Классный час
«Путешествие по малой Родине»
(по теме: «Семь чудес Сургутского района»)
Цель: формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей малой Родине и своей стране.
Задачи:
воспитание чувства прекрасного, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края;
расширение кругозора, наблюдательности;
помочь учащимся осознать понятие патриотизм;
понять, что значит быть патриотом сегодня;
вызвать интерес к осознанию себя частью своей страны;
развитие наблюдательности, внимания, чувства коллективизма.
Люблю свой край не за то, что он велик, а за то, что он свой.
(Луций Сенека)
Ход проведения:
Ведущий: (Слайд ) Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в первый класс, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много новых друзей. А для того, чтобы мы все лучше познакомились, для того, чтобы вы лучше узнали своих одноклассников, мы с вами поиграем в одну игру.
Я ваш учитель. Меня зовут Федорова Лилия Юрьевна. Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Может быть, вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно, у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, кого как зовут. Но ведь сложно разговаривать с человеком, если не знаешь его имени. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят своего класса.
Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре!» — каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка, попробуем! Ой-ой-ой!… Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.
Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. (Тихо командует, дети шепчут.) Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет?
Наверное, ребята, дело в том, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда все сразу говорят разные слова, то ничего не понять. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чьего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветов. (Учитель идет по классу, дотрагиваясь по очереди до каждого ребенка, и, когда услышит имя, кладет на парту цветок с именем этого ребенка.) Спасибо! Теперь все имена были слышны.
Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут вам их выполнить».
«Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно: не вас ли я назову. Я прошу выйти к доске всех, кого зовут… (называется имя, одинаковое для нескольких ребят, например, Дима).» Таким образом, к доске выходят небольшие (2-5 человек) группы, с помощью учителя крепят свои цветы к доске и садятся на место.
Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята, посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над цветами). Вот он какой — наш класс».
Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие по родному Сургутскому району.
— Когда маленький человек рождается, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей малой родиной, родным краем, где родился и вырос. Прохладные сосновые леса, река, и бескрайние поля цветущего багульника, брусники, таинственные лесные озера, чего только нет в нашем краю!
(Слайд 2). На фоне песни в исполнении Сергея Безрукова «Почему так в России березы шумят», читается стихотворение «Родина».
Русь величавая,
Матушка-Русь,
Тебя я люблю,
И тобою горжусь!
И нивы, и горы,
Поля и луга,
И недра земли-
Это Русь моя!
А есть очень тихий
Уголок на Земле,
Где солнышко светит
И мне, и тебе.
Где лучик его золотой, озорной
Напомнит о том,
Что здесь дом твой родной!
Край родной, он сердцу милый.
Он такой, такой любимый.
В нем живу я не одна-
Папа, мама, мой братик и я!
Край родимый,
Край любимый
Не чужая сторона
Уголок в большой России-
Это Родина моя!
— Я вижу, что все сегодня в хорошем настроении, а если у кого плохое, то я обещаю вам к концу нашей встречи, у нас не будет ни одного грустного лица.
— (Слайд ) Совершая путешествие, нам необходима карта нашего движения. (Знакомство с маршрутом движения).
— (Слайд ) Следующая станция «Семь чудес Сургутского района».
Нефть. Первооткрывательницей нефти в Сургутском районе в 1961 году стала скважина № 61 в Усть — Балыке, дебит которой составил 360 тонн в сутки.
Обь. Обь — река в Западной Сибири.
Юга́нский запове́дник — особо охраняемая природная территория, расположенная в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в бассейне реки Большой Юган (левый приток Оби).
Автомобильный вантовый мост через Обь.
Сургутский мост через Обь, занесен в Книгу рекордов Гиннеса за самый длинный вантовый пролет – 408 метров. Полная его протяженность со всеми подходами и переходами более восьми километров.
Уникальным археологическим памятником, расположенным на территории округа является Барсова гора. Это ценнейший объект археологического наследия не только Западной Сибири, но и Российской Федерации в целом. Здесь к западу от Сургута (примерно на расстоянии 10 км) на высоком правом берегу Оби выявлено уникальное скопление археологических памятников.
Музей Природы и Человека в деревне Русскинская поистине уникален. Его экспозиции наиболее полно представляют природное богатство Сургутского района, знакомят с уникальной культурой тромаганских ханты, раскрывая вековую связь Человека и Природы.
Ведущий: (Слайд ) Объявляется следующая станция «Буриме».
На заданную рифму нужно сочинить стихотворение о сегодняшнем путешествии по району. Задание оценивается 10 баллами.
Рифма: богатый, лесами, уважением, награжден
Горжусь, воспеваю, щедрый, район.
(Один из возможных вариантов:
(Слайд ) Богатый нефтью, газом и лесами,
Ты уважением и славой награжден.
Тобой горжусь, тебя я воспеваю,
Мой щедрый край, Сургутский мой район!).
Ведущий: (Слайд ) Итак, заключительная станция «Путешествие по реке знаний» Теперь я вам задам несколько вопросов по проверке знаний услышанного материала во время нашего путешествия. Ребята о чем мы сегодня говорили? Что называем мы своей малой Родиной? Как называется город, в котором мы живем? И в заключение мы посмотрим видеофрагмент о нашем городе Сургуте. (видеофрагмент «Малая Родина Сургут»)
— (Слайд ) Как ни печально, время летит быстро. Наша встреча подошла к концу.
Не хотелось бы нам расставаться,
Нынче встреча удалась.
Но со временем надо считаться,
До свиданья, друзья!
В добрый час!