Авторы: Касаткина Татьяна Владимировна, Фоменко Наталья Юрьевна
Место работы: ГСОУ общеобразовательная школа-интернат станицы Ленинградской Краснодарского края
Должность: учитель истории, учитель домоводства.
Урок технологии
для 6 класса по теме
«История хлеба и хлебопечения»
Цель урока: осуществление межпредметных связей на уроках истории, домоводства;
— привитие учащимся умения использовать в жизненной практике знания, полученные в школе.
Задачи:
Образовательные: формировать у учащихся представления о появлении хлеба в жизни человека; о разновидностях муки и хлеба;
— познакомить уч-ся с видами бутербродов, продуктами, применяемыми для бутербродов;
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, речи, мышления, познавательного интереса;
— учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к знаниям об истории своего Отечества; экономность
Оборудование: хлеб черный, белый, серый; крупы: горох, фасоль, гречка, рис; рисунки хлеба, схема видов муки;
продукты для бутербродов; ножи, разделочные доски.
Основные термины и понятия: зернотерки, жито, хлебосольство, ломтик, бутерброд, открытые, закрытые, комбинированные.
План-конспект урока истории.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Отгадывание загадок.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб)
Мешано, квашено, валяно,
На стол поставлено.
( Хлеб)
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.
В каждой стране, в любом уголке мира есть блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, которые едят люди независимо от того, где они живут. Это — хлеб.
Считается, что впервые вкус хлебных злаков люди узнали еще во времена каменного века, примерно 15 тысяч лет назад. Сначала первобытные люди просто собирали дикорастущие злаки и ели их сырыми. Миновало много веков, прежде чем они научились растирать эти зерна на зернотерках и смешивать их с водой. Таким образом, хлеб родился на свет в виде жидкой мучнисто-зернистой каши, хлебной похлебки, которую еще и сегодня употребляют в пищу жители Востока и африканских стран.
Потом люди, вероятно, заметили, что зерна отделяются от колосьев легче, если их уложить в яму с сильно нагретыми камнями. Кроме того, поджаренные зерна оказались гораздо вкуснее по сравнению с сырыми. Так или примерно так, постепенно на ощупь человек познавал удивительные свойства хлеба. Со временем хлебная похлебка становилась все гуще, пока не превратилась в тесто. Следующий этап на пути к современной булке – пресные лепешки. Они были известны древним египтянам, евреям, персам. Пекли такие лепешки из непросеянной муки грубого помола, добавляя в нее иногда речной песок. Для чего это делалось сказать трудно. Такой хлеб был очень грубым и тяжелым, он не содержал разрыхлителей, которые заставляли хлеб «подходить» и от которых хлеб становился легким и нежным. Лепешки имели неоспоримые преимущества по сравнению с хлебной похлебкой. Похлебка быстро закисала и засыхала, что делало невозможным ее хранение, человеку же нужен был запас пищи. Лепешки хорошо сохранялись длительное время, их брали с собой в дорогу. Перед едой лепешку размачивали в воде. Просуществовала лепешка долго. Да и в наши дни пресная лепешка не редкость во многих национальных кухнях.
Огромным шагом вперед явилось изобретение способа сбраживания (разрыхления) теста. Древние египтяне сделали это открытие еще 5-6 тысяч лет назад. Потом о нем узнали греки, от греков – римляне, а уж от них оно пришло к остальным народам Европы. В Древней Греции разрыхленный хлеб считался большим лакомством. Уже в те далекие времена существовало много разновидностей хлеба – от самого простого из муки грубого помола с большим количеством отрубей до изысканных сдобных хлебов.
В разных уголках нашей планеты хлеб делают по-разному, используя для этого фасоль, картофель, разные травы, рис, горох, гречку, изюм, мак, орехи. В странах Дальнего Востока к муке добавляют желуди дуба и бука.
2. Показ различных круп.
3. Виды муки.
-Из какой же муки пекут хлеб?
ВИДЫ МУКИ
Пшеничная рисовая ржаная кукурузная овсяная
4. Запись схемы в тетрадь.
— Какой хлеб получится из пшеничной муки? (белый)
— Какой хлеб получится из ржаной муки? (черный)
— Из пшеничной и ржаной муки получают серый хлеб.
5. Показ детям различных сортов хлеба.
Мы едим бисквиты, сдобы, булочки. Они выпечены из пшеничной, кукурузной, рисовой, ржаной, овсяной муки.
В Мексике плоская маисовая лепешка выпекается из кукурузы. В Шотландии едят большую шотландскую лепешку – вид жареного пирога из овсяной муки. В Швеции любят плоский, грубый, тяжелый хлеб из ржаной муки.
6. Словарная работа.
В древности наши предки на большей части пашни сажали ячмень, рожь и пшеницу. Эти растения славяне называли житом, от слова жить. Из жита пекли хлеб. Хлеб был основной пищей славян, давал им возможность жить.
Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и поверья, пословицы и поговорки, легенды и сказки.
Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых именитых людей и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу, им в первую очередь запасались, когда отправлялись в дальнюю дорогу. По умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать.
Роль хлеба в жизни русских людей была настолько велика, что в неурожайные годы в стране начинался голод, несмотря на достаток животной пищи.
— Как же нужно хранить хлеб?
В хлебницах или в посуде, которая закрывается плотно, чтобы хлеб не засыхал.
IV.Первичное закрепление нового материала.
1. Расставь цифры в порядке возрастания «Как появился хлеб?»
Хлебная похлебка.
Употребление в пищу сырых зерен.
Появление теста.
Перетирание зерен на зернотерках.
Появление различных видов хлеба.
Изобретение способа сбраживания.
Появление хлебной лепешки.
Работа по вопросам.
— Какие виды муки вы запомнили?
— Назовите известные виды хлеба.
— Какие крупы добавляют в тесто, при приготовлении хлеба?
— Почему нужно беречь хлеб?
— Как необходимо хранить хлеб?
— Какие блюда можно приготовить из хлеба?
Гренки, бутерброды.
План – конспект урока домоводства.
Организационный момент.
Надеть фартуки, косынки, вымыть руки.
Сообщение темы и задач урока.
Сегодня на уроке мы будем готовить блюдо из хлеба – бутерброд.
Ознакомление с объектом работы.
Определение бутерброда.
Для того чтобы с утра начать активно жить, действовать, работать, человеку необходим завтрак. Незаменимым блюдом на завтрак является бутерброд. Его можно и в школу взять, и в дальние прогулки, и при приходе гостей он «палочка-выручалочка». «Бутерброд» в переводе с немецкого означает «хлеб с маслом». Мы же называем бутербродом ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой, рыбой… Толщина ломтика 1-1,5 см.
Учитель показывает различные бутерброды.
Виды бутербродов.
Бутерброды бывают: открытые и закрытые
простые и комбинированные или сложные
горячие
закусочные
Для простых бутербродов используют 1 — 2 вида продуктов. Для сложных — несколько видов продуктов. Украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску.
Закрытые или сандвичи. Сандвич назван в честь английского сэра Сэндвича, любителя карточных игр. Он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил с собой: два ломтика хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой. На один ломтик можно положить начинку – сыр, колбасу, овощи, а другим плотно прикрыть сверху.
Составление плана работы.
Приготовить инвентарь и посуду.
Нарезать хлеб тонкими ломтиками.
Намазать хлеб маслом, положить сыр.
Уложить бутерброды на тарелку.
Фронтальный показ приема нарезания хлеба и продуктов, повторение правил безопасной работы с ножом.
Учитель показывает приемы нарезания хлеба, сыра.
Правила безопасной работы с ножом.
— Режь только на доске, не отрывая высоко нож от нее.
— Передавай ножи и вилки только ручкой вперед.
— Режущие инструменты держи во время работы лезвием вниз, не ходи по помещению с ножом в руках.
Практическая работа.
Практическая работа выполняется по бригадам. Каждый член бригады делает для себя бутерброды – открытый, закрытый.
Оценка качества выполненной работы.
Рассказ по плану одного ученика из бригады о приготовлении бутербродов.
Запись в тетрадь схемы «Виды бутербродов» и плана работы.
Подведение итогов.
— Что учились делать?
— Какие бывают бутерброды?
— Какие бутерброды вам понравились больше?