«МУДРОСТЬ ЦЕНЯТ ВСЕ НАРОДЫ»
Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир», 2-го класс,2 часть — М.: «Баласс», 2012 (рекомендован МО РФ от 20.10.2010 г.) | |
Технология | Технология продуктивного чтения. |
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний. |
Форма урока | Работа в группах, в парах. |
Учебные задачи урока | -формировать умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения; -развивать умения аргументировать свою точку зрения; способствовать развитию умений творческого подхода к решению проблемных ситуаций; — воспитывать положительный интерес к изучаемому предмету-чтению (анализу и сравнению текстов). |
Цель деятельности учителя | Создание условия для формирования правильной читательской деятельности и образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных. |
Цель деятельности обучающегося | Научиться оформлять свои мысли в устной и письменной речи, совместно договариваться о правилах общения. |
Планируемые результаты | Предметные: анализирует прочитанные призведения, овладевает навыком смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. Метапредметные: Познавательные — находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делает выводы в результате совместной работы группы; преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты. Регулятивные — определяет и формулирует цель деятельности на уроке, учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией и текстом учебника; учится работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные — оформляет свои мысли в устной форме ,слушает и понимает речь других; выразительно читает и пересказывает текст; договаривается с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им; учится работать в паре, группе. Личностные: оценивает поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
Методы и формы обучения | частично-поисковый, или эвристический метод; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. |
Оборудование | учебники, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группе, ноутбуки на каждую группу (4 штуки). |
Ход урока
Задачи этапа занятия | Деятельность | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Организационный этап | |||
Организация направленного внимания на уроке; психологический настрой на урок.
| Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети. Сказки учат нас добру и прилежному труду… С этих слов мне хочется начать нашу работу в литературной мастерской. А почему? Как вы думаете? Хотелось бы вам побыть сегодня в роли литературных редакторов? Мы не просто будем читать сказки, каждая группа будет работать над проектом сочинения сказки «Мудрость ценят все народы». | Внимательно слушают, настраиваются на работу. Возможные ответы обучающихся: —Потому что сейчас урок литературного чтения, и мы будем читать сказки. | Познавательные УУД — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД -развивать умение слушать и понимать речь других. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. -умение работать в паре и в группах. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |||
Планирование работы в сотрудничестве с учителем.
Формирование эмоциональной удовлетворенности обучающимися своими знаниями и умениями.
Определение уже имеющихся знаний и проектирование увеличение знаний к концу урока.
Сформировать представление детей о задаче урока.
Сформировать умение найти применение полученных знаний в жизни. | Сказки тайну открывают, Деток в гости приглашают! Сказки – ложь, да в них намек, Добрым молодцам урок! Вспомните, какой раздел мы сейчас изучаем. Пожалуйста, на «лучиках знаний» отметьте, ту цифру, которая обозначает ваш багаж знаний по нашей теме урока. А в конце урока мы к ним вернемся и опять отметим наши знания. Может быть их станет больше, значит, мы не зря потрудились! Предлагаю сегодня попутешествовать по трем сказкам, которые мы уже прочитали. А чтобы путешествие было комфортным мы поделились на группы. На минутку закройте глазки и проговорите про себя правила работы в группе. А что нужно сделать, прежде чем начать работу? Правильно, спланировать свою деятельность. Пожалуйста, ваши предложения. Молодцы! В наших дневниках есть строчка — « На этой неделе мы будем стараться….». В конце урока нам нужно это определить, а поможет ли нам в этом наша сегодняшняя тема? Докажите! | Раздел «Сказка мудростью богата».
Работают с «лучами знаний».
Видят иллюстрации к сказкам. Вспоминают или, кому нужно, обращают своё внимание на стенд «Работа в группах». Составить план, то есть спланировать нашу деятельность. План. 1.Вспомнить, какие сказки уже прочитали и кто там главный герой. 2.Чем похожи эти сказки. Какова мудрость каждой из сказок. 3. Составление проекта. Конечно, поможет! Потому что в этих сказках есть житейская мудрость. | Регулятивные УУД -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий на уроке. -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. -учиться работать по предложенному учителем плану Личностные результаты -развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД -договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
|
Актуализация знаний. | |||
Подведение к самостоятельному выделению предмета исследования, преобразование конкретной практической задачи в учебное задание. Анализирование поиска нужного источника информации. | С какими сказками уже познакомились? Работа по карточкам. Дети прочитывают отрывки из произведений. Начинают работать над проектом. Называют и записывают название сказки. Кто их написал? Что общего в них? А что такое мудрость? Как вы узнали значение этого слова? Чтение по «цепочке» (читают все члены группы). Предварительно дети искали значение слова в интернете, словаре и спрашивали у родителей. | «Мудрый старик» -татарская сказка, «Мудрая девушка»- киргизская, «Мудрая дева» — русская. Это народные сказки, их придумал не один человек, а целое поколение. В каждом названии есть слово – мудрый или мудрая. Мудрость – это ум, сообразительность, смекалка. Мы работали с разными источниками информации. | Познавательные УУД -прочитать отрывки и проанализировать их, чтобы определить название по содержанию —рассказать то, что узнали из разных источников . |
Обобщение и систематизация знаний. | |||
Обобщить полученные знания обучающихся при выполнении учебного задания. | Вы заметили: во всех трех сказках всесильные правители признали себя побежденными. Почему? Если вы сумеете ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключенную в этих сказках. Найдите подтверждение в текстах. (Индивидуальная работа — каждый самостоятельно находит окончание сказки и его перечитывает). | Потому что, они увидели, что простые люди знают много и не желают никакой наживы, они с удовольствием делятся своими знаниями со всеми Стр.10,стр.18, стр.24-25. | Регулятивные УУД: — учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника Коммуникативные УУД: — оформлять свои мысли в устной форме. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. Физкультминутка (на усмотрение учителя). | |||
Учить самоорганизации и организации при работе в группе при выполнении учебного задания. | Предлагаю несколько пословиц. Посовещайтесь в своих группах и определите нужную пословицу к каждой сказке. Молодцы! А сейчас задание потруднее! Представьте, что главные герои этих сказок встретились на сказочной поляне. Как они себя поведут, что будут говорить, понравиться ли им общение? Почему? Поделятся ли они своей мудростью? А может быть это уже новая сказка? | Обучающиеся подбирают нужную пословицу.
Обсуждение проблемной ситуации в группах. | Коммуникативные УУД -развивать умение слушать и понимать речь других. -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. —умение работать в паре и в группах. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | |||
Сформировать умение найти применение полученных знаний в жизни. | Посовещайтесь в группах и предложите свое видение этой ситуации. Дискуссия. Закончите оформление своего проекта. Для этого, используя графический редактор, начните оформлять иллюстрацию к вашей совместной работе. Все проекты помещаются на доску.
| Дети рассказывают свои придуманные истории. Обучающиеся работают на одном ноутбуке в графическом редакторе и создают картинку. | Коммуникативные УУД -умение работать в паре и в группах. Личностные результаты -развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. -оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | |||
Формировать умение делать анализ своей деятельности. Отследить удовлетворённость ребёнка своей работой на уроке. | Молодцы! Работа нашей литературной мастерской подходит к концу. Определи ли мы ответ на наш главный вопрос урока — «На это недели мы будем стараться…»Вернемся к нашим лучам знаний отметьте, ту цифру, которая обозначает ваш багаж знаний в конце урока. Какое домашнее задание вы могли бы предложить своим коллегам по рабочей группе? Спасибо за работу! | Возможные ответы обучающихся. На это недели мы будем стараться хорошо учиться, уважать старших, помогать слабым, учится быть мудрыми. 1.Закончить рисунок к проекту сказки «Мудрость ценят все народы». 2.Придумать продолжение. | Личностные результаты: -формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
|