Развитие речи
2 класс
Тема: Стихия воды. Обобщающий урок.
Цели: Развивать связную речь учащихся, образное мышление, чувственную сферу.
Расширять словарный запас детей.
Формировать осознанность поведения на основе доброжелательных отношений.
Оборудование: Слайды фотографий воды.
Музыка Вивальди “Лето. Гроза”. Дебюсси “Арабеска”.
Рисунки детей “Царица грозы”.
Ход урока.
I. Оргмомент.
В течение нескольких уроков мы говорили с вами об одной из стихий Мира. О какой?
Что вы представляете, когда слышите слово ВОДА?
Многие писатели и поэты, художники и музыканты посвящали свои произведения этому чуду природы.
II. 1. С произведениями каких авторов мы с вами знакомились?
Ф. Тютчев, К. Паустовский, Ю. Куранов, Э. Шим, И. Бунин, С. Аксаков.
Какие строки вам запомнились, понравились? Прочитайте их.
Какой вы увидели здесь воду? Какая вода?
Запись высказываний детей на доске.
III. 1. Просмотр картин водной стихии:
фотографии многоцветия водных просторов, различных состояний воды (водопады, туманы, иней, роса, айсберг), гнев водной стихии (шторм, гроза);
репродукция картины И. Айвазовского “Девятый вал”
2. Перекликаются ли чувства писателей и художника?
Кто сможет подобрать строки к репродукции картины И. Айвазовского “Девятый вал”?
Какой же вы увидели воду здесь?
Запись высказываний детей на доске.
IV. 1. Слушание музыкальных произведений: Вивальди “Лето. Гроза”, Дебюсси “Арабеска”.
Какие картины представляете?
2. С какими произведениями схожа по характеру, чувствам музыка Вивальди? Дебюсси?
3. Какой почувствовали воду здесь?
Запись высказываний детей на доске.
V. 1. Вода может быть разной. Она может принести и добро, и зло. Приведите примеры.
Вода:
Плохо:
Наводнения
Потоп
Шторма
Водовороты
Можно утонуть
Переохлаждение, болезнь
Носитель инфекций. Болезнь
Болота – засасывает, нельзя использовать землю.
Хорошо:
70% Земли – вода
70 % человека – вода
Место зарождения живого
Питье
Чистота
Жизнь растений и животных
Хозяйственная деятельность человека: ГЭС, транспорт…
Отдых человека
Красота природы.
2. Вода – это носитель информации, которую закладывает в нее человек.
Подведение итогов проведения опыта: сравнение развития двух растений. Одно растение поливалось положительно “заряженной” водой (поливали с любовью, сопровождая добрыми словами, бутылочка с водой подписана словами “c любовью и признательностью”). Другое растение поливалось отрицательно “заряженной” водой (поливали с ненавистью, сопровождая словами неприязни, бутылочка с водой подписано словами “война, злоба, ненависть”).
Наблюдение: растение, поливаемое с любовью, на 2 см выше другого (опыт проводился 2 месяца).
Какой вывод вы можете сделать?
3. Можем ли мы изменить результат? Как?
Продолжение опыта.
Изменив свое отношение, свои чувства, свою энергию к лучшему, мы можем изменить к лучшему жизнь вокруг себя. Мы с вами – часть природы (на 70% состоим из воды). Мы и хорошие, и плохие. И что в нас победит зависит от нас.
Что главное для природы?
Ну конечно, это воды!
Есть моря и океаны,
Изморозь, роса, туманы,
Иней есть, есть облака,
Есть озера, есть река.
Капли есть, и дождь, и град,
Ливень есть, есть водопад,
Лед, снежинки, есть шуга,
Есть пурга, и есть снега.
Есть колодцы, и есть тучи,
Есть источник, и есть ключик.
Есть болта, есть пруды,
Есть каналы для воды.
И подземка тоже есть.
Всей воды не перечесть.
Не о том сейчас здесь речь.
Воду надобно беречь!
Итог урока.
Домашнее задание: сочинить сказку “Как злая Гроза стала доброй” (обратить внимание на рисунки детей “Царица грозы”).
Рефлексия: Сегодня на уроке мне понравилось …, запомнилось …, я понял, что …
Урок окончен.
Учитель: Сазнова Татьяна Евгеньевна.