Место урока в программе: 2-й урок по теме “Конструирование и моделирование поясного изделия”
Цели урока:
Учебная: ознакомить учащихся с особенностями конструкции юбок, технологией построения конструкции юбки самостоятельно, по инструкционным картам пошагового построения чертежа.
Развивающая: развивать пространственное мышление, наблюдательность и самостоятельность в работе;
Воспитательная: воспитывать культуру труда и чувство ответственности и взаимопомощи.
ЗУН: Развивать графическую культуру, логическое мышление. Развивать умение выполнять сравнение и делать несложные теоретические и практические выводы по результатам сравнения, развитие умений самостоятельной работы по инструкционным картам.
Задачи урока:
Знакомство учащихся с видами и фасонами юбок. Особенностями конструкции прямой юбки
Обучение построению основы конструкции прямой юбки.
Основные понятия: прямая юбка. клиньевая юбка чертёж, выкройка.
Учебно-наглядные пособия: инструкционные карты, манекен, образцы видов юбок, слайды,
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие учащихся, перекличка, проверка готовности рабочих мест
2. Озвучивание темы и целей урока (тема заранее написана на доске).
Тема сегодняшнего урока: Построение чертежа прямой юбки. В ходе урока вы познакомитесь с видами и фасонами женской поясной одежды, видами юбок, изготовленных на основе прямой юбки. Научитесь рассчитывать конструкцию и строить чертёж прямой юбки. От чертежа или выкройки зависит внешний вид готового изделия и удобство в носке. Процесс построения выкройки самый сложный и ответственный при пошиве одежды. В ходе урока каждая ученица должна построить чертёж прямой юбки в Масштабе 1:4
3. Повторение темы:
Чтобы восстановить в памяти учащихся понятие о чертеже, мерках и прибавках для построения чертежа, ученикам предлагается задание у доски:
Показать на манекене измерения фигуры для построения поясных изделий.
Написать на доске буквенные обозначения мерок и прибавок, дать пояснение
Ответить на вопрос: какую одежду называют поясной?
Рассказать какие требования необходимо соблюдать при снятии мерок.
Остальные учащиеся наблюдают за выполнением задания, определяют его правильность и исправляют ошибки, если они будут допущены
3. Сообщение новой темы:
Юбка одно из любимых и женственных видов одежды Относят этот вид одежды к поясному, вместе с такими изделиями, как шорты, брюки, юбка-брюки. История этого вида одежды уходит далеко в прошлое.
История юбки : Показ слайдов 5 6 7 8 9 10 _ Приложение 1
Юбка, как национальный элемент костюма, юбка Воронежской губернии.
Деревенская одежда соответствовала укладу жизни крестьян. Юбки шили из прямоугольных кусков домотканой ткани. На поясе её собирали в складки. По бокам обычно верхнюю юбку поневу не сшивали, их так и называл распашными. Снизу надевались нижние юбки, которые украшались вышивкой по низу, и чтобы было видно украшенные нижние юбки, подолы верхних часто подтыкали за пояса. Юбки понёвы различных губерний России отличались цветовой гаммой. Понёвы Воронежской губернии отличались чётно-красной окраской в клетку различной величины. Это символизировало богатые чернозёмы пашни и поля.
Краткая история развития юбки в Европе
Если рассматривать историю юбки в Европе, то начинать следует с древнего Египта, т.к. юбка, как элемент одежды появилась впервые именно там. Египетские юбки называли схенти, разнообразием фасонов они не отличались и представлял собой полоску ткани, обёрнутую вокруг бёдер. Позже они вышли их обихода и появились в Европе в 15 веке. В Испании 15-16 веков юбки шились и очень тяжёлой парчовой ткани на специальных каркасах (вердуго) поэтому испанские юбки того времени называли вердугадо. Следует отметить, что испанцы первыми в обиход ввели каркасы. В 17-18 веке Законодателем моды стала Франция. Французы отказались от тяжёлых испанских юбок и придумали каркасы из китового уса и проволоки. Юбки того времени были невероятно пышными, богато украшенными всевозможными отделками, драгоценностями. К середине 19 века юбки стали менее объемны, ушли громоздкие каркасы их сменили мягкие и пластичные из китового уса. Формы стали более естественны. К концу 19 века стали модны S образная форма женской фигуры и сзади стали подкладывать специальные подушечки (фижмы). Начало 20 века — произошла революция в моде. Женщин освободили от корсетов, формы стали естественны, юбки становились всё короче и короче. И имя женщины, сделавшей это возможным — Коко Шанель. Эта легендарная женщина модельер не только освободила женщину от корсета, укоротила юбку, но и впервые стала предлагать элементы мужской одежды для ношения женщинам (брюки, жилеты, галстуки), но и конечно знаменитое чёрное маленькое платье.
Изготовление поясного изделия:
Пошив изделия начинается с построения выкройки, процесс этот очень ответственный и важный. На предприятиях и домах моды изготовлением выкроек занимаются художники-конструкторы. В их задачу входит по эскизам художников-модельеров разработать конструкцию и изготовить выкройку изделия. Профессия эта древняя. Лучшими художниками конструкторами были и остаются французские мастера. При создании конструкции они пользуются расчётным методом и методом наколок. По наколкам когда-то работали портные по всей Европе. На манекене при помощи пальцев и булавок создавали проект будущей формы модели. Этот метод до сих пор остаётся наилучшим при создании особо сложных конструкций и драпировок. Мы будем пользоваться более современным и простым методом для построения выкройки – расчётным.
Особенности конструкций юбок: Слайды 13 14 Приложение 1
Клиньевые юбки (4-х, 6-ти …клинки, юбка Гаде, Юбки солнце и полусолнце)
Прямая юбка и особенности конструкций на основе прямой юбки.
Повторение мерок для построения прямой юбки и прибавок для свободы облегания Слайды 15 16
4. Практическая работа: Построение чертежа прямой юбки.
Оборудование: альбомный лист, масштабная линейка, карандаш, ластик. На каждого ученика раздаётся инструкционные карты построения чертежа прямой юбки Приложение 2
Вводный инструктаж: Приложение 2 Инструкционная карта
Особенность нашего урока заключается в том, что вы попытаетесь по предложенным инструкционным картам самостоятельно построить чертёж основы, выполняя поэтапно и последовательно каждый шаг. Для работы нам понадобиться образец чертежа на типовую фигуру, чтобы вы могли посмотреть место расположения точек и отрезков. _Приложение 2
При построении пользуетесь таблицами построения и чертежами. Каждый шаг построения следует выполнять последовательно пункт за пунктом, не пропуская и не перескакивая через этапы.
Этапы построения ночной сорочки:
Построение базисной сетки
Построение выточек переднего, заднего полотнища и боковой выточки.
Построение прогиба по линии бедра.
Выравнивание сторон выточек по переднему и заднему полотнищу.
Порядок выполнения работы:
— В инструкционной карте провести необходимые расчёты по своим меркам;
— Построить чертёж выкройки на альбомном листе в М 1:4,
— Подготовить и вырезать выкройку;
— Нарисовать эскиз получившейся модели, дать описание модели;
— Сделать вывод.
Текущий инструктаж:
— Целевые обходы рабочих мест учащихся:
— Обход с целью проверки начала выполнения работ
— Обход с целью проверки умений учащихся пользоваться инструкционными картами;
— Обход с целью проверки правильности выполняемой работы;
— Обход с целью индивидуального инструктажа с отстающими учениками
– Разъяснение учебного материала, показ выполнения приёмов работы.
Заключительный инструктаж:
Проверка и оценка того, как справились учащиеся с работой.
Закрепление пройденного материала. Тест. Слайды 17 18 19 20 21 Приложение 1
Размер женской юбки определяют по мерке:
1 Обхват шеи
2 Обхват бёдер
3 По росту
4 Обхвату талии
5 Обхвату груди
При расчёте суммы выточки необходимо учитывать мерки
1 Ди 4 Ст
2 Дст 5 СгII
3 Сб 6 Оп
По конструкции юбки бывают:
Прямые
Диагональные
Клиньевые
Конические
К поясному изделию относят:
Брюки
Сарафан
Пальто
Куртка
Юбка
Шорты
Прибавка это-
1 величина, прибавляемая к размеру мерки на свободу облегания одежды.
2 величина , необходимая для обработки швов изделия, выраженная в сантиметрах и учитываемая при раскрое.
5. Анализ работ учащихся, выставление оценок.
6 Домашнее задание: нарисовать эскиз ночной сорочки, халата, дать описание.
Материалы, используемые для выполнения разработки:
1 -Технология. Обслуживающий труд :6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009.
— Иллюстрированная энциклопедия моды Л.Кибалова, О Гербенова, М.Ламарова изд «Артия» издание второе Прага Чехословакия
2 Картинки для презентации:
https://www.topnews.ru/upload/news/2006/10/08410e23/08410e23_1.jpg—
https://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2OHPQ4vQmYsB1HnB9MBFI1WHhqjNu6TmLsAj13xGCsr925LZmQw
https://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR8FNEeYJsGC6PbTMTWP7kjEQ4UQVzVHrWrqcIeD5r77UucmMFtIA
https://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRkoQW4AMdnX1jd18YL50wgqPOJtXBvzsbDIIwX4xYs5x8k5-VU
3 История юбки
4 Фон для презентации:
— https://director.edu54.ru/sites/default/files/resize/userfiles/image/1(2)-200×150.png