Учитель Емельянова Надежда Ивановна.
Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония».
Тема урока : «Органы чувств – верные помощники в познании мира.»
Тип урока : урок открытия нового знания
Вид урока : урок – исследование
Цель урока : узнать , какие органы чувств есть у человека , и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.
Задачи урока :
Образовательные
Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста , иллюстраций, презентации и представлять её в разных формах.
Развивающие
Развивать навыки исследовательской деятельности : мышление , внимание , речь.
Воспитывающие
Воспитывать бережное отношение к органам чувств , к своему здоровью.
Планируемые результаты :
Знать:
-органы чувств человека
Уметь:
-определять функции органов чувств человека
-соблюдать правила гигиены
-оказывать первую помощь
Ход урока.
Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия | |
2.Постановка учебной задачи. Актуализация знаний (На доске плакат с изображением человека , но без лица.) — Сегодня на урок к нам пришла девочка. Но мне кажется , что она какая-то странная. -Посмотрите на неё, что в ней странного? — А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они вовсе? (После ответов детей учитель выставляет на доску рисунки глаз, носа, ушей, рта , рук.)
|
Рассматривают изображение человека и приходят к выводу , что у девочки на плакате нет лица : ушей, глаз , носа, рта. | Познавательные: Умение извлекать информацию из рисунка.
Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Постановка проблемы — Ребята , что у всех этих частей организма общего? — Можем ли мы назвать их одним словом? — Так кто же они, наши помощники , без которых нам не обойтись в окружающем мире? |
Отвечают на вопросы , которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?» Слайд №1 | Познавательные: Способность правильно сформулировать проблему. Регулятивные: Определение цели и составление плана действий. |
3.»Открытие» детьми нового знания. — А чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи? -Значит , и мы можем назвать себя исследователями. -Так что же будет предметом нашего исследования? -Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек , вернее его организм. Глаза , рот, нос, уши –это части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию.
|
Отвечают на вопросы. С помощью рисунка человека без органов чувств учащиеся приходят к выводу , что такой человек познать мир не сможет. Дети создают план «помощи» странному человеку.
Составление кластера.
Слайд №2 |
Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
3.1.Исследование органа зрения. — Ребята , закройте глаза. (Достаёт игрушку) — С закрытыми глазами скажите , какой предмет появился у меня в руках? -Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? -Продолжаем наше исследование. А) Что общего и в чём различие предметов? (Конверт с геометрическими фигурами одинакового размера ,но различного цвета) Б) Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическими фигурами одного цвета , но разной формы и размера) В) Рассмотри книги , журналы. Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод : что ещё мы можем увидеть , пронаблюдать при помощи глаз ? — При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъёмная часть организма — его органы. Глаза – это орган зрения.
|
Разбиваются на пары и выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание.
Дети вместе с учителем формируют выводы : «Глазами мы видим формы и величину предметов . С помощью глаз мы можем читать книги , журналы , видеть красивые картины».
Слайд №3 | Познавательные: Умение вычленять нужную информацию из общей информации.
Коммуникативные: Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.
Личностные : Умение сотрудничать.
Регулятивные: Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Познавательные: Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию , которая пригодится для решения проблемы.
Умение делать выводы. |
3.2.Исследование органа слуха. — Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то , что я скажу. — 1,2,4.6. — Что вы услышали? -Какой вывод можем сделать ? -Речь людей , пение птиц , шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать? Уши – это орган слуха. | Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнять задание. (Мы ничего не слышали , потому что наши уши были закрыты. Уши нужны , чтобы слушать.)
Слайд №4 | Познавательные: Умение вычленять нужную информацию из общей информации, Выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные: Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение, выслушивать мнение других. |
3.3.Исследование органа обоняния. ( Учащимся выдаются пробирки с ароматическими веществами и с простой водой) -Закройте носы и попытайтесь определить , что в какой пробирке находится. Можно посмотреть , послушать. -Что вы почувствовали? — Откройте носы , понюхайте. -Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах ?( Запах мы чувствуем с помощью носа) -Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет ? -Вы хорошо справились с заданием. Умение человека различать запахи получило название — обоняние. |
Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание.
Слайд №5 |
Познавательные: Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные : Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.
Познавательные: Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту ,которая пригодится для решения проблемы |
3.4.Исследование органа вкуса. (Раздаю три стакана воды ) -Посмотрите , послушайте , понюхайте. Что вы почувствовали? — Значит , нам необходимо ещё одно исследование — на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? — Научное определение : Язык- орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха. |
Дети определяют по вкусу , в каком стакане сладкая вода , солёная , простая.
Слайд №6 | Познавательные: Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.
Коммуникативные: Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других |
3.5.Исследование органа осязания. Игра «Узнай , что в корзине» —Попробуй определить на ощупь какой – нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой. — Что вы чувствуете ? -Можете ли вы определить предмет ? — При помощи чего вы определили предметы ? — На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток , которые воспринимают действие тепла , холода, форму , величину предмета, их поверхность. Кожа – это орган осязания. -Вот и закончилось наше исследование . Сейчас мы сможем ответить на вопрос :кто же они, наши верные помощники? Теперь дадим их общее название — ОРГАНЫ ЧУВСТВ | Выполняют практические задания . целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание. Учащиеся определяют предметы с помощью рук.
Дети отгадывают предметы и достают из корзины.
Отвечают на вопросы.
Слайд №7
Составляют синквейн. 1.Органы чувств. 2.Верные, надёжные, точные. 3.Помогают, дополняют, передают. 4.Верные, точные, надёжные органы чувств дополняют друг друга , помогают, передают информацию. 5.Помощники. | Познавательные: Умение вычленять нужную информацию из общей информации . выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания . делать выводы.
Коммуникативные : Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других. |
4.Закрепление. 1. Работа по учебнику. 2. Тест . Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств , которые помогут их распознать. | Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации. | Познавательные : Умение извлекать информацию и делать логические выводы. Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. |
5.Итог урока. Рефлексия. -Что нового мы узнали ? — Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? | Учащиеся делают выводы и доказывают, примерами , какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека. | Познавательные: Умение на основе анализа объектов делать выводы. |