ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
_____________________ «Реки и озера» ____________________
(Тема урока)
Мельникова Елена Витальевна |
| |
| МБОУ «Верх-Чебулинская СОШ», пгт. Верх-Чебула, Кемеровская область |
|
| Учитель начальных классов |
|
| Окружающий мир |
|
| 2 класс |
|
| Тема «Реки и озера». Урок № 31(урок 1) |
|
| А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов. «Наша планета Земля» ч. 1. Москва. Баласс. 2010 |
|
8. Цель урока: формирование представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины; определение левого и правого берега, притоки левые и правые, притоки 1, 2,… порядка.
9. Задачи:
— обучающие: познакомить с характерными особенностями рек (исток, устье, берега и т.д.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать
-развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся и их интерес к предмету через использование информационных технологий, умение работать с географической картой; формировать самообразовательную, информационную компетентность обучающихся
-воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
Тип урока: — обобщение и систематизации знаний
(на уроке закрепляется пройденный материал и изучается новый)
Формы работы учащихся: — индивидуальная, фронтальная и работа в парах.
Необходимое техническое оборудование – индивидуальная карточка «карта полушарий», стакан с водой для опытов, макет возвышенностей; плакаты «Реки и озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса», АРМ учителя ПК, доступ в сети Интернет, интерактивная доска, проектор.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Актуализация знаний. |
| — Начинаем урок окружающего мира. Проверьте, все ли у вас готово. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи на уроке. Повторим пройденный материал (работа в парах):
| (Слушают, проверяют рабочее место)
(работа в парах) Дети подписывают материки.
(Дети проверяют, доказывают, оценивают)
Вывод: — На карте больше голубого. Значит, вода занимает большую часть на нашей планете. — На суше тонкие синие линии – это реки. | 8 |
2 | Постановка проблемы. |
| — Отгадайте загадку. Один сказал, что она тихая, медленная, ленивая, прозрачная. Другой сказал, что она шумная, пенистая, мутная, быстрая. То она широкая, то она узкая. О чем это?
— Как вы думаете, о чем сегодня будет разговор на уроке?
Какие у вас возникли вопросы? | Слушают.
Дети высказывают свои версии, приходят к выводу, что это река.
— Мы будем говорить о реках.
— Почему реки такие разные? — Почему река всегда течет? — Откуда и куда течет река? | 2 |
3 | Совместное «открытие» знаний.
|
«Речная система» №1.
«Круговорот воды в природе» №2.
| — Ребята, а что нам поможет ответить на эти вопросы?
— Посмотрите на карту. Как обозначены реки? Много ли рек на земле?
Можно ли выделить какие-либо части реки?
— Посмотрите название частей реки по иллюстрации
— Как называется место сбора всех вод реки?
— Как определить правый или левый берег реки?
— Откуда собирается вода в реке?
— А что еще может пополнять запасы воды? Для этого нужно вспомнить круговорот воды.
— А может ли добавить воды в реке маленький дождик? — Вспомните, ведь даже при маленьком дожде вся вода с крыши дома собирается в водосточную трубу и вытекает струей, как рекой. А сколько воды соберется с водосборного бассейна реки? Представить это мы можем по иллюстрации (проектор)
— Можете ли теперь ответить на вопрос, почему река всегда течет?
— Но реки текут не только во время дождя. Давайте понаблюдаем за водой во время опыта. (Учитель показывает опыт)
— А вот определить, куда течет река, вам поможет карта. Обратите внимание, можете ли вы сами определить, где начало реки?
-Как вы думаете, маленький ручеек может быть сильным, могучим? Может ли обыкновенный журчащий, веселый ручеек менять земную поверхность?
— Тогда я советую вам послушать необычную сказку о ручейке на с.108 (читает учитель).
Словарная работа: Русло, долина: Русло – углубление в грунте, по которому течет водный поток; Долина – удлиненная впадина (вдоль речного русла, среди гор). | — Карта, учебник, тетрадь и опыты.
— Реки на карте – как тонкие синие ленточки. Обозначены только самые крупные реки, а более мелких на карте нет.
— Можно увидеть начало, конец реки. Только определить, какое из них начало, невозможно. Есть и маленькие ответвления. Однако к реке они текут или от реки, мы определить не можем.
Дети работают с интерактивной доской.
— Водосборный бассейн реки. Он включает в себя все мелкие речки и речушки, ручейки и родники.
— Если плыть по течению, то слева – левый берег, а справа – правый берег. Работа в тетради с.33, № 2.
— Это могут быть осадки.
(Дети посмотрели, вспомнили) Работа в тетради с.33, № 3.
(Дети высказывают свои мнения.)
(Дети работают с иллюстрацией и делают вывод.)
— Вода в реку собирается со всего водосборного бассейна из множества ручейков, речек и речушек. Добавляют воду в реку и различные осадки, так как в природе идет круговорот воды.
Вывод: — Вода собирается и из подземных ручейков.
Ответы детей: — Мы не знаем, как это определить. Но можно немного порассуждать. Многие реки соединяются с морем. Если бы реки брали начало в морях, то речная вода была бы соленой, а она пресная. Значит, реки в моря впадают. Но есть и реки, которые соединяются с озерами.
— Мы думаем, что этого он не может.
(Слушают и делают вывод) — Теперь мы знаем, что ручеек очень сильный. Он может образовать даже овраг.
(Рассматривают рисунки и делают вывод)
| 21 |
4 | Первичное закрепление знаний. |
| Опыт. -Попробуем налить воду на плоскую поверхность. Что произошло?
— Какой закон природы подскажет нам, как показать течение реки?
Какой макет возьмем для того чтобы показать течение реки: плоский или с возвышенностями?
— Нальем воды из стакана. Думаю, теперь вы сможете ответить на вопрос «Почему река всегда течет?»
-Теперь вы сможете ответить и на вопрос: «Откуда и куда течет река?»
— И, наконец, последний вопрос: «Почему реки такие разные?»
| (наблюдение детей) -Вода собирается в лужицы или растекается в разные стороны.
-Это притяжение земли.
— Возьмем макет с возвышенностями.
Ответы детей: — Да, реки начинаются в горах или на возвышенностях.
Ответы детей: — Реки текут с более высокой земной поверхности в более низкую и впадают в моря или озера.
Ответы детей: — Шумные, быстрые, мутные реки – это горные, а медленные, спокойные реки, текут по ровной поверхности. | 10 |
5 | Итог урока. |
| — Что нового узнали? — Как узнали, что помогло? — Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний? — А как работал ты? Оцените себя. | (Дети отвечают на вопросы.) | 3 |
6 | Домашнее задание |
| Читать с.104-108, т.№1, с.33 | (Запись домашнего задания) | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока
_________________ Реки _________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. | «Речная система» | Иллюстрация. | Демонстрация иллюстрации |
|
2 | Круговорот воды в природе | Анимация, информационно-практический | модель |
|