Конспект урока для 4 класса «Мы строим будущее России»

Предмет: Окружающий мир.

Тема: Мы строим будущее России.

4-й класс

Урок 4. Светлая душа России.

Цель урока:

  1. Познакомить с географией народных промыслов и объектами, охраняемыми ЮНЕСКО России.

  2. Выявить художественную и культурную ценность народных промыслов России.

  3. Развитие у учащихся способности к личностно-смысловому восприятию и осмыслению особенностей культурных событий и традиций народов России, воплощенных в произведениях фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. 

Задачи:

  1. знакомство с некоторыми областями и республиками России и объектами, охраняемыми ЮНЕСКО;

  2. развитие ассоциативного мышления;

  3. формирование творческих способностей и навыков в работе;

  4.  развитие стимулов к учёбе.

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, народные традиции.

Объяснять значение нравственности, культуры и традиций в жизни человека и общества.

2-я линия развития личности:

Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения и традиции культуры народов России: оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.



Этапы урока



Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся делятся своими мнениями, которые у них получились в ходе выполнения домашней работы.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Обобщать и классифицировать.

6. Устанавливать аналогии.



Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.







Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем изучать тему «Мы строим будущее России».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой – надел халат.

Один —  рыбак с рожденья.

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой – готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина – Россия –

У нас у всех одна.

Мы познакомимся с важными понятиями: традиции,  духовные ценности, культурное наследие.

На слайде вы видите необычный значок-эмблему, что он означает?

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

А как вы понимаете слово культура и традиции народа?

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Сначала человек появляется на свет.

— Все ли в своей жизни он может выбрать сам. — Может ли выбрать своих родителей, язык, на котором  мама пела колыбельные песни, может ли выбрать Родину?

Но человек может узнать историю своей Родины, своего народа, сохранить и преумножить ее духовные и материальные ценности.

Видеоролик РОССИЯ

3. Учитель. Следующая страница позволит вам вспомнить изученный материал

а) географическое положение России (карта).

Учитель: где располагается наша страна?

Ученик.  Россия располагается на самом большом материке, который называется Евразия.

На севере ее берега омывают воды  Северного Ледовитого океана. На востоке – воды Тихого океана.

б) население России

Учитель: какие народы населяют нашу страну?

Ученик. Россия страна многонациональная. На ее территории проживает более 100 национальностей. Это русские, татары буряты, башкиры, якуты, аварцы, ингуши и др. У каждого народа свои традиции и обычаи: народные песни, танцы, одежда, еда, т. е. своя культура. У каждого народа свой язык. У русских – это русский, у татар – татарский и т. д. Каждый народ селился в определенной  местности, и окружающая среда  оказывала влияние на жизненный уклад людей. Однако представители разных народов селятся и в других регионах страны. Русские составляют большинство населения  Российской Федерации. Русский язык  объединяет всех жителей нашей страны. На нем написаны все государственные документы и законы.

Учитель: Как называется столица нашего государства? Наш город?


IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Что нужно знать о культуре разных народов, чтобы лучше понимать друг друга?

У каждого народа свой язык, обычаи, сказания – своя культура. Однако в каждой культуре правила поведения строятся на главных человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.

Работа по учебнику с.114-115, чтение.

О каких традициях и культурных событиях вы узнали?


V. Выражение

решения проблемы.

Давайте отправимся в путешествие по просторам нашей Родины.

Учитель предлагает выполнить в группах задания.

Задание: каждая группа из предложенных заданий составляет рассказ по алгоритму о традициях и культуре данной области.


VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Выступление ребят с опережающим заданием.

Вологодское кружево.

Кубачинские ювелирные изделия.

Тульские самовары.



Работа в рабочей тетради с…. Задание 2

VII. Итог урока. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

На экране дерево.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол – ваши предки. А корни – это то, что держит крону — это традиции.

— Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева? ( дети пишут на стикерах, виде листочков свои традиции, объясняя почему выбрали именно их и прикрепляя на дерево)

Всё это и составляет культурное наследие.


VIII. Домашнее задание.

Читать стр.116-117 и выполнить задание в рабочей тетради.



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Проверка домашнего задания.

* Отметить учеников, представивших проекты по теме.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, верно работали по схеме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы.

Выражение решения проблемы.

          * Отметить учеников, наиболее полно сформулировавших ответ на ключевой вопрос урока.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

* Отметить учеников, которые представляли работу группы.

Итог урока. Рефлексия.

* Отметить учеников, которые сформулировали ответ на ключевой вопрос урока, привели примеры из жизни.



Свежие документы:  Конспект урока на тему «Маша и медведь»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: