К родным истокам
Урок кубановедения в 3 классе
. В основу урока взят живой материал о жителях Трудобеликовского сельского поселения . Тема урока относится к разделу «История Отечества» Кубановедение 3 класс и приурочена к 70-ой годовщине Великой Победы и Году Учителя на Кубани. На протяжении всего урока прослеживается связь прошлого, настоящего и будущего. Главная идея заключается в знакомстве ребят с учителями — участниками Отечественной войны, героями — односельчанами и ныне живущими ветеранами. В ходе представлены результаты поисковой работы учащихся 3 класса о ветеранах, проживающих в Трудобеликовском сельском поселении (Делятинском, Шелесте, Жукове ), использованы документальные материалы о Есауленко Н.С. — Герое Советского Союза и Лоскутовой В.П. — сельской учительнице, ветеране войны, а так же фрагмент документального фильма «Севастополь» о Великой Отечественной войне. Представлена практическая работа по изготовлению подарков ветеранам.
2015 год
Конашенкова Олеся Борисовна
МБОУ средняя общеобразовательная школа №39 Краснодарский край Красноармейский район х.Трудобеликовский
2015 год
Преподаватель: Конашенкова Олеся Борисовна
Учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №39 х.Трудобеликовский, Краснодарский край, Красноармейский район
Должность: учитель начальных классов
2014-2015 учебный год
Урок: кубановедение в 3 классе.
Тема урока: Расширение знаний учащихся о родном крае, о Трудобеликовском сельском поселении. Обучение приемам поисковой и исследовательской работы. Знакомство с личностями односельчан, внесших вклад в историю Трудобеликовского сельского поселения. Воспитание патриотических чувств. Привитие любви к малой родине, уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам войны, педагогам.
Оборудование:
Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «К родным истокам», TV, DVD –плеер, DVD диск «Все о Крыме — Севастополь» .
Раздаточный материал: цветная бумага (красный цвет), шаблоны звездочек (для каждого ученика), простые карандаши, ножницы, по две полоски бумаги синего и зеленого цвета (на каждого учащегося).
Предварительная работа . Посещение учащимися ветеранов Великой Отечественной войны, оказание им посильной тимуровской помощи, общение и сбор сведений о фронтовых годах ветеранов.
Ход урока
Организационный момент.
Звенит звонок, заливается,
Наш урок начинается!
Сообщение темы урока.
Слайд № 1.
Учитель: Тема сегодняшнего урока «К родным истокам ». Эпиграфом станут слова А.В.Суворова «Доброе имя должно быть у каждого» .
Актуализация темы урока.
Беседа:
Учитель: Как понимаете слова великого русского полководца А.В.Суворова?
Учащиеся: (высказывания учащихся)
Учитель: Каждый человек должен стремиться прожить свою жизнь так, чтобы о нем вспоминали по-доброму. Именно о таких людях, наших земляках, мы сегодня будем говорить на уроке. В основу мы возьмем живой материал, который собирали по крупицам люди — наши односельчане и мы с вами.
Подготовка к изучению нового материала.
Начнем нашу работу с небольшого обзора в виде игры.
Игра «Журналисты»
Журналист – ученик задает вопросы:
1. Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский край, Кубань, «Тополиный край»)
2. Что вы можете рассказать о Краснодарском крае? (Высказывания детей)
3. Можно ли Краснодарский край назвать «Любимым уголком Земли»? Почему? (Высказывания детей)
Слайд №2
Учитель: Все, о чем вы сейчас рассказывали о своей малой родине , кубанский поэт Виктор Подкопаев выразил стихотворными строчками . Учащиеся: (читает хорошо читающий ученик)
Степное раздолье — родная земля!
Всего ты дороже и краше! Зелёной листвою шумят тополя, О славе и мужестве нашем!
(Виктор Подкопаев)
5. Работа по теме урока.
Слайд №3 Из истории Кубани..
Учитель: По окончании 70 — летней Кавказской войны казакам предстояло налаживать свой быт и завести хозяйство.
(читают хорошо читающие дети)
Казаки зажили мирной жизнью. Земли засевали пшеницей, ячменем, льном, бахчевыми и огородными культурами.
Выделялись участки под выпас и сенокос.
Были посажены первые плодовые деревья и виноградники.
Учитель: Чтобы выращивать богатый урожай, казакам необходимо было осваивать новые земли. Так появлялись новые и новые хутора.
Слайд №4
Учитель: Хутора объединялись в большие хозяйства, которые сегодня называются сельскими поселениями.
Трудобеликовское сельское поселение.
Перед вами карта Красноармейского района. Разными цветами обозначены поселения. Трудобеликовское поселение обозначено зеленым цветом.
Сегодня состав Трудобеликовской сельской администрации входят 11 хуторов:
Трудобеликовский
Зеленский
Коржевский
Крижановский
Крикуна
Кулика
Сурово
Телегин
Тиховский
Турковский
Чигрина
Вставайте, если услышите название хутора, в котором живете.
(перечисляются хутора, на карте высвечиваются места расположения хуторов)
Физ.минутка Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Нас работы много ждет.
Итак, как видите, в нашем классе учатся ребята с семи хуторов. Это говорит о том, что малая Родина у нас у всех одна — Красноармейский район Слайд №5 Учитель: Первоначально на хуторе школ не было. Дети казаков за знаниями ходили в соседнюю станицу Славянскую.
1 ноября 1920 года в х.Трудобеликовском была открыта первая школа для 27 учеников с учителем Г.М.Сыпченко. Под школу был отведен дом Крыжановского.
К началу Великой Отечественной войны на территории нашего поселения дети земледельцев обучались в пяти школах.
Слайд №6
Учитель: Сегодня на территории нашего сельского поселения функционируют основная школа № 37 в х.Крикуна и средняя школа №39 в х.Трудобеликовском. Школа №37 была основана в 1939г. Стояла она на поле Куликовом. Перед вами коллектив учителей во главе с ее первым директором Поповым-Фалиным.
Сегодня я расскажу вам об одной учительнице, которая одна из первых пришла учить хуторских ребятишек. Но мирная жизнь вдруг остановилась…
Слайд №7 (высвечиваются даты 1941-1945 годы)
Учитель:
О чем вам говорят эти годы?
Учащиеся: (высказывания детей)
Учитель: В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Отважные сыны и дочери Кубани сражались и на родной земле, и в дали от любимых хуторов, станиц, городов… Но, где бы они ни воевали, каждый знал, что он защищает и всю необъятную Родину, и отчий край . Не стала тому исключением и Татаринцева (Лоскутова) Варвара Петровна.
Слайд №8
Учащиеся: (Читают хорошо читающие дети)
В первые дни войны Варвара Петровна ушла на фронт. Вместе со своими зенитными частями она дошла до Югославии.
И вот радостная весть облетела всю Землю. Окончилась война. Варвара Петровна вернулась к мирному труду. До 1969 года она работала в нашей школе учительницей начальных классов.
Учитель: Сегодня Варвары Петровны уже нет, но по ее стопам пошла внучка Лоскутова Наталья Вячеславовна, продолжив учительскую династию. Она стала учителем начальных классов.
Слайд № 9
Учитель: Много героических имен наших земляков вписано в историю Великой Отечественной войны. Мы, жители, Трудобеликовского сельского поселения должны гордиться Героями Советского Союза, нашими односельчанами:
Николай Савельевич Есауленко
Константин Дмитриевич Самохин
Василий Николаевич Вальков
Слайд №10
Рассказ учителя. 2014 год стал годом воссоединения Крыма и города – героя Севастополя с Россией. В рамках этого знаменательного исторического события не могу не рассказать вам ребята о Николае Савельевиче Есауленко. В годы моей учебы в школе существовали пионерские и комсомольские организации. Малышей сначала торжественно принимали в октябрята, затем самых достойных ребят принимали в пионеры. Это звание было очень ответственно и почетно. Каждый пионерский отряд носил имя героя. Мой отряд носил имя Николай Савельевич Есауленко. Мне, как и моим одноклассникам , довелось лично повстречаться и пообщаться с этим героем.
Учащиеся: (Читают хорошо читающие дети)
Родился 14 сентября 1919 года в хуторе Трудобеликовском Красноармейского района Краснодарского края в семье крестьянина.
Боевой летчик, старший лейтенант.
Штурмовал противника на Кубани, Северном Кавказе. Сражался с фашистами в небе Крыма. Освобождал Болгарию, Югославию, Венгрию.
Учитель: В октябре 1943 года в районе города Мелитополя самолёт Есауленко был подбит, а сам он приземлился на вражеской территории. Пришлось применить табельный пистолет в бою с 5-ю фашистами, пытавшимися взять в плен сбитого лётчика. После этого Есауленко пришлось пройти около 40 километров до линии фронта, где его «захватила в плен» наша пехота. Он прошел всю войну до самой победы.
Учащиеся:(Читают хорошо читающие дети)
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.
Именем Героя названы школа №24 города Севастополя (Крым) и школа №39 хутора Трудобеликовский (Кубань).
Результаты поисковой работы учащихся.
Учитель: Ребята нашего класса побывали у ветеранов Великой Отечественной войны и общались с ними. Давайте послушаем, что они узнали.
Ученики: (выступления учащихся).
Учитель: Давайте, ребята, посмотрим, какой ценою завоевана наша сегодняшняя мирная жизнь.
(Просмотр отрывка документального фильма о Великой Отечественной войне. «Севастополь »)
Заключение работы по теме урока.
Учитель: Добрая память о людях живет, пока мы помним их имена. Но скольких имен мы не знаем. Память о них жива и по сей день.
Учащиеся: (читают заранее подготовленные дети)
Гремят над землею раскаты.
Идет за раскатом раскат.
Лежат под землею солдаты.
И нет безымянных солдат.
Солдаты в окопах шалели
И падали в смертном бою,
Но жизни своей не жалели
За горькую землю свою.
В родимую землю зарыты,
Там самые храбрые спят,
Глаза их Победой закрыты
Их подвиг прекрасен и свят.
. (М.Дудин)
Итоги урока
( У каждого ученика листочки двух цветов: зеленый и синий )
Учитель: Выберите подходящий цвет и покажите:
—зеленый, если вы считаете, что сегодня вы узнали много нового и важного и для себя;
—синий, если вы считаете, что на урок е вы ничего нового и полезного не узнали.
9. Домашнее задание.
В преддверии 70-ой годовщины в ВОв мы с вами для каждого ветерана, живущего в нашем поселении, напишем письмо и украсим его главным отличительным знаком героев — красной звездой.