Урок окружающего мира во 2-м классе по теме:
Цели урока:
познакомить учащихся с профессией «строитель»;
расширить представления детей о разных жилищах, строительных материалах и строительных машинах;
развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом;
совершенствовать навыки самостоятельной групповой работы;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: учебник «Мир вокруг нас» Плешакова А.А., рабочая тетрадь, видеомагнитофон, видеофильм, карточки-задания для групповой работы .
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный | Приветствие. Мотивационный компонент. | Приветствие. |
Проверка домашнего задания | Фронтальная работа с классом. | Рассказы по изученным темам. |
Сообщение темы урока | Стих-е «Путешествие по дому». | Выслушав стихотворение, формулируют тему урока. |
Актуализация ЗУН | Подготовить учащихся к самостоятельному выступлению.
Игра «Проверь себя» | Рассказ подготовленных учащихся о различных видах жилищ.
Работа по карточкам самостоятельно. Взаимопроверка по слайдам. |
Знакомство с новым материалом. | Ознакомление учащихся с новым материалом путем заслушивания докладов учащихся. Удержание интереса учащихся. Смена различных видов деятельности. Фронтальная, парная, групповая формы работы с классом. Создание ситуации дискуссии. Работа с учебником.
| Беседа с учителем. Работа со словарем. Участие в дискуссии. Аргументация собственных высказываний и предложений. Заслушивают доклады одноклассников, задают вопросы. Называют профессии услышанные в рассказе одноклассника, которые помогут в строительстве нового дома. |
ФИЗМИНУТКА | зарядка с музыкальным сопровождением | |
Применение полученных знаний. Самостоятельная работа. | Организация парной работы по «Строительным бригадам». | Учащиеся работают по карточкам организовавшись в бригады. Необходимо определить последовательность действий при строительстве городского дома (бигада№1) и сельского дома (бригада№2). |
Закрепление | Организация присутствия на уроке инженера СМП. | Внимательно слушаю рассказ инженера о своей профессии. Задают вопросы. |
Итог урока | Фронтальная работа, оценочные суждения учащихся, учителя, организация рефлексии. | Подведение итогов. Оценка собственной работы на уроке. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания
Как много вокруг очень добрых вещей,
Которые честно нам служат.
Но как появилось, откуда пришло
Всё то, что бывает нам нужно.
– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Расскажите:
как глина превращается в разные изделия;
как рождается книга;
как делают шерстяные вещи (с.105-107 учебника).
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы совершим с вами очередное путешествие.
Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?
Пять лет назад дом возведён –
И дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?
– Сформулируйте цель нашего урока.
(Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?»).
3. Актуализация знаний детей
– А как человек учился строить? С чего начинал? (Ответы детей)
Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.
– А что же было стройматериалом? Из чего строили дома?
Сообщения учащихся «Как называются эти дома?»
Юрта – переносное жилище некоторых народов Азии и Южной Сибири, ведущих кочевой образ жизни. Юрта имеет конусообразную форму и покрывается войлоком и шкурами животных.
|
Чум –переносное жилище из жердей и оленьих шкур с конической крышей у некоторых народов северо – восточной Сибири, занимающихся оленеводством.
|
Сакля – жилище кавказских горцев. Сакля строится из камней и глины и может крепиться прямо к скалам. Чтобы защитить жилище от ветра, для постройки старались выбирать подветренную сторону горного склона. |
Иглу –дом из снежных глыб, который строят эскимосы на зимних стоянках. В иглу всё из снега. Даже лежанки, на которых люди спят. В окошки вместо стёкол вставлены прозрачные льдинки.
|
В жарких странах, во влажных местах тростниковые хижины строят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо. И змеям трудно добраться.
|
Вигвам – жилище индейцев. Оно представляет собой сооружение из вбитых в землю по кругу стоек. Снаружи эта конструкция обтягивалась покрытием, сшитым из шкур животных, чаще диких бизонов.
|
Изба – традиционное жилище русских. Мастера – плотники рубили избу из еловых или сосновых брёвен и покрывали тесовой, сделанной из тёсаных досок, крышей, с резным деревянным коньком наверху. Крыша покатая, чтобы зимой снег не задерживался.
|
Игра «Проверь себя».
Строительный материал | |
хата чум сакля иглу хижина вигвам изба
| прутья, глина жерди, шкуры животных камни, глина снежные глыбы тростник жерди, шкуры животных брёвна, доски
|
4. Знакомство с новым материалом.
Ученик: – Дома бывают разные. В домах люди живут, в домах работают. Издавна они строились по обычаю предков. На Руси, например, человек начинал с того, что тщательно выбирал место для строительства дома. Порой, чтобы найти подходящее место, строитель проходил по берегу реки много километров. Нередко делали так: пускали бревно по воде, и там, где оно приставало к берегу, основывали поселение.
Ученица: -Ещё в те времена считали, что строить дом можно только с помощью топора. Пилой пользоваться было нельзя. Дело в том, что топор уплотняет древесину, место сруба получается гладким, а поры, которые есть в дереве, закрытыми. Влага не проникает в них, и они не начинают гнить раньше времени, как это случалось с теми брёвнами и досками, которые обрабатывали пилой. Начиная валить деревья, клал мужик у корней краюшку хлеба, до земли кланялся, прощенья просил: «Не скуки ради топор взял, по нужде великой пришёл».
Начиная строить, планировали, куда встанет фундамент печи, а постройку возводили вокруг этого места. Отсюда выражение – «плясать от печки», значит, начинать сначала. В основание дома клали монетку – к богатству. Брёвна соединяли с помощью специальных выемок – пазов. Один ряд брёвен назывался «венец». Строительство дома напоминало плетение венка. Конец – делу венец. Венчали дом крышей. Окна защищали ставнями, украшали росписью, резными наличниками.
Ученик: -Самые высокие, красивые места отводились для церквей и храмов. Строили их из камня, украшали каменной резьбой, орнаментом. Высокие купола возводили, используя специальные подъёмные устройства, ведь кранов тогда не было. Чтобы такой подъёмник работал, использовали лошадей. И взмывали ввысь купола соборов и церквей.
5. Работа с учебником
– А сейчас пришли на помощь людям мощные, умные машины, удобные материалы.
– Откройте учебник на странице 112. Прочитаем текст «На стройке». (Чтение текста.)
– Какие машины облегчают труд строителей? (Ответы детей.)
– Рассмотрите рисунки на странице 111. Назовите стройматериалы, которые здесь показаны. Для чего они служат? (Ответы детей.)
Строительные материалы
– В современном строительстве используются и другие материалы, придуманные человеком: стекло, металлы, пластмасса. На крышах городских домов часто используют листы жести.
6. Физкультминутка
– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.
Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)
Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)
К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)
Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)
Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)
И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)
7. Продолжение работы над новой темой
Ученик: – На стройке строители выполняют разную работу. Вот бульдозер аккуратно срезает и расстилает землю, потому что бульдозерист – мастер своего дела. Экскаватор роет котлован. Это экскаваторщик ловко им управляет. Башенный кран так велик, что кабину, где сидит рабочий – крановщик не сразу заметишь. Каменщики кладут кирпичи, кровельщики кроют крышу, плотники устанавливают рамы и двери, маляры красят стены, паркетчики укладывают паркет. Но очень важно, чтобы все строители работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.
— Назовите строительные профессии из рассказа Алексея.
БУЛЬДОЗЕРИСТ КАМЕНЩИК МАЛЯР
ЭКСКАВАТОРЩИК КРОВЕЛЬЩИК ПАРКЕТЧИК
КРАНОВЩИК ПЛОТНИК
– А теперь посмотрите видеофильм «Кто построил этот дом?» (Просмотр видеофильма.)
8. Закрепление изученного
Работа проводится в группах.
– Давайте попробуем построить новый дом сами. Разделим класс на две группы. Вы теперь строительные бригады. Первая бригада будет строить городской дом, а вторая – сельский.
Всё необходимое – на карточках. Определите последовательность работ, дополняя предложения словами из словарика. Расскажите, как пойдёт ваша стройка.
Бригада 1. Городской дом
Словарик | |
– Закладывают бетонное основание – … | кирпичи |
Бригада 2. Сельский дом
Словарик | |
– Окна защищают …, | брёвна |
(Представление результатов работы бригад. Проверка, оценивание работ.)
– Человек научился строить. Он стал Великим Строителем. Всё может строитель, всюду он необходим, всюду в почёте.
9. Рассказ главного инженера СМП- о своей профессии.
10. Итог урока
– Какую цель мы перед собой ставили?
– Мы ответили на вопрос?
– Что нового для себя вы узнали на уроке?
— Оцените свою работу на уроке.
Работал очень хорошо
Работал хорошо
Могу работать лучше
11. Домашнее задание
– Выполнить задания: 1 группа — № 1-3 на странице 41 ;
2 группа — № 4, страница 41.