Управление образования Карагандинской области и
КГКП «Дворец детей и юношества» г. Караганды.
Конкурс: «Конкурс методических разработок».
Номинация: «За страницами учебника»
Материал подготовила: Искакова Ольга Владимировна,
Учитель начальных классов, КГУ « Акбастауская СОШ», Абайского района,
Карагандинской области.
«Тела. Вещества. Явления. »
/ урок познание мира в 3 классе/.
Адрес:100105, Абайский район,
Карагандинская область,
Акбастауский сельский округ,
с.Акбастау, КГУ «Акбастауская СОШ».
Телефон рабочий: 8- 7213231-146
Домашний: 8- 7213231-167
Сотовый: 8-705-254-92-54
Email iskakovakuzinkova@mail.ru
2014г.
Тема: «Тела. Вещества. Явления».
Цели:
дать понятия о телах, веществах и явлениях, объяснить, что тела бывают в трёх состояниях, развитие речи и критического мышления учащихся, воспитание бережного отношения к природе;
Тип урока:
комбинированный, интегрированный
Ход урока:
Орг. Момент.
Психологический настрой.
Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
/Прием «Паутинка»: Дети передовая клубок ниток друг другу задают вопросы касающиеся пройденной темы./
Постановка целей и задач урока:
— сегодня мы с вами поговорим о телах, веществах и явлениях, узнаем что тела бывают в трёх состояниях, повторим правила бережного отношения к природе.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации:
Этап №1.
/Приём – Игра «Верите ли вы?», или «Данетка»./
Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» ( учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет», (за каждый правильный ответ дети получают жетоны 3-х цветов: красный, желтый, зеленый.)
1. Верите ли вы, что природа может изменятся? — да – нет
2. Верите ли вы, что природа бывает живой и не живой? — да – нет
3. Верите ли вы, что земля это тело? — да – нет
4. Верите ли вы, что в пустыне идет снег? — да – нет и т. д.
Разделение педагогом, класса на три группы по цветам жетона.
— Итак, ребята мы поделились на три группы. Я предлагаю дать название своей группе. «Земля», «Совята», «Ученые»
Тема: Тела. Вещества. Явления.
/Стадия ВЫЗОВА. Прием «Верно — неверно»/
Личностные:
положительное отношение и интерес к изучению природы; умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Регулятивные:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Познавательные:
понимать информацию, представленную в виде таблицы. Коммуникативные: обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действия; строить монологические и диалогические высказывания.
Высказывания:
Верно ли, что тела состоят из веществ?
Согласны ли вы, что вещества могут быть твердые, газообразные, жидкие?
Верно ли, что явления природы – это изменения происходящие в природе?
Согласны ли вы, дерево (тело), древесина(вещество)?
и т. д.
Учитель.
Назовите предметы, которые сделаны руками человека. Назовите объекты природы.
Этап №2.
/Наблюдение и частично – поисковая работа по определению тел, веществ и явлений природы. Проведение детьми опытов/.
(Учащиеся проводят опыты: 1группа – Растворяют в воде: соль, муку, песок, глину, камни. 2 группа – Наблюдают за состоянием льда 3 группа – Проводят опыт на испарение воды)
Вывод: Тела состоят из веществ.
Вещества имеют:
Твёрдое состояние
Жидкое состояние
Газообразное состояние
Учащиеся рассказывают свои наблюдения о явлениях природы
Явления природы – это изменения происходящие в природе.
Дерево (тело) — древесина (вещество)
Земля (тело) – песчинки (вещество)
Облако (тело) – пары воды (вещество) – дождь (осадки — явление природы)
Воздух (тело) – смесь газов (вещество) – ветер, т.е. перемещение воздуха (явление природы)
Этап №3.
/Прием «Пометки на полях»/
Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт.
Пометки должны быть следующие:
знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения;
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее поэтапный разбор учебного материала в учебнике: с.32 – 33
/Ответы на вопросы учебника: с.33 №1, №2, №3, №5, №6/
Запись основных правил в тетрадь:
Все предметы, окружающие человека, называются телами. Они бывают природные и искусственные.
Природа бывает живая и неживая.
Все тела состоят из веществ.
Явления природы – это изменения, происходящие в природе.
Природные тела – Солнце, Луна, облака, деревья, камни, животные,
птицы и, конечно же, человек.
Искусственные тела – стол, книга, машина, дом, тетрадь и др.
Явления природы – наводнение, снег, град, дождь, сумерки, молния, гром и т. д.
Рефлексия:
Далее, в стадии «осмысления» за минутку релаксации можно показать мультфильма «Берегите природу». Просмотр мультфильма заставляет детей задуматься о том, что человек должен всегда беречь природу. По мультфильму задаются вопросы:
Что вы увидели?
Какую пользу приносит нам одно дерево?
Как нужно беречь природу?
Посредством просмотра этого мультфильма у детей развивается критическое мышление, а также бережное отношение к природе.
Завершающим этапом является стадия рефлексии (размышления), главная задача которой является вывести знания на уровень понимания и дальнейшего применения.
Так на этой стадии метод «Синквейн», что позволяет детям обобщить знания, полученные на уроке.
V. Домашнее задание: с.35 – 36 пересказ, правила, вопрос №4 – письменно
VI. Итог урока
Список литературы.
6