Конспект урока для 2 класса «Звездное небо зимой»

План – конспект урока по окружающему миру данный учителем Судиславской СОШ Румянцевой Е.А. во 2 — а

Тема урока: Звёздное небо зимой.

Цель: продолжить знакомство с картой звездного неба.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведиц и Полярную звезду, ориентироваться по Полярной звезде, использовать различные справочные издания, детскую литературу, Интернет для поиска информации, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение, анализировать, делать выводы, сравнивать

Оборудование: учебник А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир 2 класс 2 часть,  рабочая тетрадь, презентация рисунок-схема созвездий Большая Медведица (осенью и зимой), Орион, изображения героев греческих мифов (Посейдон, Орион, Гера, созвездие Скорпион, Гелиос. Зевс ), оценочный лист.

Универсальные учебные действия: Личностные УУД:

— проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

-ответственно относиться к собственному здоровью

Коммуникативные УУД:

— инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

— планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

— использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

— группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;

— развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;

— строить монологическую речь в устной форме.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

Пусть в этот зимний и прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного настроения!



II. Актуализация знаний.

1.Повторение пройденного материала.













































































2. Анализ работы.

         — Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
         — Чем интересны дни 22 и 25 декабря?

Проведём проверку дом. задания путём голосования.

Тест

  1. Укажите группу, в которой перечислены зимние месяцы.

А) декабрь, январь, февраль

Б) ноябрь, декабрь, январь

В) январь, февраль, март

2)Какое дерево зимой остаётся зелёным?

А) лиственница

Б) сосна

В) берёза

3)Что не относится к видам снежинок?

А) игла

Б) пластинка

В) ёрш

4) Снегопад при сильном ветре это –

А) оттепель

Б) метель

В) изморозь

5) Укажите дату зимнего солнцестояния.

А)22 ноября

Б)25 марта

В) 22 декабря

6)Укажите дату зимнего солнцеворота.

А)25 декабря

Б) 25 марта

В) 29 февраля

(анализ работы)

_ В оценочном листе поставьте свою оценку.



















Работа с интерактивной доской

Дети выбирают правильный ответ.





























































Оценивают себя.

III.. Постановка темы и цели урока.



3.Самоопределение к деятельности.









4.Работа по теме урока.































































































































































































































5.Работа по учебнику.



































6. Работа в тетради.





























7. Работа в тетради.







































































































IV.Подведение итогов урока



Искры небо прожигают,

А до нас не долетают

     —  Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? (Ответы учеников.)(1 слайд)

     — Сегодня на уроке будем говорить о звездном небе зимой. (2 слайд)



     1. Беседа

Зимнее путешествие по звёздному небу начнём с того, что снова найдём созвездие Большая медведица

. — Вспомните, сколько звезд составляют ковш Большой Медведицы. {7 звезд.)

(3 слайд)


— Изменилась ли «фигура медведицы» на зимнем небе? {Нет, не изменилась.)

( 4 слайд)

Вы думаете, что небо зимой такое же, как и осенью?


— Изменилось ли положение созвездия Большая Медведица на зимнем небе по сравнению с осенним? (Ответы учеников.)
— Сравните положение Большой Медведицы на небе осенью и зимой. Сделайте вывод.

( 5 слайд)

 (Изменилось положение созвездия. Осенью оно располагалось почти горизонтально «головой» влево, а зимой  «головой» вниз.)


— Как вы это объясняете? (Положение звезд в созвездии не изменилось, а изменилась точка нашего наблюдения, так как Земля движется по орбите вокруг  Солнца и мы движемся вместе с Землей, поэтому в течение года видим созвездия с разных позиций.)





Есть в небе звездочка одна,
Какая — не скажу
Но каждый вечер из окна
Я на нее гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
          (Н. Теннова)

О какой звезде я прочитала стихи? (о Полярной звезде.)(6 слайд)



       Полярная звезда на небе. Полярная звезда давно известна человеку. Это яркая неподвижная звезда, которую видно круглый год из любой точки России. Она помогала астрономам изучать Вселенную, поэты воспевали ее в мифах и слагали о ней легенды. Она постоянно находится на севере, показывая направление. Путешественники по ней находили дорогу домой и открывали новые земли.

(СТИХИ)



Наша милая планета
-Ты, конечно, знаешь это!
Каждый день и каждый год
Совершает оборот.

А с Земли при наблюденьи
Создается впечатленье,
Что кружится не она,
А все звезды и Луна.

Лишь ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА
Не стремится никуда!
И в любое время года
В самом центре хоровода.

Сможешь ты её найти,
Если сбился вдруг с пути.

Ось земная на неё
Направляет остриё.
Можешь быть уверен:
Где она — там СЕВЕР!

Та звезда — не просто точка,
А нога МИШУТКИ-дочки!
Чёрный нос МЕДВЕДЯ-мамы
На неё укажет прямо!


-Откройте учебник на стр. 17.

-Прочитайте, ответьте на вопрос

Как найти Полярную звезду?


-Теперь посмотрим на схему. (7 слайд)



            Отыскать Полярную звезду на небе просто. Найдем две звезды Дубхе и Мирак, которые образуют переднюю стенку ковша. Соединим их линией, продолжим ее и пять раз отложим на ней расстояние, равное расстоянию между этими крайними звездами. В конце этой линии и будет Полярная звезда. Она находится в хвосте другого созвездия — Малая Медведица.


стр. 10 №1.

(работают с оцен. листом)


—  Встанете лицом к звезде и определите направление на север.

— Как определить другие стороны горизонта?

Если смотреть на Полярную звезду, то в какой стороне будет запад? (Слева.)

— Восток? (Справа.)
 Юг? (Сзади.) (8 слайд)

стр. 10 №3 (работают с оцен. листом)

2. Созвездие Орион. (9 слайд)

     Если встать спиной к Большой и Малой Медведицам, то на противоположной стороне неба мы увидим самое красивое созвездие зимнего неба – Орион, В расположении его ярких звезд угадывается фигура охотника. (10 слайд)

     Согласно греческим мифам Орион был сыном бога морей Посейдона. (11 слайд)

Он был знаменитым охотником, убил много животных и похвалялся тем, что нет на свете животного, которого он не смог бы победить. За это Гера, могущественная супруга Зевса, наслала на него Скорпиона. (12 слайд)
     В это время Орион освободил от диких зверей остров Хиос и стал просить у царя острова руки его дочери, но тот отказал ему. Орион попытался похитить девушку, и царь отомстил ему, ослепив его.
      Бог Гелиос возвратил Ориону зрение
, (13 слайд)

но от укуса Скорпиона охотник погиб. Зевс поместил его на небе таким образом, чтобы Орион мог навсегда уйти от своего преследователя. И действительно, эти два созвездия одновременно на небе не видны никогда. (14 – 15 слайды)

     Три звезды созвездия Орион так и называются – пояс Ориона. Их на небе разглядеть очень легко. Они яркие и расположены  в ряд.
— Если
 от пояса Ориона провести линию налево вниз.

Мы найдём самую яркую звезду ночного неба – Сириус (16 слайд)

(сообщение о звезде Сириус)



— Чем интересна Полярная Звезда?
— как ее найти на небе?
— Прочитаем вывод на с. 19 учебника



V. Рефлексия

— На оценочном листе отметьте своё настроение.


VI. Домашнее задание:

1. Прочитайте текст в учебнике с. 16-19, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя» с. 19
2. Выполнить задание 2 с. 10, задание 5 с.11 в рабочей тетради.




Свежие документы:  Конспект урока для 9 класса «How to make an enjoyable journey?»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: