Учитель: Цыцорина Татьяна Васильевна ГБОУ СОШ с. Надеждино 14.03.2013 г.
Предмет, класс: Окружающий мир — 2 класс
УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.
Тема урока: « Путешествия. Посмотри вокруг»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме, дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.
Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Развитие способностей к творческому мышлению.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.
Умение слушать и понимать других.
Предметные:
Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.
Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, физическая карта мира, карточки с заданиями для групповой работы, мяч.
Приложение: презентация в программе Power Point
Ход урока:
| Формирование универсальных учебных действий | |
1.Организационный момент | (Слайд №1)- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Пожалуйста, садитесь!
Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Что-то новое узнать! | Личностные: смыслообразование, самоопределение (формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).
Регулятивные: (управление своей деятельностью).
Коммуникативные: развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем |
2.Постановка темы и целей урока
| — Ребята, на летних каникулах мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться. -Какие знания и умения нам понадобятся в походе? -Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? — Какова же цель нашего урока? — Назовите тему нашего урока.
|
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция. Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать своё мнение и позицию.
|
3.Работа по новой теме | (Слайд №2) — Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется? — А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля? (Слайд №3) — Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане. — Как вы думаете, правы ли были мудрецы? — Какую же форму имеет Земля? (Слайд №4) (Слайд №5) — В том, что Земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. — Подумайте, как, какими способами люди могли исследовать Землю? (Слайд №6) — Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль. — Как вы думаете, почему так происходило? (Слайд №7) (Слайд №8) — Прошло много лет с тех пор, как отважный капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие. — Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. — Что доказало это путешествие? — Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия? — Правильно. Это путешествие ещё раз доказало, что Земля имеет форму шара. (Слайд №9) — Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. — Откройте учебник на странице 70 и найдите в нём определение горизонта, прочитайте. — Прочитайте определение, которое даётся в учебнике. -Что же называют горизонтом? — А как будет называться линия, где небо как бы сходится с землёй? (Слайд № 10) — Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? — Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта? — Послушайте загадку, о чём она? (Слайд №11) — Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. (горизонт) — Как догадались, что загадка о горизонте? — По каким словам? -Проведём опыт. Какую форму имеет планета Земля? — Для опыта возьмём мяч, который имеет почти такую же форму. — Представьте, что вы стоите на огромном- преогромном шаре. Вы не можете сразу увидеть всю его поверхность, а только ту часть, которая находится с вашей стороны, вокруг вас. — Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно. |
Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение, классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие. Коммуникативные: использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
4. Физкультминутка
| (Слайд № 12) Дождь! Дождь! Надо нам Расходиться по домам Гром! Гром, как из пушек, Нынче праздник у лягушек. Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят. Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин. | Коммуникативные |
5.Работа по новой теме
6.Работа в рабочих тетрадях | — Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути? (Слайд №13) -Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной. -Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит? — Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. -Посмотрите на схему. -Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке? — На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. -Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее? -Послушайте сказку. Сказка про Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование сказки) Ведущий: — Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее. Север: — Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я — самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу! Юг: — А вот и не всех. Меня ты не заморозишь — такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю. Восток : — Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я! Запад: — Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я! Ведущий: — Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит: Солнце: — Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете! -Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее? -Какие стороны горизонта вы знаете? -Зачем нужно их знать? В рабочих тетрадях с.43 №2 |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Познавательные: Добывать новые знания, используя информацию полученную на уроке
|
7.Первичное закрепление | — В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание. — Представьте, что вы стоите лицом на север (к учителю). — Какие стороны горизонта располагаются вокруг вас? (сзади – юг, слева – запад, справа – восток) Повернитесь лицом на запад (к окну), юг (к шкафам), восток (к двери), север (лицом к доске). Поднимите правую руку, назовите сторону горизонта (аналогично — левую). — Молодцы, все были внимательными. |
|
8.Самостоятельная работа | (Слайд №14) — А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. -Среди этих букв «спряталось» слово. -Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение начинайте от стрелки вверху таблицы. — Какое слово у вас получилось? — Как вы думаете, почему именно это слово «спряталось»? | Личностные: самооценка на основе критерия успешности. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
|
9.Работа по новой теме
| (Слайд №15) Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами. -Подумайте, какая сторона горизонта будет находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?
СЗ – северо-запад ЮЗ — юго-запад СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток — Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.
|
|
10.Работа в рабочих тетрадях | (Слайд №16) В рабочих тетрадях с.44 №3 |
|
11.Самостоятельная работа в группах | Ребята, задачи можно решать на уроках математике, но и на уроках окружающего мира можно решать задачи. Работаем в группах. Человек ушёл на север (в погоне за зверем). Куда ему следует возвращаться? Бурей рыбаков унесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться? Воины после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться?
| Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности.
|
12.Итог урока Домашнее задание
| — Вот и подошёл к концу наш урок. — С какими новыми словами познакомились на уроке? — О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке? -Что каждый из вас узнал сегодня на уроке? — Я думаю, что на летних каникулах мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные, знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения. — А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом: — Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться? — Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Вы можете спросить дома у родителей, почитать энциклопедическую литературу по этому вопросу. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле? — Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73). | Личностные: Развитие осознания необходимости в изучении данной темы |
Рефлексия | — У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей красивой планеты. Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветной рисунок. Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите чёрно- белый рисунок.
| Личностные: Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Смыслообразование (сформированность мотивации к дальнейшему обучению)
|