Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №148»
города Кирова
«Умелые ручки»
подготовила воспитатель
Ложкина Юлия Геннадьевна
г.Киров
2014
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования « Умелые ручки» является авторской программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., Ступак Е.А. и др.
В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами за весь период обучения. Программа знакомит с необходимым оборудованием для занятий совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических сведений и фактов.
Особенности организации НОД: программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Обучение детей происходит на специально – организованных занятиях по запросам родителей. Способ организации детей – подгруппа. Занятия проводятся 8 раз в месяц, с октября по май, во вторую половину дня, по 20 – 25 мин.
Методические приёмы:
Беседа, рассказ, сказка, физкультминутка;
Рассматривание иллюстраций;
Показ образца выполнения последовательности работы.
Форма работы: тематическая совместная деятельность.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема (содержание) | |
1. | ОКТЯБРЬ
«Знакомство с оригами». Цель: выявить умение детей распознавать и называть геометрические фигуры; заинтересовать работой с бумагой, познакомить с одним из её свойств – сминаемостью; научить делить квадрат путем складывания на разное количество равных частей: 2 прямоугольника, 4 квадрата или треугольника; развить мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. |
«В некотором царстве, в бумажном государстве…» Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; начать знакомить с историей искусства оригами. | |
3. | «Превращения квадратика». Цель: Знакомство с основными элементами складывания в технике «оригами»: складывание квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру. Развивать творческое воображение и фантазию. |
4. | «Дом». Цель: Знакомство с основной базовой формой «книжка». Повторить основные элементы складывания. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. Превращение квадратика в дом. |
5. | «Для чего нужна дверь?» Цель: познакомить с базовой формой «дверь». Отработка основного элемента складывания – загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, Складывания домика (занятие № 3), складывание двери, приклеивание двери на домик. |
6. | «Блин». Цель: познакомить с базовой формой блин . Найти центр квадрата, складывая его по диагонали и пополам, загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата пополам, по диагонали, загнуть углы квадрата к центру.
|
7. | «Гриб». Цель: закрепление базовой формы «дверь», основных элементов складывания. Складывание поделки «Гриб» на основе базовой формы «дверь». |
8. | «В осеннем лесу» (коллективное панно). Цель: Показать, как можно изготовить деревья с кронами различной формы, используя основные элементы складывания (загнуть край листа к середине, определив ее путем сгибания квадрата по диагонали, загнуть углы квадрата к центру) и базовую форму «дверь» (ствол). Изготовление коллективного панно. Учить размещать свою поделку, не мешая остальным, найдя соответствующее место.
|
НОЯБРЬ
«Знакомимся со свойствами бумаги» Цель: познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. | |
2. | «Воздушный змей» Цель: повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; научить мастерить воздушного змея по пооперационной карте; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; упражнять в свободном выборе цвета; развивать объяснительную речь. |
3. | «Мороженое». Цель: закрепить навык изготовления поделки из базовой формы «воздушный змей», украшать готовую фигурку, развивать глазомер. |
4. | «Два веселых гуся». Цель: учить складывать гуся, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. |
5. | |
6. | «Забавные зверушки» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя пооперационные карты; познакомить с одним из способов соединения деталей – склеиванием; помогать каждому ребёнку добиваться желаемого результата; воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
7. | |
8. | «Отгадываем загадку». Цель: закрепить умение детей мастерить поделки, используя пооперационные карты; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность. |
1. | ДЕКАБРЬ
«Кот». Цель: ; Познакомить с базовой формой «треугольник», научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; воспитывать аккуратность; развивать глазомер; развивать мелкую моторику пальцев рук, упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; воспитывать желание помогать слабым. |
2. | «Хитрая лиса». Складывание мордочки лисы на основе базовой формы «треугольник». Учить находить острый угол, перегибать треугольник пополам, поднимать острые углы вверх. «Оживление» поделки – приклеивание глаз, носа, рта. |
«Щенок». Цель: упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»). | |
4. | «Стаканчик». Цель: отработка складывания базовой формы «треугольник». Беседа о посуде и ее назначении. Складывание поделки «Стакан» на основе базовой формы «треугольник». |
5. | «Домики для лисы и зайца». Цель: учить определять точку пересечения линий. Изготовление домиков различного размера, используя основные элементы складывания: складывание квадрата по диагонали, найти центр квадрата, складывая его по диагонали, загнуть угол квадрата к центру.
