Конспект урока для 1 класса «Живое и неживое»



Конспект урока

по окружающему миру в 1 классе



Тема: «Живое и неживое»




Тема: Живое и неживое

Тип урока: ОНЗ

УМК: «Школа 2100»

Цель: – научить учащихся различать живое и неживое в окружающем мире.

Задачи:

воспитательная: уметь действовать по правилам работы в группе, стремиться выполнять ролевые правила;

формировать экологически осознанное отношение к окружающей среде;

-развивающая: уметь классифицировать и сравнивать объекты живой и неживой природы;

-обучающая: уметь пользоваться алгоритмом нахождения сходств и различий между живой и неживой природой. Материально – техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск, таблица по теме, учебники, рабочие тетради

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.


Этапы урока

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение учебной деятельности)

Цель: организовать самоопределение к учебной деятельности.


Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.


-Ребята, о каком доме идёт речь? (О природе)


Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)


-Что, по вашему мнению, относится к природе? (ответы детей)


II.Актуализация знаний (зона ближайшего развития) и фиксирование индивидуального затруднения (самостоятельно и осознанно) в пробном действии

Цель: подготовить мышление детей к последовательным шагам УУД, организовать фиксированное затруднение.


Посмотрите на экран, назовите предметы, которые видите.

Назовите только живые предметы.

Теперь, только неживые.


III.Выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ деятельности этой ситуации и подвести к выявлению места и причины затруднения.

-Почему прозвучали разные ответы? (Не хватает знаний).

Какова тогда цель сегодняшнего урока?

-Назовите тему урока.



Физминутка «Капельки»

(звучит аудиозапись «Звуки природы»)

— Встаньте, я превращаю вас в капельки (взмахивает рукой), бегите, полейте землю, цветы, траву, деревья.

(дети бегают, «поливают»)

— Все, дождик кончился, всем спасибо.

IV.Построение проекта и выхода из затруднений.

Цель: построить проект (алгоритм) выхода из затруднения.


Работа с учебником.

Посмотрите, какие предметы изображены на рисунках.

Что объединяет эти предметы?

Чем различаются предметы слева и справа?

Как можно назвать эти предметы одним словом?

Теперь давайте посмотрим на картинку ниже. Назовите предметы, которые изображены на этой картинке.

Как одним словом можно их назвать?

Итак, нас окружают живые и неживые предметы.

-Как же узнать, что один предмет живой, а другой — нет?

Чем же отличаются живые предметы от неживых? (Предположения детей.)

На доске появляется запись:

Живые организмы Неживые предметы

Какой главный вопрос нашего урока? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку. Учитель записывает вопрос или план урока.)

  1. — Рассмотрите рисунки.

Что на них изображено?

Что объединяет эти предметы?

Чем различаются предметы справа и слева?

Как их можно назвать?

Это живые или неживые?

Чем докажете?

Рассмотрите вторую картинку.

Как можно назвать то, что изображено на этом рисунке?

Почему?

Посмотрите на правило, сравните свои выводы.


2) К какой группе относятся изображения на с. 47?

Посмотрите на первую картинку, кто на ней нарисован?

Миша после долгой зимы надел лёгкую курточку, и оказалось, что она ему мала. Что произошло с Мишей?

Все ли живые организмы растут?

Какое же первое свойство живых организмов?

Учитель выписывает первое свойство живых организмов на доске.

Кого изобразил художник на следующей картинке?

Для чего Лена вышла на прогулку с собакой? (Подышать свежим воздухом.)

Какое второе свойство живых организмов?

Учитель выписывает второе свойство живых организмов на доске.

Что делает собака на следующей картинке?

Всем ли живым организмам необходимо питание?

Какое ещё свойство живых организмов мы можем выделить?

Учитель выписывает третье свойство живых организмов на доске.

Кто нарисован на следующей картинке?

Кем являются цыплята по отношению к курице?

У всех ли живых организмов появляются дети (потомство)?

Учитель выписывает четвёртое свойство живых организмов на доске.


3) – Мы с вами перечислили свойства живого организма, а что можно сказать о растении?

Вспомните путешествие Колобка. С чего начинается жизнь растения?

Как оно живёт и развивается?

Что нужно растению для роста?

Что же можно сказать про растения? (Растения – это тоже живые организмы.)

Докажите свою точку зрения.

А могут ли живые организмы жить вечно?

Каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни.

-Сделайте вывод о том, каким должно быть наше поведение по отношению к природе.

Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.

Похожи ли они?

V.Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект (новое знание).


1. Работа в тетради.

Давайте убедимся в том, что вы запомнили свойства живых организмов.

Откройте рабочие тетради на с. 56.

Задание № 2 в рабочей тетради.

Выполните это задание вместе с соседом по парте.

2. Работа в учебнике.

1) – Посмотрите в учебнике на с. 48. Сравните иллюстрации. Ответьте на вопросы.

— Поменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и сделайте взаимопроверку.

3) Следующее задание на с. 49 дети выполняют в группах.

-Для выполнения задания объединитесь в группы, распределите обязанности в соответствии с правилами работы в группе.

1-я группа. Частью какой природы является человек? Докажите свою точку зрения.

2-я группа. Почему Шарик обиделся на Матроскина, когда тот назвал его вещью? Обоснуйте свой ответ.

3-я группа. Почему имена людей и клички животных пишутся с большой буквы?

Выступление групп.


Физкультурная минутка «Про птенчика»

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги выше поднимаем!

Вдруг мы видим из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад его кладём.

Не обидим мы букашку,

Гнёзд не разорим у пташки,

Реку мы не загрязним,

Всю планету сохраним!

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми в устной речи решения подобных заданий.


1. Работа в тетради на с. 56–57. Задание по выбору учащихся .

-Перед тем, как дать ответ, вы должны обосновать свой выбор задания.


2.Закончите предложения.

  1. Неживая природа — это… (звезды, луна, ветер, вода, воздух и др.)

  2. Живая природа — это… (растения, животные, насекомые, рыбы)

  3. Все живые организмы не могут жить без… (неживой природы).

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: организовать самопроверку детьми новых знаний.


1.Закончи предложение устно .

Лягушка не бегает, а …прыгает.

Кошка не летает, а …ходит.

Голубь не ползает, а …летает.

Рыба не ходит, а …плавает.

Змея не плавает, а …ползает.

2.Узнайте животных по их силуэту, по ногам.

(Лягушка, крокодил, рыба, змея, лось, рак, бабочка, птица).

VIII.Включение в систему знаний и повторений.

Цель: вовлечь учащихся в систему знаний и повторений.


Игра «Угадай, чье объявление»

-Смотрите, газета лесных объявлений, но без подписей. Давайте угадаем, чьи же это объявления.

Приходите ко мне в гости. Адреса не имею. Свой домик ношу на себе (улитка, черепаха)

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья (гусеница, змея, червяк).

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу (лиса).

Уже 150 лет жду друга. Характер положительный, но я очень медлительная (черепаха).

IX .Рефлексия учебной деятельности.

Цель: организовать самооценку, самоконтроль своей работы на уроке.


Что нового вы узнали на уроке сегодня?

Что повторили из того, что уже знали?

На какие вопросы получили ответы?

Какие остались?

Где вы сможете найти ответы на эти вопросы? (Если остались.)

Когда и где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

X.Домашнее задание.

Задание по выбору:

-Нарисуйте рисунок с объектами живой и неживой природы.

-Подберите загадки о природе.

Посадите в землю семена овса или фасоли, поставьте на свет и поливайте. Пронаблюдайте за развитием растения и сделайте свои зарисовки.



Свежие документы:  Урок истории "Источники знаний о прошлом" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: