и засыхала, что делало невозможным ее хранение, человеку же нужен был запас пищи. Лепешки хорошо сохранялись длительное время, их брали с собой в дорогу. Перед едой лепешку размачивали в воде. Просуществовала лепешка долго. Да и в наши дни пресная лепешка не редкость во многих национальных кухнях.

Огромным шагом вперед явилось изобретение способа сбраживания (разрыхления) теста. Древние египтяне сделали это открытие еще 5-6 тысяч лет назад. Потом о нем узнали греки, от греков – римляне, а уж от них оно пришло к остальным народам Европы. В Древней Греции разрыхленный хлеб считался большим лакомством. Уже в те далекие времена существовало много разновидностей хлеба – от самого простого из муки грубого помола с большим количеством отрубей до изысканных сдобных хлебов.

В разных уголках нашей планеты хлеб делают по-разному, используя для этого фасоль, картофель, разные травы, рис, горох, гречку, изюм, мак, орехи. В странах Дальнего Востока к муке добавляют желуди дуба и бука.


2. Показ различных круп.


3. Виды муки.


-Из какой же муки пекут хлеб?


ВИДЫ МУКИ



Пшеничная рисовая ржаная кукурузная овсяная


4. Запись схемы в тетрадь.


— Какой хлеб получится из пшеничной муки? (белый)

— Какой хлеб получится из ржаной муки? (черный)

— Из пшеничной и ржаной муки получают серый хлеб.


5. Показ детям различных сортов хлеба.

Мы едим бисквиты, сдобы, булочки. Они выпечены из пшеничной, кукурузной, рисовой, ржаной, овсяной муки.

В Мексике плоская маисовая лепешка выпекается из кукурузы. В Шотландии едят большую шотландскую лепешку – вид жареного пирога из овсяной муки. В Швеции любят плоский, грубый, тяжелый хлеб из ржаной муки.


6. Словарная работа.


В древности наши предки на большей части пашни сажали ячмень, рожь и пшеницу. Эти растения славяне называли житом, от слова жить. Из жита пекли хлеб. Хлеб был основной пищей славян, давал им возможность жить.

Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорки, легенды и сказки.

Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых людей и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать.

Роль хлеба в жизни русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на достаток животной пищи.


— Как же нужно хранить хлеб?

В хлебницах или в посуде, которая закрывается плотно, чтобы хлеб не засыхал.


IV.Первичное закрепление нового материала.


1. Расставь цифры в порядке возрастания «Как появился хлеб?»


Хлебная похлебка.

Употребление в пищу сырых зерен.

Появление теста.

Перетирание зерен на зернотерках.

Появление различных видов хлеба.

Изобретение способа сбраживания.

Появление хлебной лепешки.


  1. Работа по вопросам.


— Какие виды муки вы запомнили?

— Назовите известные виды хлеба.

— Какие крупы добавляют в тесто, при приготовлении хлеба?

— Почему нужно беречь хлеб?

— Как необходимо хранить хлеб?


— Какие блюда можно приготовить из хлеба?

Гренки, бутерброды.

План – конспект урока домоводства.


  1. Организационный момент.


Надеть фартуки, косынки, вымыть руки.


  1. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы будем готовить блюдо из хлеба – бутерброд.


  1. Ознакомление с объектом работы.


  1. Определение бутерброда.


Для того чтобы с утра начать активно жить, действовать, работать, человеку необходим завтрак. Незаменимым блюдом на завтрак является бутерброд. Его можно и в школу взять, и в дальние прогулки, и при приходе гостей он «палочка-выручалочка». «Бутерброд» в переводе с немецкого означает «хлеб с маслом». Мы же называем бутербродом ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой, рыбой… Толщина ломтика 1-1,5 см.


Учитель показывает различные бутерброды.


  1. Виды бутербродов.


Бутерброды бывают: открытые и закрытые

простые и комбинированные или сложные

горячие

закусочные

Для простых бутербродов используют 1 — 2 вида продуктов. Для сложных — несколько видов продуктов. Украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску.

Закрытые или сандвичи. Сандвич назван в честь английского сэра Сэндвича, любителя карточных игр. Он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил с собой: два ломтика хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой. На один ломтик можно положить начинку – сыр, колбасу, овощи, а другим плотно прикрыть сверху.


  1. Составление плана работы.


    1. Приготовить инвентарь и посуду.

    2. Нарезать хлеб тонкими ломтиками.

    3. Намазать хлеб маслом, положить сыр.

    4. Уложить бутерброды на тарелку.


  1. Фронтальный показ приема нарезания хлеба и продуктов, повторение правил безопасной работы с ножом.


    1. Учитель показывает приемы нарезания хлеба, сыра.

    2. Правила безопасной работы с ножом.


— Режь только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

— Передавай ножи и вилки только ручкой вперед.

— Режущие инструменты держи во время работы лезвием вниз, не ходи по помещению с ножом в руках.


  1. Практическая работа.


Практическая работа выполняется по бригадам. Каждый член бригады делает для себя бутерброды – открытый, закрытый.


  1. Оценка качества выполненной работы.


    1. Рассказ по плану одного ученика из бригады о приготовлении бутербродов.

    2. Запись в тетрадь схемы «Виды бутербродов» и плана работы.


  1. Подведение итогов.


— Что учились делать?

— Какие бывают бутерброды?

— Какие бутерброды вам понравились больше?









Свежие документы:  конспект занятия "В мире толерантности"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Технология: