МБОУ «НИЖНЕ – СОЛОТИНСКАЯ ООШ»
Подготовил и провел:
учитель начальных классов
Суханова Инна Александровна
с. Нижнее – Солотино
2014 год
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: личностно-ориентированная, проектная деятельность, здоровьесберегающая, игровая, групповая
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.
Универсальные учебные действия (УУД).
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.
Оборудование: презентация, контурное изображение птиц для проекта (дети закрашивают).
Цели:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой, различать зимующих птиц по рисункам; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, устной речи, кругозора учащихся;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц, создать условия для формирования заботливого отношения к птицам;
изготовить меню для птиц, пополнять словарный запас детей;
выполнить мини-проект «Птичья столовая»; воспитывать гуманное отношение к животным;
запомнить правила подкормки птиц;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Ход урока.
Оргмомент. ( сначала говорю я, вы повторяете)
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
— Ребята, сегодня у нас урок получения новых знаний. Я очень хочу, чтобы у нас получился интересный, познавательный урок, чтобы вы узнали много нового.
Подготовка к работе на основном этапе. Определение темы и учебных задач и цели
Учитель включает аудиозапись П. И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» и под музыку рассказывает сказку.
СКАЗКА: Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. Сошлись, да и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга, поля. А в судьи себе выбрали Красное Солнышко. Первой взялась за свою волшебную кисть Зима.
(СЛАЙД 1, «Зимняя поляна»)
Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то большой книги. Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители.
(СЛАЙД 2, следы птиц)
Актуализация знаний
Учитель: Чьи следы вы видите на снегу на нашей поляне? (Следы птиц) Вспомните, кого называют птицами? (Это животные, тело которых покрыто перьями)
(СЛАЙД 3, «птицы»)
— А что им нужно для жизни? (свет, тепло, вода, воздух, пища)
(СЛАЙД 4, солнце, вода, корм)
— Исходя из этого назовите тему нашего урока.
Тема урока: Птицы зимой.
— Какую цель поставите для себя?
Цели, поставленные детьми, исходя из сформулированной темы урока:
— различать по названию и внешнему виду зимующих птиц в природе;
— знать, чем можно подкармливать пернатых.
Учитель: — научиться самим делать простейшую «птичью столовую»
Создание проблемной ситуации
— Значит сейчас вокруг нас животных нет? Сейчас ведь зима, холодно, а я шла на работу видела воробушков. (Ответы детей. Их согревают перышки)
— Правильно. Но в сильные морозы и ветра они всё равно мёрзнут. Им трудно.
А можем ли мы помочь птицам, когда им холодно? ( Нет. Мы не можем открыть свои окна, двери, птички не полетят, они привыкли жить на свободе.)
А если голодно? Как?
А что птицам страшнее: холод или голод?
Очень много птиц зимой умирают от голода! Снег укрыл землю, спрятал семена трав, пищи мало.
Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, которое станет девизом всего нашего урока.
НАМ НЕ УНЯТЬ МЕТЕЛИ, НЕ РАСТОПИТЬ СНЕГА,
НО ЧТОБЫ ПТИЦЫ ПЕЛИ — ЭТО В НАШИХ РУКАХ. (СЛАЙД 5)
Создание проблемной ситуации
— А как я могу помочь ласточке, стрижу? Они ведь насекомоядные, я что, буду им мошек ловить? А сейчас и мошек нет. Исходя из этого какой вывод можно сделать?
— Значит, птицы бывают перелётные и зимующие?
— А каких зимующих птиц вы знаете?
Работа по учебнику.
Откройте учебники на странице 74. Посмотрите, какие зимующие птицы там изображены. Назовите их.
— А теперь давайте каждой птичке дадим характеристику, т.е. отличительные признаки.
(Дети характеризуют птиц по внешнему виду)
— А каких бы вы птиц сюда добавили? (сорока, дятел)
Физкультминутка «Перелётные и зимующие птицы»
(Если птичка перелётная, вы машете руками, если зимующая, вы приседаете.)
— Аист, ворона, ласточка, воробей, синица.
— Отгадайте загадку.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
кормушка
— А что такое кормушка для птиц? (Это птичья столовая) А из чего можно сделать кормушку?
( Ответы детей)
— А кормушки бывают ещё и такие. (СЛАЙД 6, РАЗЛИЧНЫЕ КОРМУШКИ)
Работа по учебнику.
Муравьишка-вопросик предлагает посмотреть кормушки в учебнике на странице 74. Какая кормушка вам понравилась больше всего? А какая не понравилась? Чем?
А сейчас мы с вами выполним краткосрочный проект «Птичья столовая»
Посмотрите, какая у меня есть кормушка.
( На доске прикреплена кормушка, на ней кусочки двустороннего пластыря.)
Но птичек нет. А птички у вас на партах. Но они не раскрашены.
Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?
(Нам по характерным признакам надо догадаться, что это за птичка, раскрасить в нужный цвет и посадить на кормушку).
— Посоветуйтесь друг с другом, если затрудняетесь. Будьте внимательны. Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. Подойдите ко мне, пожалуйста, посмотрите, какая у нас хорошая получилась кормушка!
Физкультминутка «Вороны и воробьи»
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” (СЛАЙД 7) — важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” (СЛАЙД 8) — резво прыгают по дорожке.)
Создание проблемной ситуации.
Гости прилетели, а угощать-то нам их нечем. Что надо сделать?
А что надо положить в кормушку?
Сценка “Подслушанный разговор”.
– Ребята, вот какой разговор подслушал Муравьишка на лесной полянке.
Сорока: Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали добротную столовую, а они неблагодарные расшумелись на весь лес.
Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали.
Синица. Могли бы вывесить несоленое сало, у нас от соленого животы болят.
Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто кормушку без бортиков сделал? Ветер у него в голове.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где семена арбузов и дынь?
Учитель. Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке.
– Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать: хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
– Какой же корм им нужен? (Ответы детей.)
Работа по учебнику.
На странице 75 прочитаем памятку, чем кормить зимой птиц.
Чтение памятки и показ слайдов (СЛАЙД 9, 10)
– Семена подсолнечника – для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Конопля – для всех птиц. Просо и пшено – для чижей, щеглов, воробьев, свиристелей, овсянок. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег или повесить рядом с кормушкой. К вам слетятся чечетки, чижи, снегири, синицы. Ягоды рябины, бузины, черемухи любят снегири и свиристели. На сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.
Обобщение.
Что нельзя давать птицам? (Солёное сало и чёрный хлеб) (СЛАЙД 11)
— А сейчас мы выполним ещё один мини-проект «Составление меню»
Мы с вами составим меню для птиц. А что такое меню? Куда надо обращаться, если мы не знаем значение какого-нибудь слова? (В СЛОВАРЬ ИЛИ ИНТЕРНЕТ)
— Я нашла в интернете значение слова «меню» (СЛАЙД 12)
Сейчас вы птички. На партах у вас лежат наименования блюд. Вам надо выбрать только нужные блюда и вклеить их в меню.
(дети выбирают картинки и вклеивают в меню)
Я – официант, сейчас буду собирать заказы.
(Учитель собирает меню, дети делают обобщение, какие блюда у них остались невостребованными.)
Интересные факты
— А кто из вас знает, почему так называется птичка воробей?
Есть такое предположение, что воробей — сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно. (СЛАЙД 13)
— А сейчас следующая птичка, которая наз. клест. (СЛАЙД 14)
— У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Почему мы не видим его на кормушке?
Клёст — зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.
Диалог Клеста и Синички. (Диалог читают 2 человека, на голове у них шапочки с изображением этих птиц.)
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться…
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие…
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить — поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
— Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? (Выводит зимой птенцов)
(СЛАЙД 15)
— Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? (В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться) (СЛАЙД 16)
А сейчас послушайте стихотворение «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Обобщение и закрепление
(Закрепление знаний в виде тестовых вопросов. С помощью сигнальных
карточек – их у каждого ребенка четыре, пронумерованы под
цифрами 1, 2, 3, 4 – дети выбирают нужный ответ под цифрой)
Вопрос 1: Почему птицы осенью улетают на юг?
1.становится холодно
2.земля покрывается снегом
3.нет корма
4.дни становятся короче
Вопрос 2: Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?
1.снегири
2.вороны
3.синицы
4.воробьи
Вопрос 3: Какой корм могут найти птицы зимой в природе:
1.ягоды рябины
2.семена клена
3.хлебные крошки
4.желуди
Вопрос 4: Как помочь птицам зимой?
1.развести костер
2.сделать кормушки
3.устроить теплое жилье
4.расчистить землю от снега
Рефлексия.
— Ребята, а теперь оцените наш урок: перед вами лежат смайлики: личико улыбающееся, серьезное, и грустное. Выберете смайлик: если вам всё понравилось: личико улыбающиеся, серьёзное — если что-то вы не поняли, грустное — если вам всё не понравилось
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
Я думаю, что все, у кого ещё нет кормушек, сделают их.
— Спасибо, дети, за урок!