Конспект урока для 4 класса «По природным зонам России»






Обобщающий урок-игра

( окружающий мир)

4 класс










Учитель: Хохлова С.А.














Тема: « По природным зонам России»





Цели урока:1. Обобщить и проверить знания,

умения и навыки , полученные

учащимися при изучении раздела

« Природа России», выявить лучших

знатоков природы.

2. Развивать познавательный интерес,

творческую активность, связную

речь, память.

3. Воспитывать любовь к природе,

бережное отношение к ней.




















Ход урока:


  1. Организационный момент.

( Первый слайд. « Обобщающий урок-игра по природным зонам России». В это время учитель читает стихи.)


Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт успех,

Душою болею за вас за всех.


  1. Постановка целей урока.

( Второй слайд. « Цели урока»)

— На сегодняшнем уроке мы обобщим , проверим и оценим знания , умения и навыки, которые вы получили при изучении раздела « Природа России» и выявим лучших знатоков природы.


  1. Ознакомление с правилами игры.

( Третий слайд. « Таблица»)

-А поможет нам в этом игра , которая заключается в следующем. В течение урока мы посетим пять станций: Географическую, Зоологическую, Ботаническую, Игровую, Экологическую. На каждой станции вас ждут интересные задания, после выполнения которых вы набираете определённое количество баллов и записываете в таблицу. Чтобы правильно оценить ответ нужно посмотреть на вот эту схему.

( На доске вывешивается таблица.)

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки – 3 балла

5 и более — 2 балла

Лучшими знатоками природы окажутся те ребята, которые наберут 25 и более баллов.

4. 1-я станция « Географическая».

— Итак, нас ждёт с нетерпением первая станция « Географическая».

( Четвёртый слайд. « Станция Географическая»)

— Возьмите карточку № 1. На ней написано « станция Географическая».

Найдите и исправьте ошибки в тексте:

Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно- Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России- Волга, самое глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная- пустыня и жаркая – тундра.


Правильный ответ:

(Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно – Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь с её притоком Енисеем, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река – Волга несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая – зона лесов, холодная – тундра, жаркая – пустыня.)

а) самостоятельная работа;

б) учащиеся, справившиеся раньше разгадывают ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ещё один балл;

в) проверка исправленных текстов ( обмениваются карточками с соседом , сосед проверяет, исправляет ошибки, оценивает работу);

г) подведение итога.


5. 2-я станция « Зоологическая»

( Пятый слайд. « Станция Зоологическая»)

— Возьмите карточку № 2 « Станция Зоологическая»

Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания. Для удобства проверки соединяйте разными цветами. В этом вам поможет следующая таблица.

( На доске появляется следующая таблица)


арктические пустыни

тундра

зона лесов

степи

пустыни

субтропики

а) самостоятельная работа;

б) учащиеся , справившиеся раньше, разгадывают ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ёщё один балл;

в) проверка самостоятельной работы.

( При проверке используются следующие шесть слайдов: с 6 — 11)

6-й : Арктика — кит, тюлень, тупик;

7-й : Тундра — лемминг, северный олень;

8 й : Зона лесов — рысь, глухарь;

9-й: Степи — кобылка, суслик;

10-й: Пустыни – корсак, ушастый ёж;

11-й: Субтропики – богомол, косуля, дельфин.


( Каждый учащийся самостоятельно проверяет и оценивает свою работу)


  1. 3-я станция « Ботаническая»

( Показ 12 слайда. « Станция Ботаническая»)

— Возьмите карточку № 3.

— Узнайте растение по описанию и на карточке запишите название.

1) Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах. ( Лишайники)

2) У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)

3) Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. ( Лиственница)

4) Высокое растение , достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками.

( Каштан)

  1. Это травянистое растение с корнем « метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками. ( Ковыль)

  2. У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веток, похожи на вязальные спицы. ( Саксаул)

  3. Это растение внесено в Красную книгу России, растёт и на территории нашего района, изображено на гербе Вейделевского района. ( Пион тонколистый)

а) самостоятельная работа;

б) каждый самостоятельно проверяет и оценивает свою работу по слайду.

( Показ 13 слайда: « Проверь себя»)

лишайники

дуб

лиственница

каштан

ковыль

саксаул

пион тонколистый

  1. Работа по слайду « Пион тонколистый».

а) беседа;

— В какой природной зоне можно встретить это растение?

— Как вы думаете , а к какой природной зоне относится наш район?

— Кто из вас видел как весной распускаются воронцы? Давайте вместе вспомним и покажем как это происходит.

б) физкультминутка;

Нежный маленький бутон ,

Свёрнут туго-туго он.

Солнце луч ему протянет,

И бутон пионом станет.

Узколистым, ярко-красны,

Светлым, нежным и прекрасным.

В нём терло наших сердец,

Он родной наш воронец.


в) чтение стихов и сочинений;

— Пион тонколистый или воронец растёт в заповедных природных зонах района и стал нашей гордостью и достопримечательностью. Наши местные поэты написали немало стихов об этих прекрасных цветах. Давайте послушаем стихотворение Р.И. Карагодиной «Воронцы», которое прочитает ….

( Показ 14 слайда « Воронцы» , ученик читает стихи)


— Воронцы – это и символ Вейделевского района, ведь они изображены на гербе нашего района. ( Показ 15 слайда : « Герб Вейделевскаго района»)

Послушайте стихотворение Аллы Анатольевны Кумейко « Герб» , которое прочитает Бут Антон.

— Хочется послушать отрывки из сочинения на тему : «Достопримечательности нашего района», в которых дети тоже описывают воронцы и делятся своими впечатлениями увиденного.

( Показ 15 слайда : « На природе» . Сочинения читают несколько учеников. После чтения сочинений учитель читает стихи-призыв о бережном отношении к воронцам со слайда)

  1. 4-я станция « Игровая».

— А сейчас мы отправимся на следующую станцию, которая называется «Игровая». ( Показ 16 слайда : « Станция Игровая»)

— Давайте поиграем в игру, которая называется « Узнай меня» или разгадывание загадок.

( Показ слайдов с 17 по 26 )

  1. Я – птица, откладываю прямо на скалы. ( Кайра)

  2. Хозяин Арктики . ( Белый медведь)

  3. В гору бегом, с горы кувырком. ( Заяц)

  4. Что за дерево стоит?

Ветра нет – оно дрожит.

(Осина)

  1. Нос долог, голос тонок,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь польёт.

( Комар)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

( Сова)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

( Лось)

  1. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки.

( Берёза)

  1. Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава.

( Мох)

  1. Священный жук Древнего Египта.

( Жук-скарабей)

а) коллективное разгадывание загадок;

б) оценивается активность, каждый получает по 5 баллов.


  1. 5- я станция « Экологическая».

( Показ 27 слайда: « Станция Экологическая». На слайде изображён кроссворд. Чтобы разгадать ключевое слово, каждый вариант разгадывает одно слово по заданию).













  1. .лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.

  2. ..земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ.

  3. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……

  4. Неумеренное …… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.

  5. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается…….

  6. …… человека по отношению к природе привела к тому, что стали редкими жужелица кавказская, иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу.


а) самостоятельная работа;

б) проверка полученного слова ( браконьерство)

( Показ 28 слайда. Разгаданный кроссворд.)

в)беседа:

— Как вы понимаете , что такое браконьерство?

Браконьерство – это добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира. ( Охота без надлежащего разрешения, в запрещённых местах, в запрещённые сроки или запрещёнными орудиями и способами).



— К сожалению, из-за безответственности, бесхозяйственности, а порой из-за безразличия человека страдает окружающая нас природа. Нет ни одной природной зоны, в которой бы не возникли сложные экологические проблемы. Вы , ваши дети, внуки- будущее нашей страны и от того какими вы вырастите, зависит жизнь на всей планете. Давайте послушаем ваши мнения, когда вы писали сочинения на тему : « Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир». ( Читают свои сочинения Бут А. и Снаговский А.)

г) учащиеся дают себе самооценку как они относятся к природе;

д)чтение стихов:

1. Мы на планете вместе живём.

Эта планета – наш общий дом.

Быстрые реки и синее море,

Лес и поляны, и дальние горы.


  1. Дом для зайчонка,

Дом для оленя,

Дом для дельфина,

Кита и тюленя.

  1. Как Солнце на небе ,

У нас Земля одна.

Не торопитесь , люди,

Всё вычерпать до дна.


  1. Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.


  1. Мы общей жизни зёрна,

Одной страны родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.


6 . Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет,

И каждого из нас!

( В это время идёт показ заключительного слайда)

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку, любя,

Берегите всех зверей в природе,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

10 Итог урока.

( Подводится итог урока, подсчитываются количество набранных баллов в течение урока, выставляются оценки, выявляются лучшие знатоки природы)








Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Природа и рукотворный мир"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: