Конспект урока для 2 класса «В гости к осени»

Конспект урока развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

во 2 классе


Тема: «В гости к осени»

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой и живой природе.


Задачи:

1.Расширить знания детей об осенних изменениях в неживой и живой природе.

2.Показать связь живой и неживой природы, а также взаимосвязь природы и человека в осенний период, необходимость смены времен года, зависимость человека от природы, а природы — от человека.

3.Влиять на развитие эмоциональной — волевой сферы учащихся.

4.Развивать связную речь детей. Формировать межличностные отношения, умение контролировать собственное поведение, организуя групповую работу как условие самостоятельного добывания знаний.

5.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю.


Оборудование: рисунки солнышка и тучки; картины с изображением природы осенью и летом; карточки со словами; рисунки деревьев; фотографии перелетных и оседлых птиц; карточки с творческим заданием; листья и плоды деревьев; учебник.



Ход урока.


1.Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.


2.Психологический настрой.

— На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи.

— Подымите рисунок, который соответствует вашему настроению.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.- Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

Беседа о погоде.


2. Сообщение темы и цели урока.


О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадку

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

— Это осень.

Сегодня на уроке мы отправимся в гости к осени за красками, звуками, запахами природы. Узнаем об изменениях в живой и неживой природе.


3.Введение в тему урока

Осень – особая пора, она настраивает на лирическое настроение. Недаром лучшие стихи многих русских поэтов (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Ф. Тютчева и др.) были посвящены именно этому времени года.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется –

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт (1867-1942)

Какие стихотворения об осени или об осенней природе знаете вы?

Послушайте стихи про осень. Ваша задача, узнать про какие месяцы эти строки?

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь)


Опустел наш школьный сад.

Паутины вдаль летят.

И на каждый край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Зинаида Туснолобова - Марченко"

(Сентябрь).

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды, оголяются леса,

Мокнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь).

Творческое задание

Расположите по порядку осенние месяцы-ноябрь, сентябрь, октябрь.(картинки по месяцам )-У меня 3 осенних картины. Вам нужно определить какой месяц изображен на каждой из них?

Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?

Сентябрь – листопад.

В Сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

Октябрь – грязник.

Плачет октябрь холодными слезами.

Холоден батюшка – октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ноябрь – полузимник.

В ноябре зима с осенью борются.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.


4.Повторение и закрепление ранее изученного материала

а)Изменения в неживой природе осенью.

-Используя картины, назовите предметы, относящиеся к неживой природе ?

Небо

облака

осадки

солнце

ветер

вода в водоёмах

б)Изменения в живой природе осенью.

А к живой?

Растения

А какие предметы живой природы художники не изобразили?

-грибы…

Покажите картину, которая ближе к лету?

— Вспомним, какой была погода летом. Что изменилось с приходом осени?

— Осенью в неживой природе происходит много изменений. В начале осени бывают тёплые солнечные дни. Чем глубже осень, тем становится всё холоднее и холоднее. Вслед за похолоданием изменяются и осадки.

В начале осени дожди могут быть кратковременными. Но всё чаще небо заволакивают тёмные облака. В такие дни небо кажется низким и серым. Моросит мелкий холодный дождь. Бывают дни, когда вместе с дождём идёт снег.

Упражнение на внимание

Рассмотри картинки. Какое время года нарисовано? Что перепутал художник? Почему? Можно ли в конце осени увидеть в лесу цветы, насекомых? Почему?

Представьте что вы художники — Закрасьте предметы относящиеся к живой природе зеленым цветом, а к неживой – желтым.

-Обратите внимание и на оформление доски-кто самый внимательный. Что лишнее?


5. Гимнастика для глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Мы гимнастику для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх, и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

Повторить так 8 раз.


6.Изучение нового материала

— Прочитаем текст «Неживая природа осенью» на стр.26 учебника.

Целью будет выявить -О каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?


-Так о каких явлениях в неживой природе мы ещё не сказали?

(заморозки, иней, туман, ледостав)

— Кто из вас может объяснить, как образуется туман?

Туман – это облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли.

— Что такое иней? Иней – образуется, когда водяной пар соприкасается с предметами, температура которых ниже ноля градусов.

К концу осени всё реже идут дожди, всё чаще падает мокрый снег.

Постепенно становится холоднее и вода в водоёмах. В отдельных местах на водоёмах появляется лёд. Этот лёд совсем ещё тонкий, легко ломается, поэтому выходить на него очень опасно. От частых осенних дождей намокает почва, а к концу осени она станет замерзать. _

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Питание"

Творческое задание- Закончи предложение об изменениях в неживой природе осенью…

7. Физкультминутка. Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.


