Конспект урока для 2 класса «Органы чувств – верные помощники в познании мира»

Учитель Емельянова Надежда Ивановна.

Урок окружающего мира во 2 классе УМК «Гармония».

Тема урока : «Органы чувств – верные помощники в познании мира.»

Тип урока : урок открытия нового знания

Вид урока : урок – исследование

Цель урока : узнать , какие органы чувств есть у человека , и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.

Задачи урока :

Образовательные

Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.

Умение собирать и анализировать нужную информацию из текста , иллюстраций, презентации и представлять её в разных формах.

Развивающие

Развивать навыки исследовательской деятельности : мышление , внимание , речь.

Воспитывающие

Воспитывать бережное отношение к органам чувств , к своему здоровью.

Планируемые результаты :

Знать:

-органы чувств человека

Уметь:

-определять функции органов чувств человека

-соблюдать правила гигиены

-оказывать первую помощь

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые универсальные

учебные действия

2.Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний

(На доске плакат с изображением человека , но без лица.)

— Сегодня на урок к нам пришла девочка. Но мне кажется , что она какая-то странная.

-Посмотрите на неё, что в ней странного?

— А зачем они нужны человеку? Может и не нужны они вовсе?

(После ответов детей учитель выставляет на доску рисунки глаз, носа, ушей, рта , рук.)






Рассматривают изображение человека и приходят к выводу , что у девочки на плакате нет лица : ушей, глаз , носа, рта.

Познавательные:

Умение извлекать информацию из рисунка.





Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Постановка проблемы

— Ребята , что у всех этих частей организма общего?

— Можем ли мы назвать их одним словом?

— Так кто же они, наши помощники , без которых нам не обойтись в окружающем мире?



Отвечают на вопросы , которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?»

Слайд №1

Познавательные:

Способность правильно сформулировать проблему.

Регулятивные:

Определение цели и составление плана действий.

3.»Открытие» детьми нового знания.

— А чтобы ответить на все эти вопросы , нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи?

-Значит , и мы можем назвать себя исследователями.

-Так что же будет предметом нашего исследования?

-Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек , вернее его организм.

Глаза , рот, нос, уши –это части организма- его органы.

Давайте приступим к исследованию.








Отвечают на вопросы. С помощью рисунка человека без органов чувств учащиеся приходят к выводу , что такой человек познать мир не сможет. Дети создают план «помощи» странному человеку.



Составление кластера.



Слайд №2







Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.


























3.1.Исследование органа зрения.

— Ребята , закройте глаза. (Достаёт игрушку)

— С закрытыми глазами скажите , какой предмет появился у меня в руках?

-Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

-Продолжаем наше исследование.

А) Что общего и в чём различие предметов?

(Конверт с геометрическими фигурами одинакового размера ,но различного цвета)

Б) Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

(Конверт с геометрическими фигурами одного цвета , но разной формы и размера)

В) Рассмотри книги , журналы.

Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод : что ещё мы можем увидеть , пронаблюдать при помощи глаз ?

— При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это неотъёмная часть организма — его органы. Глаза – это орган зрения.












Разбиваются на пары и выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание.





Дети вместе с учителем формируют выводы : «Глазами мы видим формы и величину предметов . С помощью глаз мы можем читать книги , журналы , видеть красивые картины».



Слайд №3

Познавательные:

Умение вычленять нужную информацию из общей информации.



Коммуникативные:

Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.







Личностные :

Умение сотрудничать.



Регулятивные:

Умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Познавательные:

Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию , которая пригодится для решения проблемы.



Умение делать выводы.

3.2.Исследование органа слуха.

— Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то , что я скажу.

— 1,2,4.6.

— Что вы услышали?

-Какой вывод можем сделать ?

-Речь людей , пение птиц , шум ветра – всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?

Уши – это орган слуха.

Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнять задание.

(Мы ничего не слышали , потому что наши уши были закрыты. Уши нужны , чтобы слушать.)





Слайд №4

Познавательные:

Умение вычленять нужную информацию из общей информации,

Выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.



Коммуникативные:

Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение, выслушивать мнение других.

3.3.Исследование органа обоняния.

( Учащимся выдаются пробирки с

ароматическими веществами и с простой водой)

-Закройте носы и попытайтесь определить , что в какой пробирке находится. Можно посмотреть , послушать.

-Что вы почувствовали?

— Откройте носы , понюхайте.

-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах ?( Запах мы чувствуем с помощью носа)

-Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет ?

-Вы хорошо справились с заданием.

Умение человека различать запахи получило название — обоняние.



Выполняют практические задания , целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание.





Слайд №5



Познавательные:

Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.



Коммуникативные :

Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.



Познавательные:

Умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту ,которая пригодится для решения проблемы

3.4.Исследование органа вкуса.

(Раздаю три стакана воды )

-Посмотрите , послушайте , понюхайте. Что вы почувствовали?

— Значит , нам необходимо ещё одно исследование — на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

— Научное определение :

Язык- орган вкуса.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха.



Дети определяют по вкусу , в каком стакане сладкая вода , солёная , простая.





Слайд №6

Познавательные:

Умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания , делать выводы.



Коммуникативные:

Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других

3.5.Исследование органа осязания.

Игра «Узнай , что в корзине»

Попробуй определить на ощупь какой – нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой.

— Что вы чувствуете ?

-Можете ли вы определить предмет ?

— При помощи чего вы определили предметы ?

— На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток , которые воспринимают действие тепла , холода, форму , величину предмета, их поверхность.

Кожа – это орган осязания.

-Вот и закончилось наше исследование . Сейчас мы сможем ответить на вопрос :кто же они, наши верные помощники?

Теперь дадим их общее название —

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Выполняют практические задания . целью которых является определение органа чувств , который помогает выполнить задание. Учащиеся определяют предметы с помощью рук.



Дети отгадывают предметы и достают из корзины.



Отвечают на вопросы.



Слайд №7







Составляют синквейн.

1.Органы чувств.

2.Верные, надёжные, точные.

3.Помогают, дополняют, передают.

4.Верные, точные, надёжные органы чувств дополняют друг друга , помогают, передают информацию.

5.Помощники.

Познавательные:

Умение вычленять нужную информацию из общей информации . выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания . делать выводы.







Коммуникативные :

Умение контролировать свои действия , высказывать своё мнение , выслушивать мнение других.

4.Закрепление.

1. Работа по учебнику.

2. Тест . Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств , которые помогут их распознать.

Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации.

Познавательные :

Умение извлекать информацию и делать логические выводы.

Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

5.Итог урока. Рефлексия.

-Что нового мы узнали ?

— Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока?

Учащиеся делают выводы и доказывают, примерами , какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека.

Познавательные:

Умение на основе анализа объектов делать выводы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "ТАЙНЫ МОРСКИХ ГЛУБИН"



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: