Конспект урока для 3 класса «Человек – часть природы»

Тема: Человек – часть природы.

Цель: развивать наблюдательность, мышление, речь, воображение, делая выводы о строении организма человека, тренировать память, расширять кругозор; познакомить со строением организма человека, дать понятия анатомии и физиологии; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.



Ход урока:



  1. Организационный момент.


На меня вы посмотрите,

Тихо носиком дышите.

Выше к солнцу подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.


  1. Работа с дневником наблюдений.


У меня на доске находятся рисунки к разным временам года. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Когда это бывает?» Я вам буду читать загадки, а вы мне будете говорить, к какой картинке подходит загадка.


  1. Голубые, синие

Небо и ручьи,

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи. (весна)





2)Лес и поле зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака (лето)



    1. Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды. (осень)



    1. Лес и поле белые,

Белые луга,

У осин заснеженных

Ветки, как рога. (зима)




-А какой рисунок подходит к нашему времени года? (зима)




На доске: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.


Вы должны правильно расставить карточки с названиями месяцев, т.е. какой идет первый зимний месяц, какой второй и третий.


-А какой сейчас зимний месяц? (февраль)


Февраль – последний месяц зимы.


-Что характерно для февраля? Какие изменения происходят в неживой природе? (Дни становятся длиннее, ночь короче, солнце светит ярче, а морозы еще сильны, и снег все выпадает).



На доске: СНЕГОВЕЙ, ВЬЮГОВЕЙ, ВЕТРОДУЙ.

На Руси февраль называют «снеговей», «вьюговей», «ветродуй».


— Как вы понимаете эти слова?


— А сейчас я вам прочитаю пословицу о феврале, а вы должны мне потом рассказать, как вы поняли эту пословицу.


На доске: Февраль переменчив, то январем потянет, то мартом проглянет.


Январем потянет значит холодно, а мартом проглянет – солнце светит ярче, тепло.


— Сегодня 16 февраля. Давайте дадим прогноз погоды сегодняшнего дня с помощью метеорологических знаков.


На доске: знаки вывешиваются в одну черту, дети должны опускать знаки и объяснять погоду.



— Расскажите погоду сегодняшнего дня.


Обобщение учителя.


Февраль – последний месяц матушки-зимы. Пришел он к нам с сердитыми метелями и снежными заносами. Это самая снежная и метельная пора, месяц снега. Недаром февраль назван месяцем «кривых дорог». Он же зимобор, потому что с зимой борется. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов. Но как не ругают февраль, весна уже близко. Продолжайте наблюдать за изменениями природы, а сейчас я вам загадаю несколько загадок.



  1. Изучение нового материала.


Продолжайте наблюдать за изменениями природы и сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне должны ответить на вопрос:

— О ком говорится в этом стихотворении?



Человек – он ведь тоже природа.

Он ведь тоже закат и восход.

И четыре в нем времени года,

И особый в нем музыки ход.

И особое таинство света,

То с жестоким, то с добрым огнем

Человек – он зима. Или лето.

Или осень с грозой и дождем.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночеств? И встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь.


С. Островский.



— О ком здесь говорится? (о человеке)

— В этом стихотворении кто человек?

— Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?

— Как вы понимаете эти строки?


И тема нашего урока: Человек – часть природы.

— Что должны узнать?

1) Определить, кто такой человек.

2) Выделить, чем человек отличается от животных?

3) Из чего состоит организм человека?

4) Какие науки изучает человек?


— Какая бывает природа? (живая и неживая)

— А куда мы отнесем человека? (в живую природу)


Человек – часть природы. (Докажите)


Как и все другие живые организмы, он дышит, питается, растет, развивается. У него рождаются дети.


— Что необходимо человеку для жизни? (для жизни человеку необходимы воздух, вода, пища, тепло)


— Чем человек отличается от животных?

Отличие это огромно. Человек мыслит, обладает речью, трудится. Люди изучают природу, раскрывают все новые и новые ее загадки. Существуют разные точки зрения, что предки человека жили несколько миллионов лет назад. Это были высокоразвитые млекопитающие животные, похожие на обезьян. Поэтому человек имеет много сходств с животными.

Сейчас рассмотрите рисунки с изображением ладони и стопы гориллы и человека.

— Чем они похожи и чем различаются?

— Так чем же человек отличается от животных?

— А какой человек, когда он родится?

— Почему нужно заботиться о них? (он совсем маленький, беспомощный. Его жизнь полностью зависит от заботы взрослых. Очень важно, чтобы каждый человек любил и помнил всех, кто вырастил его).


  1. Физкультминутка.


Вправо, влево повернулись,

На носочках потянулись,

Помашите все руками

И садись работать с нами.


Если рассмотреть себя, то у каждого человека есть организм, который состоит из частей. Давайте рассмотрим таблицу о строении организма человека. Человек – живое существо. Тело человека имеет голову, шею, туловище, конечности (руки и ноги). Это внешние органы. Тело человека состоит из многих внутренних органов. Каждый орган выполняет определенную работу. Органы человека связаны друг с другом. Все вместе они составляют сложный живой организм.


— Для чего человеку нужны глаза?

Глаза – орган зрения. Головной и спинной мозг – «командиры» нашего организма. Поэтому организм человека работает, как часы.


— Сейчас послушайте загадку и скажите, о каком органе человека идет речь.

Чудный орган есть у нас,

В него входят кровь и газ.

Воздух смело пробирается,

Как же орган называется? (легкие)


— Какую роль они выполняют?

Легкие – орган дыхания. Когда человек делает вдох, легкие расширяются и наполняются воздухом.


Есть в груди у нас мотор,

Не железный, но хитер.

День и ночь стучит, стучит

Горе, если замолчит. (сердце)


— А зачем нам сердце?

Сердце, как кровь, качает кровь ко всем частям тела.


— А зачем нам нужна печень?

Печень очищает кровь, избавляет ее от вредных веществ.


Пережеванную, смоченную слюной пищу мы проглатываем, и она по пищеводу проходит в желудок. В желудке пища находится 3-4 часа. Там она переваривается под действием желудочного сока и поступает в кишечник.


Теперь назовите важные внутренние органы человека. Покажите их.



Все органы здорового человека действуют в организме согласованно. Есть специальная наука, которая изучает строение тела человека – анатомия, а работу ее органов – физиология человека.


— Так что же изучает наука анатомия?

— А физиология?


  1. Закрепление.


Сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал урока, давайте выполним такое задание. У меня на доске написаны слова. Вам нужно выбрать слова, которые подходят только здоровому человеку.


Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный, румяный, хилый.


Послушайте следующее задание. Я вам буду называть органы человека, а вы будете показывать на себе, где эти органы находятся.



Следующее задание:

Продолжить предложение: Здоровый человек – это…



  1. Итог урока.


— Чем человек отличается от животного?

— Из чего состоит организм человека?

— Какие науки изучает человек?



7. Домашнее задание.



Нарисовать рисунок на тему: Здоровый человек.























Белова Т.М.

Свежие документы:  Конфликты и их разрешения, 9 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: