МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА
«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»
УМК «Начальная школа XXI века”
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области
Коминой Ольги Ивановны
Дидактическое обоснование урока.
1.Окружающий мир 3 класс /Н.Ф.Виноградова УМК «Начальная школа XXI века».
2.Тема урока «Восточные славяне».
(Номер урока по теме: 2)
3.Дидактическая цель урока: создать условия для формирования нового знания.
4.Тип урока: «открытие нового знания».
5.Задачи урока:
а)предметные:
— получить новую информацию о жизни наших предков с помощью анализа картографического материала (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта);
— опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи;
— выдвигать гипотезы и проверять их.
б)метапредметные: создать условия для развития у учащихся:
-интереса к учебному материалу;
-умения принимать и сохранять учебную задачу;
-умения выделять информацию в соответствии с учебной задачей;
-умения определять общую цель и пути ее достижения;
-навыков работы с учебником;
-навыков активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-готовности слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группе;
-уважительного отношения друг к другу.
в)личностные:
-сохранять мотивацию к учебе;
-иметь представление о причинах успеха в учебе;
-развивать способность к самооценке;
-воспитывать толерантное отношение к своим сверстникам;
-оценивать свое и чужое поведение, проявлять знание основных моральных норм поведения;
-участвовать в оценке ответов одноклассников;
-формировать представление о разнообразии ситуаций общения.
6.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
-словесные (эвристическая беседа);
-наглядные (демонстрация слайдов, самостоятельное наблюдение);
-практические: (исследовательская работа, работа с картой, словарем);
-индуктивный;
-проблемно-поисковый;
-самостоятельной работы обучающихся (работа с учебником, задания в печатной тетради).
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
-учебная дискуссия;
-создание ситуации успеха в учебе;
-создание ситуации новизны учебного материала;
-стимулирование долга и ответственности в учебе.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательного процесса: фронтальный опрос.
7.Формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
8.Средства обучения:
Для учителя-компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация.
Для учащихся- учебник «Окружающий мир» 3 класс/Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь по окружающему миру № 2 Н.Ф.Виноградова, карты, толковый словарь.
Сценарий урока | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. (3 мин) | Слайд 1. 1.1 В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни одно за другим составляют жизнеописание каждого из нас. -Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история) — Что изучает наука история? (жизнь наших предков) Слайд 2. 1.2 Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных) -Что относится к письменным, вещественным, устным источникам?
— Кто и где находит и изучает старинные предметы? 1.3Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица”: Слайд 3. Слава нашей стороне! — Какой край и язык называют родным? — Что означает слово Родина? — Как называется страна, в которой мы живем? — Какие народы живут в России? — Наша страна называлась так всегда? -Уверены ли вы в том, что знаете все о наших предках? Слайд 4. 1.4Сделайте предположение о лексическом значении слов: предки, современники, потомки. -Внимательно прочитайте высказывания и найдите среди них ложные: а) наши предки живут в далёком будущем; б) наши потомки жили в далёком прошлом; в) наши предки жили в далёком прошлом.
— Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как жили наши предки? (чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь. — Вы готовы к изучению следующей темы? — Каким способом вы будете изучать новую тему? 1)сначала надо понять, что мы не знаем; 2)затем самим построить новый способ действия. -Как определить, что вы не знаете?
-Итак, мы продолжим изучение истории нашей страны, а для этого «перенесемся» в далекие-далекие времена. | — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — целеполагание (Р); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. (3 мин) | 2.1 Как называли наших предков? (славяне) –Что означает это слово? Найдите ответ на этот вопрос в словарях, лежащих у вас на партах. — «Славяне- крупнейшая группа родственных по языку народов в Восточной и Юго-Западной Европе. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы). Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”. -Мы с вами принадлежим к какой группе славян? (восточным) -Известно ли вам что-то о восточных славянах, об их жизни? 2.2Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни наших предков. — Что бы вы хотели узнать о жизни славян для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, как одевались, как выглядели…) — А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили наши предки?(учитель, интернет, книга, семья и др.) Слайд 5. (фиксация ответов на доске -Источники информации: учитель-спросили, книга-прочитали, Интернет-посмотрели, семья-послушали) | — анализ, сравнение, обобщение (П); — извлечение необходимой информации из текстов (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — подведение под понятие (П); — выполнение пробного учебного действия (Р); — фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); — волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К); — учёт разных мнений (К) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи (2мин) | 3.1 К сожалению, на сегодняшнем уроке вам пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно. — Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались? -Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы). -Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о жизни наших предков) -Сегодня нам предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название. А сейчас попробуйте сформулировать тему урока.
| — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — подведение под понятие (П); -определение основной и второстепенной информации (П); -постановка и формулирование проблемы (П); -волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); -планирование, прогнозирование (Р) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. (15 мин) | 4.1Посмотрите на доску, здесь расположены карточки с характеристиками места проживания, природы, климата, занятий людей. Слайд 6.
-Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.) -Какие гипотезы вы можете выдвинуть? -Какая из них приведет к положительному результату? 4.2Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы проверить правильность наших предположений и получить дополнительную информацию? (карты: физическая карта восточной Европы, карта природных зон, климатическая карта, историческая карта расселения древних славян- в учебнике ) Слайд 7. — Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни людей в древности? (да, нет) -Почему так считаете? — Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты? — Посмотрите внимательно на те карты, которые у вас лежат на партах и предложите, как мы ими сегодня сможем воспользоваться? (зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.) -Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт) 4.3Исследование. — С какими картами мы будем работать? (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая) — О чем могут рассказать карты? — Как будем собирать информацию?( у каждой карты есть свой текст-легенда, мы можем прочитать его в условных обозначениях, цвет играет большую роль в определении рельефа местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты) -Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию, что позволяет создавать версии описания жизни людей.) – работа в группах 4.4Обмен информацией. Слайд 8. — Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы, в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.) — Как ты узнал? (по условным обозначениям) — Как описать место жительство восточных славян? — Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и сейчас есть? Что это за географические объекты? (реки, моря) — На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической) -Попробуем совместить историческую и физическую карты. -Какая же информация из карточек о месте проживания славян верная? (долины рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.) -Между какими морями селились славяне? (Черное, Белое, Балтийское) — Как вы узнали, с помощью чего? (условных обозначений) — Как быть с характеристиками природы? — Можем ли описать природу по карте? -По какой карте это можно сделать и с помощью чего? (по карте природных зон, с помощью условных обозначений) —Какие характеристики природы верные? (зона лесов, полноводные реки) — Как вы определили? (помогла карта природных зон и физическая карта) -Теперь поговорим о климате. Как быть с его описанием? -По какой карте можно определить климатические условия проживания восточных славян? (по климатической карте) -Какие карточки выберете для описания климата? (хорошо выражены все времена года, лето теплое, зима холодная со снежным покровом) -Как вы это определили? (с помощью условных обозначений) — Есть ли лишние карточки? Почему? — Что помогло вам выбрать верные характеристики? (карты) 4.5Связывание информации. — По какой карте можно определить внешний вид , характер, одежду, занятия, жилище славян? -По карте мы можем это узнать? (нет) —Работа в группах, обмен информацией: 1 группа- убранство дома, 2группа- внешний вид, одежда славян, 3 группа- характер славян, 4 группа- как трудились и отдыхали славяне.
Слайд 9. — Что можете предположить, включив воображение, какие дома могли быть у славян? (славяне жили в маленьких домиках, напоминающих избушки; на столе в каждом доме был хлеб и соль, так древние славяне встречали гостей; убранство дома- деревянные лавки, столы, печь из камней и глины; пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством: они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище и целый день не покладая рук, трудились по хозяйству).
Слайд 10. -Предположите теперь, каков был внешний вид наших предков- восточных славян? (были славяне очень сильными, высокого роста, с румяным цветом лица и русыми волосами, светлоглазые, мужчины носили бороду, рослые, носили широкие рубахи и шаровары, рубаху подвязывали поясом, женщины носили длинные платья или сарафаны, платки на голове, были румяные, зимой славяне одевались в шкуры убитых животных , а летом- носили одежду из льна и шерсти)
Слайд 11. -Предположите, каков был характер славян и почему? (славяне были смелыми и отважными воинами, когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на ее защиту, трусость, предательство осуждались; любили свободу и не склонны были ни к рабству, ни к повиновению; хвалили славян за гостеприимство и приветливость к чужакам, даже с пленниками своими они обращались мягко, миролюбиво и человечно). Обоснуйте свою точку зрения, используя русские пословицы, поговорки: «Лучше смерть принять, чем Родину предать», «Один за всех и все за одного», «Смелый воин тысячи водит», «Честь солдата береги свято» и т.д.
Слайд 12. -Предположите, как жили славяне, отдыхали? Аргументируйте свою точку зрения (выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща, поэтому славяне жили вместе; умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать, любили петь, танцевать, почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент: рожок, гудки, гусли, балалайки, баяны и скрипки). — Да, ребята, вы выдвинули верную точку зрения. Семьи и роды объединялись в общины, а несколько общин, говорящих на одном языке, составляли племя. Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. Позже во главе племен становились князья, а союзы племен стали называться княжествами. — На чем вы основывались, когда выдвигали свои гипотезы? (на информации, полученной с помощью карт) -Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах? -Точную информацию о климате, природе, месте проживания получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях, внешнем виде славян и др. ? (предположили, вообразили, основываясь на карте) 4.6 Применение. -Но мы выдвинули предположения (как окончательное осмысление, понимание происходящего детям предлагаются тексты, предположительно о славянах; соотнеся их с использованными картами, ученики доказывают, что в 1 тексте идет речь о славянах, а во 2 -нет; вот теперь дети убеждены- понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу) -Давайте проверим их и для этого прочтем научно-познавательные тексты. 1.Как жили восточные славяне. Слайд 13. Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой. -Правильную ли информацию мы определили с помощью карт, верны ли наши предположения? -У меня на слайде записан еще один текст. Я думаю, что он тоже о восточных славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение. 2.Восточные славяне. Слайд 14. « В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом. От густой листвы даже днем в джунглях бывает темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа вечнозеленого леса. Путнику можно питаться бананами, кокосовыми орехами. Но в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи». — Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете? — Что помогло вам определить, что этот текст не про славян? -Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду)
-Молодцы, вы действительно можете получать новую информацию с помощь карты. -Над каким понятием вы сегодня работали? (восточные славяне) -С помощью какого способа мы получили информацию о жизни восточных славян? (анализ картографического материала) 4.7 Физминутка. Русоволосые и сероглазые Лицом все светлые и сердцем славные Древляне, русичи, поляне Скажите кто мы? — Мы славяне! (руки вверх)
Своей статью все пригожие Все разные и все похожие Зовемся ныне — россияне Издревле кто мы? — Мы славяне! (руки вверх)
Мы славяне молодые Чтим предания святые Наши предки день за днем Помогают нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ) | — смыслообразование (Л); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); — познавательная инициатива (Р); — выдвижение гипотез и их обоснование (П); — поиск необходимой информации (П); — использование знаково-символических средств (П); — моделирование и преобразование моделей разных типов (П); — установление причинно-следственных связей (П); — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — построение логической цепи рассуждений (П); — построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — осознание ответственности за общее дело (Л); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); — учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К); -планирование, прогнозирование (Р); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)
| 5.1Работа по учебнику стр.7 (прочитайте текст «Восточно-славянские племена вслух» и подготовьте вопросы по тексту одноклассникам): 1.Какие народы относятся к потомкам восточных славян? 2.Где жили племена славян? 3.Когда началось расселение славян? 4.Почему славяне начали объединяться в племена? 5.Что такое княжество? 6.Когда появились первые княжества? 7.Объясните происхождение слова «Русь». 5.2 Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Поиграем в игру “Лесная аптека”. Слайд 15.
Ответ: приложить лист подорожника.
Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.
Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).
Ответ: черная смородина, шиповник.
Ответ: почки (используют как мочегонное). | — анализ, классификация (П); — извлечение необходимой информации (П); — выполнение действий по алгоритму(П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — построение логической цепи рассуждений (П); — доказательство (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); — учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л); -контроль, оценка, коррекция (Р); | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин)
| 6.1 Работа в рабочей тетради стр.3 № 2 (самостоятельная работа с самопроверкой по учебнику) «Закончи предложения»: Потомки восточных славян- Древняя Русь- 6.2 А вот как о расселении племён на земле рассказано в летописи Нестора. Слайд 16. «..После потопа три сына Ноевы: Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна — Хаму, север и запад —Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы… Полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами: они построили себе город назвали его Новгородом. Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями». — Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен(поляне, дреговичи, славяне, радимичи, северяне, кривичи и др.) — Используя карту, словари, предположите, как появились названия некоторых славянских племен (работа в парах с последующей коллективной проверкой по эталону). Слайд 17. поляне – жители полей древляне – жили среди “дерев” дреговичи – жили у болот (“дрягва” означает болото) словене (ильменские)-жили около озера Ильмень 6.3 Работа в рабочей тетради № 3 «Поработайте с картой. Впишите названия племен восточных славян» (самостоятельная работа с взаимопроверкой) | — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); — извлечение из текстов необходимой информации (П); — подведение под понятие (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К); -контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р); -самоопределение (Л) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение. (3мин)
| 7.1 Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей проверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы: -Работа в рабочей тетради «Вспомни материал 2 класса и составь рассказ об одном из первых русских князей по высказываниям-«опорам» (для более подготовленных детей): (Слайд 18) а) Рюрик -первый русский князь, варяг. б) Олег- киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города. в) Легенда о смерти Олега: «…Но примешь ты смерть от коня своего». г) Князь Игорь, его отношения с древлянами. д) Княгина Ольга и ее месть за убитого мужа. — Игра “Бюро погоды” (для менее подготовленных детей) Слайд 19. Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найди пару противоположных явлений природы . Признаки ухудшения погоды:
Признаки хорошей погоды:
| — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); — анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); — понимание задания, извлечение необходимой информации(П); — моделирование, преобразование модели (П); — построение логической цепи рассуждений (П); — осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); — контроль, коррекция, оценка (Р); — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); — адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2мин)
| 8.1Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали? — Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? — Какую цель перед собой поставили? — Каким способом действовали для достижения цели? (анализ картографического материала) — Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. — Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? 8.2Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор. Слайд 20.
— Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать? — Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? 8.3Домашнее задание: дифференцированное а)стр.7 подготовить рассказ о жизни славян (обязательная часть) б) творческая часть (по желанию) « Представьте, что вы живете в одном из племен восточных славян: опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь, опишите внешний облик и т.д.». | — рефлексия способов и условий действия (П); — контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); — самооценка на основе критерия успешности (Л); — адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; — выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); — формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К); — использование критериев для обоснования своего суждения (К); — планирование учебного сотрудничества (К); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л); -смыслообразование (Л). |
Используемая литература:
Головин Н. Моя первая русская история.
Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.
Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.
Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.
Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.
Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.
Hffp www.asfoto.ru
Hffp www.Google.ru
Hffp www.zooc club.ru
Hffp www.viki rdf.ru