Тема: Человек – часть природы.
Цель: развивать наблюдательность, мышление, речь, воображение, делая выводы о строении организма человека, тренировать память, расширять кругозор; познакомить со строением организма человека, дать понятия анатомии и физиологии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока:
Организационный момент.
На меня вы посмотрите,
Тихо носиком дышите.
Выше к солнцу подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.
Работа с дневником наблюдений.
У меня на доске находятся рисунки к разным временам года. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Когда это бывает?» Я вам буду читать загадки, а вы мне будете говорить, к какой картинке подходит загадка.
Голубые, синие
Небо и ручьи,
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи. (весна)
2)Лес и поле зелени,
Синяя река.
Белые, пушистые
В небе облака (лето)
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды. (осень)
Лес и поле белые,
Белые луга,
У осин заснеженных
Ветки, как рога. (зима)
-А какой рисунок подходит к нашему времени года? (зима)
На доске: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.
Вы должны правильно расставить карточки с названиями месяцев, т.е. какой идет первый зимний месяц, какой второй и третий.
-А какой сейчас зимний месяц? (февраль)
Февраль – последний месяц зимы.
-Что характерно для февраля? Какие изменения происходят в неживой природе? (Дни становятся длиннее, ночь короче, солнце светит ярче, а морозы еще сильны, и снег все выпадает).
На доске: СНЕГОВЕЙ, ВЬЮГОВЕЙ, ВЕТРОДУЙ.
На Руси февраль называют «снеговей», «вьюговей», «ветродуй».
— Как вы понимаете эти слова?
— А сейчас я вам прочитаю пословицу о феврале, а вы должны мне потом рассказать, как вы поняли эту пословицу.
На доске: Февраль переменчив, то январем потянет, то мартом проглянет.
Январем потянет значит холодно, а мартом проглянет – солнце светит ярче, тепло.
— Сегодня 16 февраля. Давайте дадим прогноз погоды сегодняшнего дня с помощью метеорологических знаков.
На доске: знаки вывешиваются в одну черту, дети должны опускать знаки и объяснять погоду.
— Расскажите погоду сегодняшнего дня.
Обобщение учителя.
Февраль – последний месяц матушки-зимы. Пришел он к нам с сердитыми метелями и снежными заносами. Это самая снежная и метельная пора, месяц снега. Недаром февраль назван месяцем «кривых дорог». Он же зимобор, потому что с зимой борется. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов. Но как не ругают февраль, весна уже близко. Продолжайте наблюдать за изменениями природы, а сейчас я вам загадаю несколько загадок.
Изучение нового материала.
Продолжайте наблюдать за изменениями природы и сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне должны ответить на вопрос:
— О ком говорится в этом стихотворении?
Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнем
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождем.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа…
Так давайте природу беречь.
С. Островский.
— О ком здесь говорится? (о человеке)
— В этом стихотворении кто человек?
— Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?
— Как вы понимаете эти строки?
И тема нашего урока: Человек – часть природы.
— Что должны узнать?
1) Определить, кто такой человек.
2) Выделить, чем человек отличается от животных?
3) Из чего состоит организм человека?
4) Какие науки изучает человек?
— Какая бывает природа? (живая и неживая)
— А куда мы отнесем человека? (в живую природу)
Человек – часть природы. (Докажите)
Как и все другие живые организмы, он дышит, питается, растет, развивается. У него рождаются дети.
— Что необходимо человеку для жизни? (для жизни человеку необходимы воздух, вода, пища, тепло)
— Чем человек отличается от животных?
Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Люди изучают природу, раскрывают все новые и новые ее загадки. Существуют разные точки зрения, что предки человека жили несколько миллионов лет назад. Это были высокоразвитые млекопитающие животные, похожие на обезьян. Поэтому человек имеет много сходств с животными.
Сейчас рассмотрите рисунки с изображением ладони и стопы гориллы и человека.
— Чем они похожи и чем различаются?
— Так чем же человек отличается от животных?
— А какой человек, когда он родится?
— Почему нужно заботиться о них? (он совсем маленький, беспомощный. Его жизнь полностью зависит от заботы взрослых. Очень важно, чтобы каждый человек любил и помнил всех, кто вырастил его).
Физкультминутка.
Вправо, влево повернулись,
На носочках потянулись,
Помашите все руками
И садись работать с нами.
Если рассмотреть себя, то у каждого человека есть организм, который состоит из частей. Давайте рассмотрим таблицу о строении организма человека. Человек – живое существо. Тело человека имеет голову, шею, туловище, конечности (руки и ноги). Это внешние органы. Тело человека состоит из многих внутренних органов. Каждый орган выполняет определенную работу. Органы человека связаны друг с другом. Все вместе они составляют сложный живой организм.
— Для чего человеку нужны глаза?
Глаза – орган зрения. Головной и спинной мозг – «командиры» нашего организма. Поэтому организм человека работает, как часы.
— Сейчас послушайте загадку и скажите, о каком органе человека идет речь.
Чудный орган есть у нас,
В него входят кровь и газ.
Воздух смело пробирается,
Как же орган называется? (легкие)
— Какую роль они выполняют?
Легкие – орган дыхания. Когда человек делает вдох, легкие расширяются и наполняются воздухом.
Есть в груди у нас мотор,
Не железный, но хитер.
День и ночь стучит, стучит
Горе, если замолчит. (сердце)
— А зачем нам сердце?
Сердце, как кровь, качает кровь ко всем частям тела.
— А зачем нам нужна печень?
Печень очищает кровь, избавляет ее от вредных веществ.
Пережеванную, смоченную слюной пищу мы проглатываем, и она по пищеводу проходит в желудок. В желудке пища находится 3-4 часа. Там она переваривается под действием желудочного сока и поступает в кишечник.
Теперь назовите важные внутренние органы человека. Покажите их.
Все органы здорового человека действуют в организме согласованно. Есть специальная наука, которая изучает строение тела человека – анатомия, а работу ее органов – физиология человека.
— Так что же изучает наука анатомия?
— А физиология?
Закрепление.
Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал урока, давайте выполним такое задание. У меня на доске написаны слова. Вам нужно выбрать слова, которые подходят только здоровому человеку.
Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный, румяный, хилый.
Послушайте следующее задание. Я вам буду называть органы человека, а вы будете показывать на себе, где эти органы находятся.
Следующее задание:
Продолжить предложение: Здоровый человек – это…
Итог урока.
— Чем человек отличается от животного?
— Из чего состоит организм человека?
— Какие науки изучает человек?
7. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему: Здоровый человек.
Белова Т.М.