ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по окружающему миру 3 класс.
Тема: « Размножение и развитие животных»
Выполнила: учитель начальных классов
Цель урока: создать условия для формирования познаний о размножение и развитие животных: насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся и зверей;
Задачи урока:
1. Образовательные:
Формировать представление учащихся о размножение и развитие животных: насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
расширить знания учащихся о многообразии животного мира.
3. Воспитательные:
Воспитывать качество любови к родной природе;
воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
2. Развивающие:
развивать у школьников самостоятельность мышления;
развивать познавательный интерес.
развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету
Тип урока: урок исследования
Необходимое оборудование:
1)Программа для запуска проекта: Microsoft Office Power Point
2)Интерактивная доска
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Время (в мин) | ||||||||||||||||||
1. | Мотивация к учебной деятельности | включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Отвечают | -Вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках о животном мире? (фронтальный опрос) -А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему. -Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок | 4 | |||||||||||||||||
2. | Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками | Мотивировать желание решить поставленную проблему, заинтересовать . | Дети формулируют тему урока называют отвечают | Итак, у людей – ребенок; у лисы – (лисенок); у кошки – (котенок); у утки – (утенок)?; у бабочки – ?; у кузнечика – ? -Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея? -Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа! -Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем вместе решать? —Тема нашего урока: “Развитие и размножение животных”. -Ребята, какие группы животных вы знаете? — К какому виду животных относятся бабочки и кузнечики? | 4 | |||||||||||||||||
3 | Актуализация опорных знаний | Актуализировать полученные знания о развитии бабочки и кузнечика | Просматривают анимационный сюжет, Выполняют задание, делают выводы. -Одни насекомые имеют в развитии куколку, а другие – нет. | — С развитием и размножением мы познакомимся на примере бабочки и кузнечика —
-Итак, вы узнали про два способа развития насекомых. В чем же их различие? | 4 | |||||||||||||||||
4. | Открытие детьми новых знаний. | организовать понятие образовательной цели и темы урока; уточнение общего характера нового знания тренировать способность к самоконтролю и самооценке | Класс работает с учебником (коллективное составление таблицы) — (продолжение коллективного составления таблицы) дети работают с учебником,отвечают: — (продолжение коллективной работы) Самостоятельная работа по учебнику. (отвечают после прочтения) Самостоятельное составление таблицы Работа с учебником Стр.106. Отвечают на вопрос
Работа в парах. Проверка | -Все свои новые познания на уроке мы с вами должны приводить в порядок, т.е. в систему. Мы вместе будем заполнять таблицу. Она состоит из трех столбцов: -На странице 100 учебника прочитайте о насекомых и карандашом выделите главное: как они размножаются и как развиваются. -С чего начинается размножение насекомых?
-Ребята, я уверена, что каждый из вас видел гусеницу или маленького кузнечика. А это значит, что вы познакомились с детенышами бабочки и кузнечика. Переходим к следующей группе . Прочитайте на стр. 101 абзац о рыбах. Карандашом отметьте главное в размножении и развитии рыб. .
-Период, когда рыбы мечут икру, называется нерестом. Некоторые породы лососевых рыб нерестятся только в верховьях рек, где самая чистая вода. Продвигаются они туда против течения, перепрыгивая через пороги, а на мелких местах буквально ползут по дну. После нереста многие погибают. Прочитайте в учебнике , как размножаются земноводные
-Головастик похож на маленькую рыбку с большим хвостом. Через несколько дней у него появляются задние ноги, потом передние. Хвост постепенно укорачивается, головастик становится молодым лягушонком и выходит на берег. На это уходит 2-3 месяца. Следующая группа животных – пресмыкающиеся. Самостоятельно узнайте из учебник, как у них проходит развитие, подчеркните главное Ребята, а помните, как в сказке Р. Киплинга “Рики – тики – тави” змея Нагайна охраняла от мангуста свою кладку яиц, из которых должны были вывестись маленькие змеёныши. а.
-Переходим к следующей группе животных. Давайте выясним, как размножаются птицы. На стр.102 читаем текст, выделяем главное.
-Интересно, что у некоторых птиц, таких как гуси, лебеди, домашних птиц птенцы выводятся одетые пухом и через несколько часов уже бегают за матерью. У хищных птиц, таких как ворон, орел, сова птенцы вылупляются беспомощными, голыми, и родители их выкармливают продолжительное время. Последняя группа животных – млекопитающие или звери. На стр.103 узнайте, как размножаются звери. Прочитайте и выделите главное.
| 9 3 | |||||||||||||||||
5 | Физкультминутка | Снять усталость у учащихся | Дети выполняют физические упражнения |
| 3 | |||||||||||||||||
6. | Выражения исследования | Систематизировать полученные знания. | -Насекомые, пресмыкающиеся, птицы Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое. -Звери рождают детенышей -Откладывают икру . -Откладывают яйца Сообщения детей об утконосе, колюшке ,морском коньке. | – Какие из животных откладывают яйца? – Кто три раза родится? – Чем отличается размножение зверей от других животных? – Сравните размножение рыб и земноводных – Сравните размножение пресмыкающихся и птиц Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них вам расскажут ваши товарищи. | 3 | |||||||||||||||||
7 | Применение знаний учениками. | включить исследования в систему знаний | Работа в парах. Задание №3. Взаимопроверка. Работа в группах.(Класс разбит на 4 команды. Каждая команда получает конверт с разрезными карточками, из которых дети должны сложить 3 цепочки развития животных). | В “Рабочих тетрадях” выполните задание №1 и №2 | 10 | |||||||||||||||||
8
9.
| Итоговая часть урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
осознать свою работу и работу класса на уроке; | Ответы детей .
Дети оценивают свою работу на уроке. | Ребята, чем запомнился вам сегодняшний урок? Какие тайны вам открыла природа? Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? — Вам удалось достичь цели?
— Кому удалось победить в «исследование» нового? — Кому не удалось? Почему? -Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». | 3 | |||||||||||||||||
10 | Д.З |
|
| Стр.100-105 прочитать Изготовить модель развития любого животного. |
|