|
6. | |
7. | «Ёлочка» Цель: создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать учить детей делать фигурки в технике оригами, используя пооперационную карту и схему; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
8. | «Новогоднее украшение» Цель: вызвать у детей желание самостоятельно украсить группу к новогоднему празднику; продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги; развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; воспитывать аккуратность. |
1. | ЯНВАРЬ
«Дед мороз» Цель: закрепить умение детей делать фигурки в технике оригами, используя схему; совершенствовать навыки работы с ножницами; воспитывать самостоятельность, усидчивость. |
2. | «Новогоднее панно» Цель: учить детей создавать композицию из фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить навыки работы с пооперационной картой и схемой; помогать каждому ребёнку добиться желаемого результата; показать преимущества коллективной работы; воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. |
3. |
«Снежинка» Цель: познакомить детей с новым способом складывания бумаги; закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать аккуратность. | |
5. | «Звезда». Цель: учить детей самостоятельно «читать» пооперационную карту; воспитывать умение работать в коллективе; вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. |
6. | «Снеговик». Цель»: закреплять умение готовить несколько заготовок, используя основные элементы складывания, продолжать учить определять точку пересечения намеченных линий. Учить соединять заготовки в единое целое и добавлять деталями, изготовленными в технике оригами (ведро, нос). |
1. | ФЕВРАЛЬ «Снегирь». Цель: Учить складывать из квадратного листа фигуру снегиря. Закреплять навыки складывания бумажного квадрата в разных направлениях, совмещая стороны и углы и хорошо проглаживая сгибы. |
2. | «Гном» Цель: продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей; познакомить с последовательностью изготовления поделок в технике оригами, используя схему; учить чётко выполнять инструкции воспитателя; совершенствовать умение детей работать в мини-группе, добиваться достижения цели, согласуя свои действия с действиями товарищей; воспитывать стремление помогать другим. |
3. | «Лодочка». Цель: учить складывать лодочку, используя схему; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами. |
4-5. | «Скоро День защитника Отечества» Цель: воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины – к своим отцам и дедам, старшим братьям, побуждать сделать им приятное; совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт и схем; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. |
6-7. | «Кораблики в море» (коллективная композиция). Цель: закрепление знания базовой формы «блин», умение складывать ее самостоятельно. Используя знакомую базовую форму, учить изготавливать двухтрубный кораблик. Изготовление коллективной композиции. Продолжать учить размещать свою фигурку на общем полотне.
|
8. | «Самолет». Цель: создавать у детей хорошее настроение; повышать интерес к занятиям оригами, используя игровые приёмы; учить изготавливать самолет, используя пооперационные карты и схемы. |
1. | МАРТ «Яблочко на тарелочке». Цель: учить детей изготавливать яблоко на основе базовой формы «воздушный змей», воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. |
2. | «Мамин праздник» Цель: учить проявлять заботу о мамах, бабушках; познакомить с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в технике оригами; закрепить умение мастерить фигурки оригами, используя пооперационные карты и схемы; воспитывать аккуратность, усидчивость; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; продолжать знакомить с японской культурой. |
3.
| «Весна — красна». Цель: учить составлять солнце из 8 заготовок, сложенных из знакомой базовой формы «воздушный змей». Продолжать учить совмещать вершины углов и стороны деталей. Придать выразительность, используя аппликацию. |
4-5. | «Цветы» Цель: учить детей изготовлению цветов в технике оригами; помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата; развивать творческое воображение, фантазию; развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук. |
6-7. | «Панно «ХРИЗАНТЕМЫ» Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами; совершенствовать речь детей; продолжать работать в коллективе; закрепить умение пользоваться ножницами. |
8. | «Грач» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту на основе новой базовой формы «рыбка»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. |
1. | АПРЕЛЬ
«Серая Шейка». Цель: учить складывать утку, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв.
|
«Голубь». Цель: учить складывать голубя, используя базовую форму «воздушный змей». Дорисовать глаза и клюв. | |
3. | «День Космонавтики». Цель: уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую, используя пооперационные карты; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; воспитывать аккуратность; развивать творческое воображение, фантазию детей. |
4. | «Волшебные превращения бумажного КВАДРАТИКА». Цель: закрепить умение следовать инструкции воспитателя; познакомить с новой базовой формой «катамаран»; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание. |
5. | «Жар птица». Цель: складывание утки с небольшими изменениями. Превращение утки в жар-птицу, приклеив красивые перышки, изготовленные из 4 разноцветных квадратов, используя хорошо знакомую базовую форму. |
6. | «Золотая рыбка». Цель: используя знакомые базовые формы изготовить рыбок. Первую по показу воспитателя, вторую – самостоятельно. Дополнить рыбку деталями: сложить из базовой формы «треугольник» хвост, приклеить глаз. |
7-8. | «Экскурсия в зоопарк». Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, изготовить черепашку и лягушку, используя знакомые базовые формы, развивать творческое воображение, фантазию детей. |
1. | МАЙ
«Составим картину» Цель: продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, повышать интерес к этой деятельности через новую форму работы — составление картинок к небольшим стихотворениям; развивать творческие способности детей, воображение. |
2. | «Раз, два, три, лодочка плыви» Цель: познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги; упражнять в свободном выборе цвета; развивать мелкую моторику руки; поощрять использование готовых поделок в играх; совершенствовать речь детей. |
«Журавлик». Цель: продолжать знакомить детей с японской историей; воспитывать чувство сострадания, соучастия в происходящем вокруг; совершенствовать умение мастерить поделку, используя пооперационную карту. | |
4. | «Кит». Цель: изготовить фигурку кита на основе базовой формы «воздушный змей», дополнить декоративными элементами; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами. |
5. | «Морское дно». Цель: складывание кусочков водорослей из базовой формы «треугольник». Наклеить получившиеся «листочки» на нарисованные на общем полотне «стебельки». Дополнить композицию, наклеив рыбок и китов, сделанных на предыдущих занятиях. |
6. | «В бумажном царстве – государстве». Цель: повышать интерес к работе с бумагой через игру, сказку; вызывать желание приходить на помощь тем, кто в этом нуждается; закрепить умение пользоваться пооперационными картами и схемами при изготовлении поделок в технике оригами; уточнить знания детей о свойствах бумаги; развивать внимание, воображение, мышление, сообразительность. |
7-8. | Панно «Цветочный луг». Цель: учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы, соединять детали, вставляя бутон в чашечку; соединив два бутона, получать модель распустившегося цветка, создавать общую композицию. |
Список использованной литературы.
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003