— Летом вокруг было больше всего зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски.

Кажется, что весь мир из разноцветных листьев. На осине и рябине красная одежда. На листьях берёзы и липы главная краска осени – жёлтая. Красивей всех на «карнавале» листопада, конечно, рябина.

Очень красив осенний лес!

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И.Бунин)

— Краски осени на листьях хитро перемешаны. Особенно у клёна. Вот на листочке тёмно – жёлтая, оранжевая и коричневая краски. Но кое – где ещё заметна зелёная краска.

— Почему листья бывают сначала зелёными, а потом изменяют свой цвет?(карточки)

— Весь праздник листьев продолжается недолго. С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев происходит всё быстрее. Осенняя окраска листьев – предвестник листопада.

— Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

ответы детей

— Начало листопада подсказывает листьям укорачивающийся день и понижение температуры воздуха.

Основной смысл ежегодного сбрасывания листьев – сохранение влаги.

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.

Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.


8. Повторение и закрепление изученного материала.

— Сейчас мы поиграем в игру . Я показываю осенние листья, а вы отгадываете с какого дерева или кустарника этот лист.

— Какие звуки осени вы можете вспомнить?

— Услышать звуки осени – задача посложнее, чем увидеть её краски. Самый главный звук – шуршащий. Летом листья жизнерадостно шелестели, а теперь, осенью, они печально шуршат. Грустный, холодный осенний дождь стучит по листьям из последних сил, сонно, однообразно. А ведь летом дождик был тёплый, ласковый, озорной.

Игра «Озвучь картинку».

» будете озвучивать шелест листвы (они произносят ш-ш-ш).

будете голосом передавать пение птиц (например, ку-ку, ку-ку, или фью-фью-фью).

передаст жужжание насекомых (ж-ж-ж).

Если вы произнесете все звуки все вместе, то мы «услышим» звуки леса.

А теперь послушайте настоящие звуки осеннего леса. Звучит аудиозапись “Осень. Звуки леса”. Правда, у нас похоже получилось?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Природные зоны тропического пояса"

Жизнь птиц осенью.


Дети,посмотрите на картину и подумайте,а каких звуков не хватает?

— Обратите внимание на птичьи звуки.

Прислушайтесь: птицы уже не поют. Их стало намного меньше. Птицы собираются в стаи. Эти стаи прощально кричат. Особенно печально курлыкают пролетающие высоко в небе журавли. Птицы летят в тёплые страны: косяками, цепочкой, стаями.

_Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края?

Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян.

В Карелии в конце лета птицы уже начинают собираться к отлёту. Не слышно стрижей – улетели: ведь насекомых в верхних слоях убавилось. За ними – ласточки. Поодиночке, без родителей улетают кукушата. Собираются в дальний путь и скворцы. Звери и птицы, которые остаются зимовать, готовятся к зиме: кто гнездо утепляет, кто корм заготовляет. Для птиц остающихся на зиму уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.


— Каких перелётных птиц вы знаете?

Отгадайте загадки:

Угадайте, что за птичка –

Тёмненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)

В синем небе он высоко

То мелькнёт, то прозвенит,

Даже самый быстрый

сокол медленней его летит.

(стриж)

Между веток новый дом,

Невелик, дверей нет в нём.

Кто в том домике живёт?

Кто весною там поёт?

(скворец)


Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

(соловей)

Листья медленно с крон облетают,

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

перед дальней дорогой …(грачи) (П. Ялыгин)


Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

7.Эта хищница болтлива,

Воровата, суетлива,

Стрекотунья белобока,

А зовут ее … (сорока).

-Ребята,а какая птичка лишняя?Почему?

-Давайте перечислим перелетных птиц?


— Какие запахи осенней природы вам запомнились?

— Главные запахи в осенней природе – это запахи увядания. Среди них запах прелых листьев, сухой травы. А ещё в лесу пахнет грибами. Зайдёшь в лес и по запахам чувствуешь, что кончилось лето.


9.Обобщение изученного материала.

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

— Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

— Почему осень называют золотой?

Песня «Кто сказал, что осень-грустная пора…!»


10. Домашнее задание.

Прочитать текст на стр. 27-29 учебника, ответить на вопросы.


11. Итог урока.Рефлексия.

Знания свои вы показали нам прекрасные.

Видим, что ребята очень классные!

Под стульчик дружно загляните

И сюрпризик получите!

(Заглядывают под стул, отрывают листок со словами «Молодцы!»)

Учитель:

Тихо сядьте удальцы, Ну, вы просто … (Молодцы!)



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: