Урок по окружающему миру, 1 класс
Тема: Где живут белые медведи?
УМК «Школа России»
Программа А. А. Плешаков
Цель урока: сформировать представление о разнообразии природы Земли
УУД:
Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что еще нужно узнать;
Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;
Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать свое мнение.
Коммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида; научиться находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.
Оборудование: глобус, карта мира, картинки с изображением белого медведя и пингвина, презентация, карточки с заданиями, конверты с мозаикой.
Используемые учебники и учебные пособия:
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 1 класс. – М. «Просвещение» 2012 г.
Плешаков А. А. Мир вокруг нас. 1 класс (рабочая тетрадь) – М. «Просвещение», 2012 г.
Ход урока.
Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас
— Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением начинаем урок.
Актуализация знаний
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки
Тихо. Холодно. Бело.
— Почему я начала урок с этого стихотворения?
Месяц? День недели? Число?
(слайд 1) Отгадайте загадки. О каких временах года не прозвучало загадки? (лето, осень)
— Назовите все времена года.
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой. (12 месяцев)
— Сколько месяцев в году? Назовите месяцы по временам года.
— Сколько недель в одном месяце?
7 братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
Назовите дни недели по порядку?
4)Работа с тестами. Взаимопроверка.
— Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили то, о чем мы говорили на прошлых уроках.
Прием создания проблемной ситуации.
Игра «Кто где живет?»
Вы видите животных: лиса, дельфин , пингвин, белый медведь. Лес, льды, море.
Расселим животных по месту их обитания.
Задание одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
(Слова учеников – не знаем, где живут пингвины и белые медведи)
Самоопределение к деятельности.
Какая сегодня тема урока? (слайд 2 Где живут белые медведи?)
Сформулируйте цели урока, опираясь на вопросительные слова ( Где? Чем? Кто? Как? Слайд 3)
Чем питаются?
Где живут?
Кто соседи?
Как приспосабливаются?
Работа по теме урока
Нам не обойтись без очень важного школьного предмета.
Нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза: Сто вопросов – сто ответов,
В них найду я 100 секретов,
Все секреты я узнаю,
Глазки быстро открываю.
— Открываем глаза и смотрим внимательно. (На столе у учителя глобус, на доске – карта полушарий)
— Чтобы изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус –
Поможет славный школьный (глобус).
— Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)
— Обратите внимание, что его макушка белая.
— Что обозначает белый цвет?
— Что вы знаете об этих районах Земли?
Работа с текстом.
— Как называются холодный район Земли?
-Какой океан здесь находится?
— Почему его так назвали?
— Найдем на глобусе Северный Ледовитый океан.
— Почему его так назвали?
( Слайд — Северный Ледовитый океан )
— Океан покрылся льдом
Волны не бушуют в нем
Он от края и до края
Как пустыня ледяная
Царство холода и тьмы
Царство матушки – зимы.
— Какой полюс здесь расположен?
— Северный Ледовитый океан вместе с островами называют Арктикой. Это суровый край. Долгая зима. Солнца не видно, с середины октября до конца февраля царит полярная ночь. Лишь изредка полыхает северное сияние (слайд)
— Лето здесь бывает, но оно холодное и короткое, снег не успевает растаять.
— Перевернем глобус. Что мы видим?
— Здесь находится Южный полюс.
— Огромный участок суши, покрытый слоем льда, называется Антарктида. (слайд) Здесь всегда холодно, летом не больше одного градуса тепла, зимой морозы бывают до 60 градусов мороза.
— Что здесь находится? (Антарктида)
(Слайд с глобусом.)
— Чем похожи эти районы?
— Как вы думаете, зачем мы знакомимся с этими районами Земли?
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов нам нужно отправиться в путешествие к Северному или Южному полюсу. (слайд одежда)
— Как вы думаете, надо ли будет снимать одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
2) Работа по вариантам (1 вариант – рисунок стр. 12, 2 вариант – рисунок стр. 13). Нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели по плану (план на экране) (слайд 1. Где вы побывали?
2. Что увидели вокруг?
3. Какие животные и птицы вам встретились?)
Проверка выполнения работы.
3) (слайд с медведем) сообщение ученика. Белый медведь отличный пловец и охотник. Его называют хозяином северных пустынь.
— Почему медведи белые?
Зверь клыкастый,
Вместо ног ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится. (слайд с моржом и сообщение)
Шерсти я имею мало
Но среди полярных льдов
Жир меня как одеяло
Бережёт от холодов. (слайд тюлень)
Тюлень – обитатель Арктики. Он питается рыбой. Тюлень хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находится под водой, но ему нужен воздух, тогда он выныривает на поверхность, а здесь его поджидают белые медведи.
— Какую рыбу здесь можно встретить?
— Есть ли в Арктике птицы? (поморник) Почему её так назвали?
Поморник – хищная птица, ест рыбу, птичьи яйца, птенцов. (слайд птичьи базары)
— Назовите животных Арктики.
— Чем они питаются?
— Как называют животных, которые питаются мясом и рыбой?
— Арктика – суровый, но интересный край. Помашем рукой жителям Северного полюса.
4).Ответы 2 варианта.
В чёрных фраках,
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ.(слайд пингвины)
Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывают себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, лапы – ласты помогают им плавать. Рост пингвинов около метра. Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют. У пингвинов толстый слой жира, который спасает их от холода.А ещё у пингвинов есть пингвиний детский сад, где за маленькими пингвинами присматривают взрослые. (ролик про пингвинов)
— Какие ещё животные населяют район Южного полюса? (слайды)
— Как животные приспособились? (слайд)
6.Закрепление.
1.Мы узнали много нового.
Какие холодные районы есть на земле?
Кто живёт на Северном полюсе?
Кто живёт в Антарктиде?
Учебник стр.13 прочитаем вывод.
2.Работа в тетрадях.
3.Работа в парах (собрать картинки)
4.Пингвин и медведь у нас дружат. А на самом деле, могут они оказаться вместе? Почему? (слайд с животными)
7.Рефлексия
На какой вопрос мы должны были ответить?
Вернёмся к первому заданию. Игра «Кто где живёт?»
( слайд с выводом)
8. Оцените свою работу на уроке.
У меня все получилось…
Мне было трудно…
Дома по желанию найти дополнительный материал о животных.
Северный Ледовитый океан и острова, которые здесь находятся – это очень холодные районы Земли.
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
Северный Ледовитый океан и острова, которые здесь находятся – это очень холодные районы Земли.
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
Северный Ледовитый океан и острова, которые здесь находятся – это очень холодные районы Земли.
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
Северный Ледовитый океан и острова, которые здесь находятся – это очень холодные районы Земли.
Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.