Конспект НОД « Познание. Формирование целостной картины мира» (Ранний возраст)
Ахмедова Бактум Багаутдиновна,
воспитатель
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида № 12 «Ягодка», г. Зарайск
Конспект урока для 3 класса «Прогулка в осеннем лесу»
Цель: формировать элементарные представления об
осенних изменениях в природе.
Задачи:
— Учить детей определить текущее время года по
основным признакам;
— Продолжать знакомить детей с цветами(жёлтый,
красный), понятиями «один- много»;
— Формировать навыки работы с пластилином;
— Развивать мелкую и общую моторику;
— Развивать чуткое, заботливое отношение к
окружающему миру;
— Развивать речь детей;
— Воспитывать бережное отношение к природе,
способность любоваться её красотой.
Предшествующая работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе. Разучивание стихов и песен об осени, рассматривание картинок, наблюдение за ягодами рябины, лепка ягод «Угощение для птиц».
Материал:
Дидактическое панно «Времена года», лист бумаги с изображением дерева, игрушки белка и гриб «Лесовичок», орехи, пластилин красного цвета, салфетки.
Ход НОД:
(Ребята заходят в группу).
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся.
Приветствие «Здравствуй»
Здравствуйте, ладошки- хлоп, хлоп, хлоп
Здравствуйте, ножки- топ, топ, топ
Здравствуйте, щёчки- плюх, плюх, плюх
Здравствуйте, губки- чмок, чмок, чмок
Здравствуйте, зубки- ам, ам, ам
Здравствуйте, носик- бип, бип, бип
Здравствуйте, гости- здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл ещё один гость, грибок «Лесовичок». Он предлагает нам, сходить к нему в гости. А вы знаете, где он живет?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Молодцы ребята, правильно, грибок “Лесовичок” живет в лесу. Мы поедем к нему на поезде. Занимайте вагончики! Все малыши удобно сели? Отправляемся в путь – на прогулку в осенний лес.
Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут в лесок осенний
Компанию ребят.
Воспитатель: Вот и мы приехали с вами в лес, выходите из вагончиков. Посмотрите ребята, что вы видите в лесу?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Да, ребята правильно, в лесу растут разные деревья: ёлки, берёзы, рябины…. Посмотрите ребята, это дерево совсем без листьев. А как вы думаете почему?
Дети: Листья опали.
Воспитатель: Почему листья опали?.(если нет ответа, то…А какое сейчас время года?)
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно, осенью на деревьях листья пожелтели и опали на землю. Давайте мы с вами поиграем и покажем «Лесовичку» осенние листья.
(Пальчиковая игра «Осенние листья»)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(Сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Красивый осенний букет наберём.
(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)
Воспитатель: Грибок «Лесовичок», понравились наши листочки?
Лесовичок: Да, ребята, спасибо!
Воспитатель: Посмотрите, кто это прыгает?
Дети: Это белка.
(Игровое упражнение)
Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
Все бельчата-сладкоежки
Обожают грызть орешки.
Воспитатель: Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. Я возьму один орех и положу в дупло.
Воспитатель: Оксана, сколько орехов у тебя?
Оксана: один орех.
Воспитатель: А теперь складывайте орехи в дупло. А сколько орехов в дупле?
Дети: Много.
Воспитатель: Белка очень рада, что мы ей помогли.
Белка: Спасибо ребята, теперь у меня много припасов на зиму.
Лесовичок: Молодцы ребята, что помогли белочке. А вот птички любят рябину, но на этой рябине мало ягод.
Воспитатель: Мы с ребятками поможем.
Воспитатель: Ребята, ягоды рябины большие или маленькие?
Дети: Маленькие.
Воспитатель: А какого цвета?
Дети: Красные.
Воспитатель: А какой формы?…….На что похож?
Дети: На шарики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как лепить маленькие, круглые ягоды. Отрываем маленькие кусочки пластилина, положим на ладошку и с помощью другой ладошки катаем шарики, круговым движением. Прикладываем свои шарики к веточке и прижимаем сверху пальчиком.
Вот и получились ягоды рябины на дереве!
Лесовичок: Спасибо ребята, вот обрадуются птицы ягодам!
Воспитатель: Да, ребята, птицы, которые остались зимовать, поклюют наши ягоды.
Воспитатель: Ребята, а дождик осенью бывает? А давайте мы “Лесовичку” покажем, как капает дождик. (Показывают на ладошках, как капает дождик).
(Игра: «Капелька и ладошка»)
Дождик-дождик, понемножку,
Капай-капай на ладошку.
(Пальчики стучат по ладошке как капельки дождя).
Воспитатель: После дождя появились лужи и немножко замёрзли. А как вы думаете почему?
Дети: Холодно.
Воспитатель: Правильно, холодно, сейчас поздняя осень, скоро наступит зима. Давайте перешагнём через лёд и пойдём дальше.
Воспитатель: Ах какой ветер подул?
(Игровое упражнение)
“Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер все тише, тише, тише
а деревце все выше, выше”
Воспитатель: Ветер стих, а теперь пора и нам возвращаться с прогулки в детский сад. В лесу было так интересно! Давайте попрощаемся с грибом «Лесовичком».
Лесовичок: Спасибо ребята, что пришли в гости и помогли зверюшкам, птицам.
(Лесовичок дарит детям в корзине грибы.)
Воспитатель: Занимайте свои места в вагончиках!
Вагончики, вагончики
По рельсам стучат,
Везут обратно в группу
Компанию ребят.
(Дети возвращаются из прогулки в группу.)
Воспитатель: Ребята, понравилось вам гулять в осеннем лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
Дети: Белку.
Воспитатель: А на деревьях листья были?
Дети: Не было.
Воспитатель: Давайте и у нас на панно снимем листья. А дождик шёл в лесу?
Дети: Да…
Воспитатель: Тогда и на тучку прикрепим дождик.
А цветочки видели в лесу?
Дети: Нет, не видели.
Воспитатель: Да, цветов уже нет, они завяли. Давайте и у нас снимем.
Вот теперь и у нас в группе поздняя осень!
Вывод: Вы молодцы, помогли белке, птичкам, поиграли с Лесовичком!
Список использованной литературы:
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет. – М.: Москва – Синтез, 2005.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика — Синтез, 2008.
Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010