Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему
«Чистый воздух. Проблемы экологии и здоровья»
ФИО: Абаева Любовь Николаевна
Предметная область: окружающий мир
Возрастная группа: 3 класс
УМК: РО Д.Б. Эльконина – В,В. Давыдова
Название образовательного учреждения: МБОУ гимназия №8
Краткая аннотация педагогической разработки
Современный урок окружающего мира когнитивного типа. Урок учит детей технологии исследования. В процессе исследовательской работы дети знакомятся с составом, свойствами воздуха, рассматривают причины загрязнения воздуха и способы его охраны.
Цель занятия
Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и работы с диаграммами с составом, свойствами воздуха; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны
Задачи занятия
— Образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.
— Развивающие: формировать исследовательский подход при изучении окружающего мира; развивать способности в чтении и построении диаграмм, потребность к познанию, самостоятельность и творческую активность.
— Воспитательные: воспитывать ответственность к окружающей среде, любовь к природе, родному краю; умение помогать друг другу, коммуникативные отношения между учащимися.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос: Как сформировать базовую компетенцию «Умение учиться» при помощи исследовательской деятельности учащихся.
Проблемные вопросы Воздух и его охрана.
Учебные вопросы Доказательство реальности воздуха. Состав воздуха. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха.
План проведения занятия
1. Организационный момент. 1 мин
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний. 10 мин
1) Доказываем реальность воздуха, свойства воздуха. Тест. Опыты.
2) Состав воздуха.
4. Физкультминутка 2 мин
5. Продолжение работы по знакомству с новым материалом. 15 мин
1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 2) Охрана воздуха.
6. Закрепление и применение знаний на практике.
7. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся. 3 мин
8. Домашнее задание. 1 мин
Ход занятия
1.Организационный момент
Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.
Слайд №1
Стихи «Любить окружающий мир»
— Урок сегодня мне хочется начать стихами:
Я люблю этот мир, я люблю не спеша,
Я люблю его так, как поёт мне душа,
Как зелёные листья встречают рассвет,
И красивее как ничего в мире нет!
Я из разных цветов собираю букет,
И прекрасней цветов ничего в мире нет!
Море плавно шумит, побеждая прибой,
Я люблю тебя, море, я хочу быть с тобой!
Полной грудью дышать, наслаждаясь волной,
Я люблю этот мир с палитрой такой,
Я люблю всё вокруг, я люблю не спеша,
Я люблю его так, как поёт мне душа…
Слайд №2
— Попробуйте представить себя в уголке родной природы — в зимнем лесу, где недавно мы гуляли с классом, вздохните глубже…
— Какой воздух вы почувствовали?
(- Свежий, чистый…)
— Нарисуйте на индивидуальной карте ваше настроение на начало урока.
2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.
Методы и приёмы: проблемная ситуация, построение кластера.
— А какой он свежий, чистый воздух?
— Какие вопросы у вас возникают в связи с этим высказыванием?
( — Состав, свойства, где больше чистого воздуха…)
— А еще, раз мы заговорили о чистом воздухе, будем говорить о проблеме, которая стоит перед человечеством, а разобраться в этом вопросе помогут… (показ карточек – условных изображений)
( Диаграммы — столбчатые и круговые.)
3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской работы с составом и свойствами воздуха.
Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, анализ, сравнение, сопоставление.
Первая ступень: «Доказываем реальность воздуха. Опыты»
— Обратите внимание, что иногда на вопрос о том, что же такое воздух, можно услышать ответ, что воздух — «ничего», пустое место.
Это неверный ответ. В реальности существования воздуха легко убедиться, проделав простые опыты:
а) Возьмите шарик, попробуйте осторожно смять его. Легко он сжимается? Сделайте вывод: (в шарике есть воздух).
б) Вздохните носом, выдохните, наполните рот воздухом и, сомкнув губы, нажмите на щёки пальцами.
— Что заметили?
— Сделайте вывод: (во рту есть воздух).
б) Подуйте собранный воздух себе на ладонь.
— Вывод: (есть движение воздуха).
— Может ли человек прожить без воздуха?
— Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.
Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.
Вторая ступень: «Состав воздуха»
— Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос, что же такое воздух?
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.
— Так что же такое воздух? (Это газ)
— Верно. Вернее воздух – это смесь газов. Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов.
Работа в группе.
— Посмотрите на диаграммы (синий лист) состава воздуха. Расскажите о его составе. Подумайте, какой из газов жизненно необходим человеку?
Слайд №3
(- в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%, человеку необходим кислород)
Слайд №4
— Поглощая при дыхании кислород, при выдохе выводится из организма углекислый газ.
Слайд №5
— Да, трудно представить, что миллионы лет тому назад на нашей земле не было жизни и виной всему – отсутствие кислорода.
— А откуда берется в воздухе кислород, знаете?
— Не было растений и не было кислорода.
Слайд №6
— Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород, так важный для дыхания людям, животным. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Соответственно: чем больше вокруг зелени, тем …чище воздух.
4. Физкультминутка.
Цель: предупреждение и снятие умственного утомления, поддержать запас энергии, стимулировать рост и развитие основных физических качеств школьника: силу, ловкость, быстроту, выносливость, одним словом, сохранить здоровье младшего школьника.
— Давайте немного отдохнем, снимем физическое напряжение.
Затейники проведут физкультминутку.
5. Продолжение работы по знакомству с новым материалом.
Цель: выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.
Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, эвристическая беседа, работа в группах.
5.1.Источники загрязнения воздуха и его охрана
Слайд №7
— Вернемся к схеме состава воздуха. Как вы думаете, что еще может в нем находится?
— Откройте с 42. Прочитайте задание, выполните, обсудив в группах.
— Что же показывает диаграмма?
( — В воздухе есть микробы и количество их бывает разным.)
— Микробы бывают полезными и вредными.
— Поработаем с текстом самостоятельно. Прочтите текст, новое для себя выделите маркером. Если возникли вопросы, запишите на желтый лист в книгу вопросов.
— Что нового узнали из текста?
— Какие вопросы возникли?
— Воздух могут делать опасным не только микробы.
— Прочтите сигнал тревоги SOS от жителей одного из крупнейших городов мира.
Слайд №8
— Подчеркните в тексте на оранжевом, какие вещества загрязняют воздух.
«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти.»
— Какие слова подчеркнули?
Слайд №9
— Их называют еще примесями.
— Эти вещества выбрасываются стационарными источниками (заводы, фабрики…) и автотранспортом.
Слайд №10
— Причем, как видно на графическом рисунке, увеличиваются или уменьшаются эти выбросы?
— Итак, в состав воздуха могут входить вещества опасные, вредные для здоровья.
— Чем же они вредны для здоровья коротко расскажет Людмила Вячеславовна – фельдшер нашей гимназии.
Работа в группах.
— Проблемами загрязнения воздуха занимаются не только медики, но и экологи.
Экология — наука об окружающей среде и происходящих в ней процессах.
Слайд №12
На этой неделе в России стартовали Общероссийские дни защиты от экологической опасности, которые в нашей стране проводятся ежегодно с 15 апреля по 5 июня под девизом: «Экология — Безопасность — Жизнь». Их проведение стало доброй традицией, которая отражает стремление миллионов людей жить в согласии с природой.
Слайд №13
— Наша последующая задача – проанализировать в группах проблему, обозначенную в задании (розовая карточка), подумать, что можно сделать, чтобы воздух стал более чистым, зафиксируйте это на белом круглом листке и сделайте сообщения классу по итогам работы.
1 группа «Экологи в городах Республики»
2 группа «Экологи в городе Можге»
3 группа «Экологи на дорогах Республики»
4 группа «Лаборатория»
5 группа «Экологи в помещении»
5.2. Презентация проделанной работы.
— Представьте свои работы.
Группа №1,2, 3,4.
— Чтобы было понятнее, почему они сделали такие выводы, Дима расскажет свое исследование.
Группа №5.
— Большой вред здоровью человека наносят не только пыль и содержащие в ней микробы, но и различные токсичные вещества, которые выделяют некоторые предметы. И с ними справиться снова помогут комнатные растения. Например, хлорофитум способен поглощать и разлагать токсичные вещества, выделяемые из линолеума.
— Задание цветоводам: узнать, какие комнатные растения очищают воздух от вредных токсичных веществ.
— У нас получился плакат, который призывает к охране воздуха. Практически у каждой группы есть значок, показывающий, что для очистки воздуха необходимы растения. Почему?
(- Только растения выделяют кислород, необходимый для жизни человека и животных.)
6. Закрепление и применение знаний на практике.
Цель: Воспитание экологической активности.
Методы и приёмы: практический метод, коллективная работа.
— Давайте, мы на практике применим полученные знания.
Слайд №14
Какой красивый цветник украшает территорию нашей школы летом и осенью, но кроме красоты цветы нам дарят еще и … (кислород, свежий воздух). Давайте вырастим рассаду цветов, чтобы наши знания остались не только на словах, но и принесли пользу окружающим.
7. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.
Цель: подвести итог урока, оценить учащихся.
Методы и приёмы: приём «опрос-тест», графическое изображение учеником своего настроения.
— Сегодня на уроке мы рассмотрели тему «Воздух. Проблемы экологии и здоровья».
— Конечно, невозможно все узнать на одном уроке, от каждой группы вопрос в «Книгу вопросов».
— Понравился вам урок? Отметьте свое настроение на индивидуальной карте.
— Как вы поняли тему урока — отметьте на шкале самооценки.
— Работу каждого в группе оцените от 1 до 3 баллов и поставьте в пустой клеточке напротив обязанности в группе.
А теперь небольшая тестовая работа. Ответы фиксируйте в таблице.
Слайды №15 – 22
— Проверим работу. Взаимопроверка. Неправильный ответ зачеркните.
Слайд №23
-За каждый правильный ответ вы получаете по одному баллу. Если в задании №7 хотя бы один неправильный ответ – балл не засчитывается.
— Поднимитесь по шкале на столько клеточек вверх, сколько получили баллов в тесте.
— А теперь поднимитесь еще на столько клеточек, сколько заработали за работу в группе. Зафиксируйте цветом оценку за урок.
— Совпала ваша самооценка с оценкой урока? Количество клеточек закрасьте – это результат работы на уроке. Поставьте оценку в пустой клеточке напротив.
— На что походит ваша шкала?
(- На диаграмму)
— Давайте создадим еще одну диаграмму: «Результативность урока». Прикрепите стикер, соответствующий вашей оценке за урок, в столбцы диаграммы.
8,9,10 – отлично (зеленый цвет)
7,6 – хорошо (желтый)
5,4,3 – задумайся (оранжевый)
2 – будь внимательнее на уроке (розовый)
— Что вы можете сказать по полученной диаграмме?
8. Домашнее задание:
1. Нарисовать рисунок «Чистый воздух» — наибольшая оценка 7 баллов.
2. Дополняете рисунок текстом с. 43 – наибольшая оценка10 баллов.
3. Дополнительно на классный час: «цветоводы» о комнатных растениях, «почемучки» — ответы из книги вопросов или другой интересный материал по теме урока.
— На память об уроке всем детям – эмблема урока.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка 1 группе: «Экологи в городах Республики»
1.Среди каких городов приходится наибольшая доля в загрязнение воздуха в нашей Республике.
2. Посоветуйте, что можно сделать, решив задачу:
Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
Решение:
— Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?
— Что еще можете посоветовать?
3. Выводы напишите на облаке.
Отвечайте по плану:
Наша диаграмма показывает:…
Решив задачу, мы предлагаем:…
Еще советуем:…
Карточка 2 группе: «Экологи в городе Можге»
1. В Можге основным загрязнителем среди стационарных источников является ОАО «Свет», ОАО «Можгинский лесокомбинат», ОАО МСО, ЗАО «Можгинское деревообрабатывающее предприятие «Красная звезда»
Какое предприятие является основным загрязнителем среди стационарных источников?
2. Прочитайте текст, какие способы очистки воздуха предложены в тексте?
Борьба за чистый, здоровый воздух, за здоровье человека состоит, прежде всего в том, чтобы на всех заводских трубах были дымоулавливатели, которые очищали бы воздух от вредных организму веществ. Кроме того, во всех промышленных городах и вокруг них необходимо иметь как можно больше лесов, ведь лесонасаждения – это самые мощные производители чистого воздуха. Воздух в лесах насыщен кислородом, предельно очищен от вредных примесей.
3. Выводы нарисуйте, напишите на облаке.
Отвечайте по плану:
Наша диаграмма показывает:…
Прочитав текст, мы предлагаем:…
Еще советуем:…
Карточка 3 группе: «Экологи на улицах Республики»
1.Какой вид источника загрязнения преобладает в Удмуртии и Можге?
2. Посоветуйте, что можно сделать, решив задачу:
Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
— Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
— Что еще можете посоветовать?
3. Нарисуйте, напишите на облаке.
Отвечайте по плану:
Наша диаграмма показывает:…
Решив задачу, мы предлагаем:…
Еще советуем:…
Карточка 4 группе: «Лаборатория»
1. Приведите исследование загрязнения снега в различных частях нашего города. Для этого процедите воду через марлю в другой стакан.
2. Сделайте точками фоновую диаграмму загрязнения снега, используя черный маркер.
Прослушайте сообщение Димы и сформулируйте памятку «Где безопаснее гулять» на круглом листе.
Отвечайте по плану:
Опыты показывают:…
Прослушав Диму, мы предлагаем:…
Еще советуем:…
У дороги ул. Наговицына
В лесу
У дороги перед школой Во дворе школы
Карточка 5 группе: «Экологи в помещении»
1. Нарисуйте с помощью условных знаков, как вы представляете состав воздуха в классной комнате:
а) где много людей, а окна и двери открыты.
б) Где много людей, а окна и двери закрыты.
3. Какие советы можно дать людям, чтобы не болеть теми заболеваниями, которые провоцирует грязный воздух. Нарисуйте, напишите.
Отвечайте по плану:
На первом рисунке, где комната проветривается, видно, что:…
На втором рисунке…
Прослушав Диму, мы предлагаем:…
Еще советуем:…
а) Где много людей, а окна и двери открыты.
б) Где много людей, а окна и двери закрыты.
14