Познание мира 4 класс
Тема урока: Что такое полезные ископаемые.
Цель урока: Формировать у детей целостный взгляд на мир, определять в нём место человека.
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны:
Знать: о разнообразие полезных ископаемых и их свойствах, способах их добычи.
Понимать: что относится к рудам черных металлов и как их используют в быту
Уметь:
самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы.
работать в группах и вести исследовательскую беседу
работать с физической картой Казахстана
Дидактическое обеспечение урока: Интерактивная доска, презентация, учебник Познание мира, раздаточный материал.
Ход урока
1.Стадия вызова.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Тренинг (Слайд 2)
(ресурсный круг)
Дети становятся в круг, берутся за руки. И произносят слова.
— А хотите работать начать прямо сейчас?
-Но урок наш необычный.
— Как вы думаете как мы будем работать на этом уроке? (В группах)
— Какова цель нашего урока?
— У нас есть волшебные слова. (Мантра урока) (Слайд 3)
2. Проговаривают правила поведения на уроке.
3. Деление на группы
Поделить класс на группы из 5человек.
Стратегия «Колечки» (Слайд 4)
Сколько раз учитель (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко.
4. Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжаем постигать тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить сегодня, давайте выясним.
— Чтение и осмысление текста (Слайд 5)
– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет речь? (о планете Земля.)
Как вы озаглавите текст? ( Земля)
– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что находится в недрах Земли, как она устроена, о её богатствах.)
– Что является богатствами Земли? (полезные ископаемые)
5. Работа с таблицей (Слайд 6)
Ученики анализируют таблицу
– Все ли слова вам знакомы?
— Что в них общего?
— Какое слово лишнее? (геолог)
— Докажите почему?
Оставшиеся слова разделите на группы
Деление учениками слов на группы. (На две группы)
Песок Почва
Гранит Вода
Уголь
– Как правильно назвать первую группу? (Полезные ископаемые)
— Выведите тему урока (Полезные ископаемые) (Слайд 7)
6. Осмысление содержания урока
Мозговой штурм
— Исследование в группе.
Что такое “полезные” и “ископаемые”
Составить кластер (Слайд 8)
Составление детьми кластера (Полезные ископаемые)
Защита каждой группой кластеров
— Теперь составьте определение “Полезные ископаемые”(Слайд 9)
7. “Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют)
— Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок).
— Назовите известные вам полезные ископаемые.
8. Учитель показывает (Слайд 10)
коллекцию полезных ископаемых и предлагает детям назвать, какие из них узнали.
(Каменный уголь, гранит, нефть, глина, песок, известняк.)
9. Работа с книгой
Практическая работа.
Стратегия «Жигсо» (Слайд 11)
Изученные свойства полезных ископаемых заносятся учащимися в таблицу самостоятельно по мере их определения используя дополнительный материал.
(Раздатка№1) (информационный материал)
Учащиеся выполняют практическую работу по дополнительному материалу.
Заполнение таблиц.
1, 3 группы «Каменный уголь»
2, 5 группы «Нефть»
4 группе «Железная руда»
6 группе «Строительные материалы. Песок, глина, известняк.
Выступление от каждой группы спикера (Делятся информацией с другими группами)
10. Физминутка (Слайд 12)
— Продолжаем работу.
Нам предстоит еще многое узнать.
— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать?
«Где используют и как добывают полезные ископаемые»
11. Просмотр видеоролика детьми (Слайд13
— Теперь по вашим наблюдениям и полученной информации
составим кластер (Слайд 14)
“паучок” — «Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?»
Составление кластера «Паучок»
Выступление спикеров от каждой группы. Вывод.
12.Итог урока
Составить синквейн на тему «Полезные ископаемые» (Слайд 15)
Составление детьми синквейма, зачитывают, выбирают лучший синквейм
13. Домашнее задание
Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.
— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить
— Презентацию о полезных ископаемых Алматинской области.
— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.
14. Рефлексия (Слайд 15)
Рефлексивный прием «Лестница успеха».
Ученики заполняют «Лестницу успеха»
Закончи предложение: «Моё отношение к уроку…»:
солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком