Открытый урок
По познанию мира
4 класс
Тема: « Луг. Растения и животные луга. Охрана лугов. »
Подготовила: Гапончук Т.В.
1.Организационный момент
Я умею думать,
Я умею рассуждать.
Что полезно для работы
То и буду выполнять!
Чтение слов с доски:
— Как вы думаете, почему эти строчки являются началом нашего урока?
— Создадим хороший эмоциональный настрой: улыбнитесь, пожмите друг другу руки, пожелайте удачи.
2. Проверка домашнего задания
Проведем графический диктант по теме «Воздух и погода», если вы согласны с моими утверждениями то ставьте +, а если нет –
+ 1) Солнечные лучи не нагревают воздух, потому что он задерживает солнечные лучи.
+ 2) Самый распространенный газ в воздухе кислород.
+ 3) За слоями атмосферы начинается безвоздушное пространство.
— 4) Сгорающие в атмосфере метеориты мы называем звездодождь.
+ 5) Говоря «необходим как воздух…» имеют в виду кислород.
— 6) Слой атмосферы находящийся у поверхности земли – это инертные газы.
— 7) Особенное влияние на климат имеет облачность.
+ 8) Выпадение осадков в Казахстане незначительное, потому что он очень удален от океанов.
+ 9) Климат, преобладающий на территории Казахстана – резкоконтинентальный.
+10) Сизый, едкий, загрязненный воздух называется смогом.
Подводится Взаимопроверка тестовых заданий:
+++—+— —+++
Подводится итог
Сколько работ на «5»?
На «4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
«2» — более 4 ошибок
Первое задание мы выполнили, доказав, что умеете думать. Переходим к новому этапу урока.
1Вариант. Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем ( поднимаем подбородок, дышите ровно – ровно). Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, откройте.(повторите несколько раз) Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. (сморщите нос, задержите дыхание) Бабочка улетела.(мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох)
— Кто уже догадался, куда на уроке мы сегодня «пойдем» на экскурсию, что мы будем наблюдать, исследовать?
2Вариант. Бежит тропинка через луг, ныряем влево, вправо. Куда ни глянь – цветы вокруг. Да по колено травы.
— Какова тема нашего урока?
— Задачи, которые мы перед собой ставим и должны выполнить на уроке.
Задачи урока
Узнать о разнообразии растений и животных луга, показать связь между ними.
Значение луга для человека
Роль человека в жизни луга
— Что такое луг в вашем представлении?
Лугами называют безлесные площади занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.
— Как вы думаете, где располагаются луга?
А) Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга одни из самых лучших – заливные. Во время весеннего разлива рек и озер вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь быстро разрастаются.
Б) Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Такие луга цветочные(альпийские).
Теперь вы должны выбрать себе название луга с которым будете работать на уроке. На белом листе бумаги в уголочке стоит цифра 1 – заливные луга, 2 – цветочные луга(альпийские)
Ваше первое задание нарисовать место, где будет располагаться ваш луг.
— На лугах очень много разных растений, которые растут ярусами. Первый ярус – выше всех растут светолюбивые травы, ниже — тенелюбивые.
Листья у луговых трав узкие и длинные. Растения на лугах цветут все лето, но это внешнее впечатление, так как в разное время цветут разные растения – по очереди, чтобы не мешать правильному опылению.
Семена луговых растений приспособлены для расселения по лугам; одни легкие с парашютиками, их разносит ветер, другие созревают в стрючках и силой разбрасываются вокруг, а некоторые имеют зацепки.
На лугах встречаются разные виды растений, которые люди называют КОРМОВЫЕ, ЛЕКАРСТВЕННЫЕ, ЯДОВИТЫЕ.(смысл слов объяснить)
Кормовые – мятник, ежа сборная, тимофеевка, клевер, мышиный горошек
Лекарственные – ромашка, подорожник, зверобой
Ядовитые – много разных видов лютиков, сок этого растения ядовит, попадает на кожу и это место будет жечь, щипать. ( по-другому это растение называют куриной слепотой. Откуда это название? В сумерках куры плохо видят и тычутся из стороны в сторону , будто слепые. И поэтому до наступления вечерах забирают на насест, где проводят ночь. Очень «рано» отправляются на покой и лютики — еще до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло их название)
Теперь, вы должны расположить у себя на листах – лугу растения, которые вы запомнили. А теперь пошли на луг. Сколько красивых цветов вокруг!
— Нарвем большой букет.
— Нельзя!
— Почему? Посмотри, сколько кругом цветущих растений. Разве уменьшится луг от того, что мы нарвем букет?
— Но если мы сорвем, то и другие не увидят этой красоты!
— Да и мы, когда будем приходить на луг, сможем долго любоваться цветами.
Загадки
От ветра голову склоню,
но почему – то не звеню.
(колокольчик) Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка
Был цветок и нет цветка
(одуванчик)
Стоит кудряшка Растет лекарство под ногами
Белая рубашка, Прошу вас убедитесь сами
Сердечко золотое Кладем на ссадину листочек,
Что это такое? И ссадина не кровоточит
(ромашка) (подорожник)
Луг – открытая местность и может показаться, что здесь никто не живет, но если прислушаться (звуки луга)
Пришел черед познакомиться с обитателями луга. Подумайте, какую окраску могут иметь животные луга? Трава и стебли цветов – зеленые, значит легко остаться незамеченными(кузнечик). Пестрые, значит разноцветным животным можно спрятаться среди растений(бабочки, жуки). На фоне земли могут скрываться животные близких оттенков.
Живут ли на лугу птицы? Да! Среди травы можно встретить луговую курочку – куропатку. Название другой птички – жаворонок.
А каких размеров должны быть животные луга?
«Заселяйте» свой луг животными. Игра «Узнай меня»
Какое животное могло бы так о себе сказать?
Об этих насекомых говорят: — это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. С трижды меняю свой облик, когда рождаюсь, прежде чем стать взрослой. Сластена любит полакомиться нектаром цветов.
«Пою» крыльями, «слушаю» ногами. Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу – вою, сяду –землю рою. ЖУК
Итак, луг богат разнообразием растений и животных, и все они связаны друг с другом.
Стихотворение «Что такое луг?»
Ковер травы вокруг
Цветов нарядных венчики
Зеленые кузнечики
Мотыльки игривые
Жуки неторопливые
С медком сладким пчелки
Песня перепелки,
Мяты аромат
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух
— Какую пользу луг приносит человеку ( просмотр таблицы)
— А человек может помешать жизни луга? ( запомните правила друзей луга)
Найди ошибки, которые допустили дети, придя на луг.
Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Букет, чтоб друзьям показать в городе. В траве мы нашли гнездо какой то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца, мы их подержали и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредные. Потом мы перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день.
Правила друзей луга:
Не оставляй на лугу мусор.
Не рвите на лугу цветы.
Не ловите бабочек.
Не разоряйте гнезда шмелей.
Берегите живущих на лугу, птиц, ящериц, лягушек.
Давайте еще раз посмотрим на красоту лугов. Каждый человек неповторим на земле, и я убеждена, что и каждая травинка на лугу, цветок, насекомые, так же неповторимы, как и все живое и живущее вокруг нас.
Это доказали ваши работы, которые мы выполнили на уроке. Подведя итог к уроку, я хочу, чтобы каждый составил еще свой рассказ «На лугу», дополняя предложения.
Ты был ранним утром на лугу. Взошло солнце. Луг заблестел. По всей окрестности разливаются запахи цветов и трав. Вот вьется цепкий, душистый (горошек). Сладким медком пахнет розовый (клевер). Белеют крупные (ромашки) с золотой серединой. Ползают по травкам (муравьи, жучки, божьи коровки).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок решения учебной задачи.
Форма урока: заочный поход на природу.
Цели урока:
сформировать у учащихся представление о луге, как о природном сообществе, на основе изучения живых организмов — обитателей луга.
развивать у учащихся познавательную активность, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
прививать любовь к окружающей природе, воспитывать экологическую культуру.