Конспект урока для 3 класса «ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 3 КЛАССА

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ»

УМК «Начальная школа XXI века”

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области

Коминой Ольги Ивановны









Дидактическое обоснование урока.

1.Окружающий мир 3 класс /Н.Ф.Виноградова УМК «Начальная школа XXI века».

2.Тема урока «Восточные славяне».

(Номер урока по теме: 2)

3.Дидактическая цель урока: создать условия для формирования нового знания.

4.Тип урока: «открытие нового знания».

5.Задачи урока:

а)предметные:

— получить новую информацию о жизни наших предков с помощью анализа картографического материала (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая карта);

— опираясь на полученную информацию, строить причинно-следственные связи;

— выдвигать гипотезы и проверять их.

б)метапредметные: создать условия для развития у учащихся:

-интереса к учебному материалу;

-умения принимать и сохранять учебную задачу;

-умения выделять информацию в соответствии с учебной задачей;

-умения определять общую цель и пути ее достижения;

-навыков работы с учебником;

-навыков активного использования речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовности слушать собеседника, вести учебный диалог, работать в группе;

-уважительного отношения друг к другу.

в)личностные:

-сохранять мотивацию к учебе;

-иметь представление о причинах успеха в учебе;

-развивать способность к самооценке;

-воспитывать толерантное отношение к своим сверстникам;

-оценивать свое и чужое поведение, проявлять знание основных моральных норм поведения;

-участвовать в оценке ответов одноклассников;

-формировать представление о разнообразии ситуаций общения.

6.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-словесные (эвристическая беседа);

-наглядные (демонстрация слайдов, самостоятельное наблюдение);

-практические: (исследовательская работа, работа с картой, словарем);

-индуктивный;

-проблемно-поисковый;

-самостоятельной работы обучающихся (работа с учебником, задания в печатной тетради).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

-учебная дискуссия;

-создание ситуации успеха в учебе;

-создание ситуации новизны учебного материала;

-стимулирование долга и ответственности в учебе.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательного процесса: фронтальный опрос.

7.Формы работы: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

8.Средства обучения:

Для учителя-компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация.

Для учащихся- учебник «Окружающий мир» 3 класс/Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь по окружающему миру № 2 Н.Ф.Виноградова, карты, толковый словарь.














Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

(3 мин)

Слайд 1.

1.1 В жизни каждого человека происходит множество событий, многие из них мы долго помним, а некоторые не забываем в течение всей жизни. Все события в нашей жизни одно за другим составляют жизнеописание каждого из нас.

-Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (история)

— Что изучает наука история? (жизнь наших предков)

Слайд 2.

1.2 Из каких источников мы узнаем о том, что было в прошлом? (из различных исторических источников: вещественных, письменных, устных)

-Что относится к письменным, вещественным, устным источникам?

письменные

вещественные

уст. нар. творчество

надписи, дающие возможность изучать события прошлого

все, что сделано руками человека

культура, которая передается через песни, сказания, предания

надписи, рисунки на посуде, на монетах, на стенах пещер, различные указы правителей.

орудия труда, домашняя утварь, оружие, монеты, одежда, украшения.

былины, сказки, песни, поговорки, устные предания

— Кто и где находит и изучает старинные предметы?

1.3Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение

Н. Кончаловской из произведения “Наша древняя столица”:

Слайд 3.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперёд,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

— Какой край и язык называют родным?

— Что означает слово Родина?

— Как называется страна, в которой мы живем?

— Какие народы живут в России?

— Наша страна называлась так всегда?

-Уверены ли вы в том, что знаете все о наших предках?

Слайд 4.

1.4Сделайте предположение о лексическом значении слов: предки, современники, потомки.

-Внимательно прочитайте высказывания и найдите среди них ложные:

а) наши предки живут в далёком будущем;

б) наши потомки жили в далёком прошлом;

в) наши предки жили в далёком прошлом.



— Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как жили наши предки? (чтобы сохранить культуру и обычаи предков). Мы должны с уважением относиться к житейскому опыту предыдущих поколений, иначе нельзя построить будущую жизнь.

— Вы готовы к изучению следующей темы?

— Каким способом вы будете изучать новую тему?

1)сначала надо понять, что мы не знаем;

2)затем самим построить новый способ действия.

-Как определить, что вы не знаете?

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;

  2. выполнить пробные действия;

  3. определить своё затруднение;

  4. подумать и найти причину затруднения.

-Итак, мы продолжим изучение истории нашей страны, а для этого «перенесемся» в далекие-далекие времена.

— самоопределение (Л);

— смыслообразование (Л);

— целеполагание (Р);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)



2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

(3 мин)

2.1 Как называли наших предков? (славяне)

Что означает это слово? Найдите ответ на этот вопрос в словарях, лежащих у вас на партах.

— «Славяне- крупнейшая группа родственных по языку народов в Восточной и Юго-Западной Европе. В ее состав входят: восточные славяне (русские, украинцы, белорусы), западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане), южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы). Река Днепр, где поселилось племя полян, называлась в древности Славутич. Ученые считают, что от этого слова происходит слово “славяне”, которым впоследствии объединили все племена, жившие по берегам рек. Означает оно – “люди, живущие у воды”.

-Мы с вами принадлежим к какой группе славян? (восточным)

-Известно ли вам что-то о восточных славянах, об их жизни?

2.2Сегодня каждому из вас необходимо будет подготовить рассказ о жизни наших предков.

— Что бы вы хотели узнать о жизни славян для составления рассказа? (где и как жили, чем занимались, что ели, как одевались, как выглядели…)

— А какими известными вам способами вы могли получить ответы на те вопросы, которые вы сейчас задали? Где бы вы могли узнать, как жили наши предки?(учитель, интернет, книга, семья и др.)

Слайд 5.

(фиксация ответов на доске -Источники информации: учитель-спросили, книга-прочитали, Интернет-посмотрели, семья-послушали)

— анализ, сравнение, обобщение (П);

— извлечение необходимой информации из текстов (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— подведение под понятие (П);

— выполнение пробного учебного действия (Р);

— фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

— волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);

— учёт разных мнений (К)

3. Постановка учебной задачи

(2мин)

3.1 К сожалению, на сегодняшнем уроке вам пригодятся не все эти способы: я ничего рассказывать не буду, Интернетом и помощью семьи воспользоваться сейчас невозможно.

— Приходилось ли вам оказываться в ситуации, когда известные способы не срабатывали или не пригождались?

-Что в таких ситуациях приходится делать? (придумывать и проверять другие способы).

-Для чего нам нужен новый способ? (для получения сведений о жизни наших предков)

-Сегодня нам предстоит заняться «придумыванием» и проверкой какого-то нового способа, которому мы с вами в конце урока дадим название. А сейчас попробуйте сформулировать тему урока.





— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— подведение под понятие (П);

-определение основной и второстепенной информации (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-планирование, прогнозирование (Р)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(15 мин)

4.1Посмотрите на доску, здесь расположены карточки с характеристиками места проживания, природы, климата, занятий людей.

Слайд 6.

Место проживания

долины рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина

Северо-Восточная Африка

с востока и юга территория омывается Индийским океаном

между Черным, Белым и Балтийским морями

Природа

много лесов, полноводные реки

огромные пустыни

лесостепи и степи

в лесах живут львы, тигры, леопарды

Климат

хорошо выражены все сезоны года

отсутствие дождей

теплый климат круглый год

лето теплое, зима холодная со снежным покровом

Занятия людей

выращивали рожь, пшеницу, разводили коров, коз, лошадей

выращивали кокосовые пальмы

охотились на медведей, зайцев

в лесах собирали ягоды, грибы, мед диких пчел



-Можете ли вы определить, какие характеристики относятся к жизни наших предков, а какие нет? (Да. Нет. Не уверены.)

-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

-Какая из них приведет к положительному результату?

4.2Посмотрите, какими материалами я предлагаю вам воспользоваться, чтобы проверить правильность наших предположений и получить дополнительную информацию? (карты: физическая карта восточной Европы, карта природных зон, климатическая карта, историческая карта расселения древних славян- в учебнике )

Слайд 7.

— Как вы думаете, может ли карта быть источником знаний о жизни людей в древности? (да, нет)

-Почему так считаете?

— Приходилось ли вам сталкиваться с картами? В каких случаях (ситуациях)? Помогали ли вам карты?

— Посмотрите внимательно на те карты, которые у вас лежат на партах и предложите, как мы ими сегодня сможем воспользоваться?

(зафиксировать предложения детей и попытаться применить их предложения.)

-Над чем мы сейчас начали работать? (способом получения информации из карт)

4.3Исследование.

— С какими картами мы будем работать? (физическая карта восточной Европы, историческая карта расселения древних славян, карта природных зон, климатическая)

— О чем могут рассказать карты?

— Как будем собирать информацию?( у каждой карты есть свой текст-легенда, мы можем прочитать его в условных обозначениях, цвет играет большую роль в определении рельефа местности, растительности, расселения, так происходит изучение легенды каждой карты)

-Зная легенды карт, попробуйте собрать информацию о восточных славянах (исследуя, анализируя карту, дети собирают информацию, что позволяет создавать версии описания жизни людей.) – работа в группах

4.4Обмен информацией.

Слайд 8.

— Используя историческую карту, попробуем определить место проживания восточных славян (в восточной части Европы, в долинах рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.)

— Как ты узнал? (по условным обозначениям)

— Как описать место жительство восточных славян?

— Может быть вам помогут географические объекты, которые были в старину и сейчас есть? Что это за географические объекты? (реки, моря)

— На какой карте можно найти современные географические объекты? (физической)

-Попробуем совместить историческую и физическую карты.

-Какая же информация из карточек о месте проживания славян верная? (долины рек Днепр, Волга, Днестр, Припять, Западная Двина и др.)

-Между какими морями селились славяне? (Черное, Белое, Балтийское)

— Как вы узнали, с помощью чего? (условных обозначений)

— Как быть с характеристиками природы?

— Можем ли описать природу по карте?

-По какой карте это можно сделать и с помощью чего? (по карте природных зон, с помощью условных обозначений)

Какие характеристики природы верные? (зона лесов, полноводные реки)

— Как вы определили? (помогла карта природных зон и физическая карта)

-Теперь поговорим о климате. Как быть с его описанием?

-По какой карте можно определить климатические условия проживания восточных славян? (по климатической карте)

-Какие карточки выберете для описания климата? (хорошо выражены все времена года, лето теплое, зима холодная со снежным покровом)

-Как вы это определили? (с помощью условных обозначений)

— Есть ли лишние карточки? Почему?

— Что помогло вам выбрать верные характеристики? (карты)

4.5Связывание информации.

— По какой карте можно определить внешний вид , характер, одежду, занятия, жилище славян?

-По карте мы можем это узнать? (нет)

Работа в группах, обмен информацией: 1 группа- убранство дома, 2группа- внешний вид, одежда славян, 3 группа- характер славян, 4 группа- как трудились и отдыхали славяне.



Слайд 9.

— Что можете предположить, включив воображение, какие дома могли быть у славян? (славяне жили в маленьких домиках, напоминающих избушки; на столе в каждом доме был хлеб и соль, так древние славяне встречали гостей; убранство дома- деревянные лавки, столы, печь из камней и глины; пока муж трудился на пашне или охотился, славянки занимались домашним хозяйством: они готовили еду, носили воду, убирали свое жилище и целый день не покладая рук, трудились по хозяйству).



Слайд 10.

-Предположите теперь, каков был внешний вид наших предков- восточных славян? (были славяне очень сильными, высокого роста, с

румяным цветом лица и русыми волосами, светлоглазые, мужчины носили бороду, рослые, носили широкие рубахи и шаровары, рубаху подвязывали поясом, женщины носили длинные платья или сарафаны, платки на голове, были румяные, зимой славяне одевались в шкуры убитых животных , а летом- носили одежду из льна и шерсти)



Слайд 11.

-Предположите, каков был характер славян и почему? (славяне были смелыми и отважными воинами, когда враг нападал на русскую землю, все как один вставали на ее защиту, трусость, предательство осуждались; любили свободу и не склонны были ни к рабству, ни к повиновению; хвалили славян за гостеприимство и приветливость к чужакам, даже с пленниками своими они обращались мягко, миролюбиво и человечно). Обоснуйте свою точку зрения, используя русские пословицы, поговорки: «Лучше смерть принять, чем Родину предать», «Один за всех и все за одного», «Смелый воин тысячи водит», «Честь солдата береги свято» и т.д.





Слайд 12.

-Предположите, как жили славяне, отдыхали? Аргументируйте свою точку зрения (выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща, поэтому славяне жили вместе; умели наши предки не только трудиться, но и отдыхать, любили петь, танцевать, почти в каждом доме был какой-нибудь музыкальный инструмент: рожок, гудки, гусли, балалайки, баяны и скрипки).

Да, ребята, вы выдвинули верную точку зрения. Семьи и роды объединялись в общины, а несколько общин, говорящих на одном языке, составляли племя. Наши предки понимали, что племя будет сильным, здоровым и богатым, если все вместе будут упорно трудиться, заботиться друг о друге. Иначе племя может погибнуть от голода, холода, болезней и врагов. Позже во главе племен становились князья, а союзы племен стали называться княжествами.

— На чем вы основывались, когда выдвигали свои гипотезы? (на информации, полученной с помощью карт)

-Как бы вы теперь ответили на вопрос урока, может ли быть карта источником информации о славянах?

-Точную информацию о климате, природе, месте проживания получили с помощью карты, а как мы узнали о занятиях, внешнем виде славян и др. ? (предположили, вообразили, основываясь на карте)

4.6 Применение.

-Но мы выдвинули предположения (как окончательное осмысление, понимание происходящего детям предлагаются тексты, предположительно о славянах; соотнеся их с использованными картами, ученики доказывают, что в 1 тексте идет речь о славянах, а во 2 -нет; вот теперь дети убеждены- понимание достигнуто и оказалось, что карту можно читать как интересную книгу)

-Давайте проверим их и для этого прочтем научно-познавательные тексты.

1.Как жили восточные славяне. Слайд 13.

Славяне жили на территории Восточной части современной Европы. Вокруг росли леса, текли полноводные реки Волга, Днепр, Днестр. Обилие рек и озер позволяло обеспечивать себя рыбой. Теплым летом восточные славяне распахивали землю и выращивали рожь, пшеницу, ячмень. На лесных опушках собирали ягоды, грибы и орехи. В дуплах, где обитали дикие пчелы, добывали мед. На лугах зеленели сочные травы – прекрасный корм для лошадей и коров. Охота в лесу давала много дичи, а из теплого и красивого меха медведей, лис, бобров люди шили теплую одежду, которую носили морозной зимой.

-Правильную ли информацию мы определили с помощью карт, верны ли наши предположения?

-У меня на слайде записан еще один текст. Я думаю, что он тоже о восточных славянах. Послушайте его, выскажите свое мнение.

2.Восточные славяне. Слайд 14.

« В долине Ганга жарко и влажно. Её покрывают густые леса – джунгли. Некоторые деревья вырастают необычайной толщины. Ветки крепко сплетаются друг с другом.

От густой листвы даже днем в джунглях бывает темно. В вечнозеленом лесу круглый год распускаются яркие и душистые цветы. Местные жители верят, что именно здесь можно встретить духа вечнозеленого леса. Путнику можно питаться бананами, кокосовыми орехами. Но в джунглях человека подстерегают опасности – хищные звери, ядовитые насекомые и змеи».

— Этот текст о жизни восточных славян? Почему так думаете?

— Что помогло вам определить, что этот текст не про славян?

-Придя, домой вы смело можете сказать, что умеете получать знания с помощь карты. Но вас обязательно спросят, как получить знания с помощью карты? (прочесть ее легенду)



-Молодцы, вы действительно можете получать новую информацию с помощь карты.

-Над каким понятием вы сегодня работали? (восточные славяне)

-С помощью какого способа мы получили информацию о жизни восточных славян? (анализ картографического материала)

4.7 Физминутка.

Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные

Древляне, русичи, поляне

Скажите кто мы?

— Мы славяне! (руки вверх)



Своей статью все пригожие

Все разные и все похожие

Зовемся ныне — россияне

Издревле кто мы?

— Мы славяне! (руки вверх)



Мы славяне молодые

Чтим предания святые

Наши предки день за днем

Помогают нам во всем! (НИЗКО КЛАНЯЮТСЯ)

— смыслообразование (Л);

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— познавательная инициатива (Р);

— выдвижение гипотез и их обоснование (П);

— поиск необходимой информации (П);

— использование знаково-символических средств (П);

— моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

— установление причинно-следственных связей (П);

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

— осознание ответственности за общее дело (Л);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации (К);

-планирование, прогнозирование (Р);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин)



5.1Работа по учебнику стр.7 (прочитайте текст «Восточно-славянские племена вслух» и подготовьте вопросы по тексту одноклассникам):

1.Какие народы относятся к потомкам восточных славян?

2.Где жили племена славян?

3.Когда началось расселение славян?

4.Почему славяне начали объединяться в племена?

5.Что такое княжество?

6.Когда появились первые княжества?

7.Объясните происхождение слова «Русь».

5.2 Жили славяне в мире с природой. Из далекого прошлого пришли к нам некоторые лечебные свойства лесной природы. Поиграем в игру “Лесная аптека”.

Слайд 15.

  • Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль?

Ответ: приложить лист подорожника.

  • Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

Ответ: торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.

  • Какая ягода заменит лимон?

Ответ: клюква (содержит витамин С, лимонную кислоту).

  • Плоды каких кустарников богаты витамином С?

Ответ: черная смородина, шиповник.

  • Какие болезни лечит красавица – березка?

Ответ: почки (используют как мочегонное).

— анализ, классификация (П);

— извлечение необходимой информации (П);

— выполнение действий по алгоритму(П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— доказательство (П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К); — следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

-контроль, оценка, коррекция (Р);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7 мин)



6.1 Работа в рабочей тетради стр.3 № 2 (самостоятельная работа с самопроверкой по учебнику)

«Закончи предложения»:

Потомки восточных славян-

Древняя Русь-

6.2 А вот как о расселении племён на земле рассказано в летописи Нестора.

Слайд 16.

«..После потопа три сына Ноевы: Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна — Хаму, север и запад —Афету; от племени Афетова пошёл народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне: болгары и сербы… Полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами: они построили себе город назвали его Новгородом. Так разошёлся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте, со своими нравами, обычаями и преданиями».

— Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен(поляне, дреговичи, славяне, радимичи, северяне, кривичи и др.)

— Используя карту, словари, предположите, как появились названия некоторых славянских племен (работа в парах с последующей коллективной проверкой по эталону).

Слайд 17.

поляне – жители полей

древляне – жили среди “дерев”

дреговичи – жили у болот (“дрягва” означает болото)

словене (ильменские)-жили около озера Ильмень

6.3 Работа в рабочей тетради № 3 «Поработайте с картой. Впишите названия племен восточных славян» (самостоятельная работа с взаимопроверкой)

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— извлечение из текстов необходимой информации (П);

— подведение под понятие (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К);

-контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения (Р);

-самоопределение (Л)

7. Включение в систему знаний и повторение.

(3мин)



7.1 Самостоятельная работа по выбору (дифференциация обучения) с последующей проверкой консультантами, назначаемыми учителем на данном этапе работы:

-Работа в рабочей тетради «Вспомни материал 2 класса и составь рассказ об одном из первых русских князей по высказываниям-«опорам» (для более подготовленных детей): (Слайд 18)

а) Рюрик -первый русский князь, варяг.

б) Олег- киевский князь, умный и хитрый правитель, завоеватель земель. Строил крепости и города.

в) Легенда о смерти Олега: «…Но примешь ты смерть от коня своего».

г) Князь Игорь, его отношения с древлянами.

д) Княгина Ольга и ее месть за убитого мужа.

— Игра “Бюро погоды” (для менее подготовленных детей)

Слайд 19.

Славяне были наблюдательны к явлениям погоды. Когда сеять, когда жать они узнавали по следующим признакам. Найди пару противоположных явлений природы .

Признаки ухудшения погоды:

  • Пчелы сидят в ульях и громко гудят.

  • Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы.

  • Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

  • Рыба не клюет – она сыта.

Признаки хорошей погоды:

  • Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы.

  • Раскрыты цветы кувшинки.

  • Паук усиленно плетет сети.

  • Голуби разворковались.

— нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

— анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

— понимание задания, извлечение необходимой информации(П);

— моделирование, преобразование модели (П);

— построение логической цепи рассуждений (П);

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

— контроль, коррекция, оценка (Р);

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

— адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(2мин)



8.1Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?

— Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

— Какую цель перед собой поставили?

— Каким способом действовали для достижения цели? (анализ картографического материала)

— Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

— Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

8.2Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.

Слайд 20.

Шкала успеха

«5»

«4»

«3»

«2»



— Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

— Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

8.3Домашнее задание: дифференцированное а)стр.7 подготовить рассказ о жизни славян (обязательная часть) б) творческая часть (по желанию) « Представьте, что вы живете в одном из племен восточных славян: опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь, опишите внешний облик и т.д.».

— рефлексия способов и условий действия (П);

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

— самооценка на основе критерия успешности (Л);

— адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

— выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

— формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К);

— использование критериев для обоснования своего суждения (К);

— планирование учебного сотрудничества (К);

— следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям( Л);

-смыслообразование (Л).



Используемая литература:

  1. Головин Н. Моя первая русская история.

  2. Голицын С.Сказание о земле Московской. М.: 1991.

  3. Гян В.В. Занимательные истории и памятные события по рассказам очевидцев. М.: 1997.

  4. Жилье восточных славян. Картины по русской истории. Юный художник. 1990. № 7.

  5. Обухова Л.А. Давным – давно. М.: 1989.

  6. Сто игр по истории: Пособие для учителя. М.: Просвещение,1983.

  7. Hffp www.asfoto.ru

  8. Hffp www.Google.ru

  9. Hffp www.zooc club.ru

  10. Hffp www.viki rdf.ru





Свежие документы:  Урок ИЗО в 5 классе на тему "Герб, геральдика"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: