ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) | Исаншина Елена Анатольевна | |
| Место работы | МБОУ «Бетькинская СОШ» |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Окружающий мир |
| Класс | 2 |
| Тема и номер урока в теме | Тема «Водоем и его обитатели» , урок №4 « Растения пресных водоемов» |
| Предметная программа и её автор | Программа « Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф. по УМК « Начальная школа 21 века» |
| Цель урока: | познакомить с растениями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах.
|
| Тип урока | урок открытия нового знания
|
| Модель организации УПД младших школьников | КТД (коллективная творческая деятельность), работа в группах, парах, фронтально |
| Необходимое оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация по теме урока, карточки для работы в группах, для работы в парах, плакат с изображением берега реки, карточки с изображением растений и животных пресных водоемов, Красная книга, паззлы- изображения растений |
| Структура и ход урока | 1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии 3. Этап выявления места и причины затруднения 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 5. Этап реализации построенного проекта 6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 8. Этап включения в систему знаний и повторения 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
|
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Название используемых ЭОР, гиперссылка
| Время (в мин.)
| |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
| Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо») установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
| Проверяют наличие необходимого к уроку | — А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
— Девиз нашего урока: «Тебе скажут – ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь»
Слайд 1
|
ЭОР №1, презентация к уроку
| 1 мин. |
| Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
| Подготовить мышление учащихся, организовать осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
— водоёмы
-естественный, искусственный -пресный, соленый
— река, озеро, ручей, болото
— рыбы — птицы — звери -насекомые Д. И у дохлой щуки живые зубы. ( дети по очереди прикрепляют рисунки бобра, щуки, ужа, головастика, окуня, цапли, утки, стрекозы) — Нет растений.
| – Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. Слайд 2 Возьмите корень из слова подводный, корень из слова подъём, соединительную гласную из слова водопад и окончание из слова океаны .Какое слово у вас получилось? Слад 3 (Вод-о-ём-ы) — Вспомните, какие виды водоемов вы знаете?
— Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать? Слайды 4, 5, 6 Постепенно на доске появляется запись: — Кто населяет пресный водоем?
— Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Какие пословицы вы нашли?
— Давайте населим наш водоем ( на доске плакат с изображением реки, части берега) — Чего не хватает на нашем рисунке?
|
| 4 мин. |
| Этап выявления места и причины затруднения
| Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Дети читают вопросы: – Что растёт в пресном водоёме? – Что произойдёт, если в жизнь пресного водоёма вмешается человек?
| – По ходу нашего урока вы должны будете ответить на вопросы: Слайд 7 Слайд 8
|
| 1 мин |
| Этап построения проекта выхода из затруднения
| Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Группы выполняют задание
| У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу: 1 группа: частуха 2 группа: кубышка 3 группа: водокрас 4 группа: рдест Карточка группы 1.Как выглядит растение? Опишите его. 2.В каких местах произрастает? 3.Где именно ( на поверхности, в прибрежной зоне, на глубине или в толще воды) растет? 4.Какое назначение имеет? Кто питается этим растением? Какую пользу для человека оно имеет?
| ЭОР № 2, карточки с заданиями для групповой работы | 9 мин |
| Этап реализации построенного проекта
| Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Выступают с сообщениями о заданном растении
Д. Есть: кубышка
Д. Частуха растет у берега Д. На глубине растет кубышка Д. Водокрас на поверхности воды Д. Рдесты в толще воды
Д. Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб
| Слайды 9,10,11,12 – Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу? Все растения водоемов можно разделить на: зоны. Слайд 13 Заполняем таблицу «Чему где расти удобно» Физкультминутка Физкультминутка развивающего характера для психологического климата. Дети по лесу гуляли, У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера». Учитель показывает детям книгу. Слайд 15 — А сегодня мы научимся определять их по гербариям, рисункам и описаниям в дополнительной литературе. На доске рисунки растений без подписи. Дети по дополнительной литературе и гербариям определяют растение и выбирают к нему подпись.(водоросли, кувшинка, рогоз, камыш, незабудка, осока, ряска, сусак) – Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? | ЭОР № 3 , приложение 1 — текстовая информация по группам растений водоемов
ЭОР №4,таблица «Чему где расти удобно»
| 10 мин |
| Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
| Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. |
Инсценируют подготовленные учащиеся: Окунь и Щука – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? Головастик и Уж – Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –меня, что ли, ругаешь? для ровного счета! Д. Мы проследили цепи питания. – В природе все взаимосвязано.
| – Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них. Слайд 16
Слайд 17 У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали? – Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество.
Слайд 18 Слайд 19 |
| 4 мин |
| Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Переход извне внутрь нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Зачитывают некоторые взаимосвязи. ( Например, растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоёма питаются животные. Карась питается растениями и личинками насекомых, а щука — карасятами.)
Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения.
| Работа в парах по карточкам. — В пресных водоёмах обитают разнообразные живые организмы. Покажите стрелками, что они связаны между собой. Карточка: Ряска, цапля, карась, лягушка, жук-плавунец, рак, утка, бобр, двустворчатые моллюски, комары, жуки-водомерки, водоросли.
– Как растения и животные способствуют питанию растений? Слайд 20
Физкультминутка для глазных мышц. Упражнение 1. «Вращение». Не двигая головой, вращаем глазами по часовой стрелке 4-5 раз и против часовой стрелки 4-5 раз. Упражнение 2. «Во все стороны». Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх, вниз, вправо, влево – 4-5 раз. Упражнение 3. «Пальчик». Подносим пальчик к кончику носа, глядя на него, затем отводим назад – 4-5 раз. Упражнение 4. «Кто там». Зажмурим глаза, сжимая сильно веки, широко открываем, удивляемся «Кто там?» — 4-5 раз. Упражнение 5. «Сон». Спокойно закрываем глаза, думаем о хорошем, открываем глаза, дарим друг другу улыбки. – 1 раз. | ЭОР №5, карточки для работы в парах | 6 мин |
| Этап включения в систему знаний и повторения
| Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются | У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема.
| ЭОР №6, творческие работы детей | 6 мин |
| Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | — узнать о растениях пресных водоемов.
— научились определять растения с помощью гербария и дополнительной литературы
— водоем – природное сообщество, обитатели которого связаны друг с другом
Дети оценивают свою работу. | -Ребята, какую цель мы преследовали на уроке? -Чего достигли? -Что нового узнали?
Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) результатами своей работы, потому что я (самостоятельно или при помощи…) справился(лась) с заданиями Слайд 21 | ЭОР №7, карточки с задание на самооценку | 4 мин |
29