ВСЕСТОРОНЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С
ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Цель: воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней. В любое время года она открывает свои прелести по разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков.
Для того, чтобы дети охотно занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, песок, дерево, солома и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру…. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».
Встречи с природой расширяют представления у детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он может повредить свою работу, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию в координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А. Сухомлин-ский писал: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает работа с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с природным материалом, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса задания усложняются: показывается эскиз работы, и, наконец, они без предварительного анализа выполняют работу по заданию или собственному замыслу.
Занимательность работы по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
Работа с природным материалом в большой мере удовлетворяет любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой поделки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются стимулом воспитания трудолюбия.
Работа с природным материалом способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их решить. Под руководством педагога ученик старается устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. В процессе работы с природным
материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. Так, при изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу-работы, соотносить свой результат с образцом.
Работа с природным материалом может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдается заинтересованность результатом общего дела.
При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работы с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей.
Результативность: работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирования креативных способностей и развития индивидуальностей ребёнка.