Обобщающий урок-игра
( окружающий мир)
4 класс
Учитель: Хохлова С.А.
Тема: « По природным зонам России»
Цели урока:1. Обобщить и проверить знания,
умения и навыки , полученные
учащимися при изучении раздела
« Природа России», выявить лучших
знатоков природы.
2. Развивать познавательный интерес,
творческую активность, связную
речь, память.
3. Воспитывать любовь к природе,
бережное отношение к ней.
Ход урока:
Организационный момент.
( Первый слайд. « Обобщающий урок-игра по природным зонам России». В это время учитель читает стихи.)
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верю, что каждого ждёт успех,
Душою болею за вас за всех.
Постановка целей урока.
( Второй слайд. « Цели урока»)
— На сегодняшнем уроке мы обобщим , проверим и оценим знания , умения и навыки, которые вы получили при изучении раздела « Природа России» и выявим лучших знатоков природы.
Ознакомление с правилами игры.
( Третий слайд. « Таблица»)
-А поможет нам в этом игра , которая заключается в следующем. В течение урока мы посетим пять станций: Географическую, Зоологическую, Ботаническую, Игровую, Экологическую. На каждой станции вас ждут интересные задания, после выполнения которых вы набираете определённое количество баллов и записываете в таблицу. Чтобы правильно оценить ответ нужно посмотреть на вот эту схему.
( На доске вывешивается таблица.)
0 ошибок – 5 баллов
1-2 ошибки – 4 балла
3-4 ошибки – 3 балла
5 и более — 2 балла
Лучшими знатоками природы окажутся те ребята, которые наберут 25 и более баллов.
4. 1-я станция « Географическая».
— Итак, нас ждёт с нетерпением первая станция « Географическая».
( Четвёртый слайд. « Станция Географическая»)
— Возьмите карточку № 1. На ней написано « станция Географическая».
Найдите и исправьте ошибки в тексте:
Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с запада, Атлантическим с востока, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Западно-Европейская, Среднесибирская и Западно- Сибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Кавказские горы. Самая длинная река России- Волга, самое глубокое озеро – Онежское. Только одна большая река – Енисей – несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны восемь природных зон. Самая северная – субтропики, самая большая – зона степей, холодная- пустыня и жаркая – тундра.
Правильный ответ:
(Наша страна омывается морями трёх океанов: Тихим с востока, Атлантическим с запада, Северным Ледовитым с севера. На территории России расположены равнины: Восточно – Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Каменным поясом России называют Уральские горы. Самая длинная река России – Обь с её притоком Енисеем, а самое глубокое озеро – Байкал. Только одна большая река – Волга несёт свои воды в Каспийское море. На территории страны шесть природных зон. Самая северная – зона арктических пустынь, самая большая – зона лесов, холодная – тундра, жаркая – пустыня.)
а) самостоятельная работа;
б) учащиеся, справившиеся раньше разгадывают ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ещё один балл;
в) проверка исправленных текстов ( обмениваются карточками с соседом , сосед проверяет, исправляет ошибки, оценивает работу);
г) подведение итога.
5. 2-я станция « Зоологическая»
( Пятый слайд. « Станция Зоологическая»)
— Возьмите карточку № 2 « Станция Зоологическая»
Расселите животных по природным зонам, соединив стрелкой животное и зону обитания. Для удобства проверки соединяйте разными цветами. В этом вам поможет следующая таблица.
( На доске появляется следующая таблица)
арктические пустыни
тундра
зона лесов
степи
пустыни
субтропики
а) самостоятельная работа;
б) учащиеся , справившиеся раньше, разгадывают ребусы, за каждый разгаданный ребус получают ёщё один балл;
в) проверка самостоятельной работы.
( При проверке используются следующие шесть слайдов: с 6 — 11)
6-й : Арктика — кит, тюлень, тупик;
7-й : Тундра — лемминг, северный олень;
8 й : Зона лесов — рысь, глухарь;
9-й: Степи — кобылка, суслик;
10-й: Пустыни – корсак, ушастый ёж;
11-й: Субтропики – богомол, косуля, дельфин.
( Каждый учащийся самостоятельно проверяет и оценивает свою работу)
3-я станция « Ботаническая»
( Показ 12 слайда. « Станция Ботаническая»)
— Возьмите карточку № 3.
— Узнайте растение по описанию и на карточке запишите название.
1) Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах. ( Лишайники)
2) У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. (Дуб)
3) Это таёжное дерево, имеет негниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. ( Лиственница)
4) Высокое растение , достигает 35 метров в высоту, долгожитель – живёт до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками.
( Каштан)
Это травянистое растение с корнем « метёлочкой», узкими листьями и мягкими волосками. ( Ковыль)
У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких веток, похожи на вязальные спицы. ( Саксаул)
Это растение внесено в Красную книгу России, растёт и на территории нашего района, изображено на гербе Вейделевского района. ( Пион тонколистый)
а) самостоятельная работа;
б) каждый самостоятельно проверяет и оценивает свою работу по слайду.
( Показ 13 слайда: « Проверь себя»)
лишайники
дуб
лиственница
каштан
ковыль
саксаул
пион тонколистый
Работа по слайду « Пион тонколистый».
а) беседа;
— В какой природной зоне можно встретить это растение?
— Как вы думаете , а к какой природной зоне относится наш район?
— Кто из вас видел как весной распускаются воронцы? Давайте вместе вспомним и покажем как это происходит.
б) физкультминутка;
Нежный маленький бутон ,
Свёрнут туго-туго он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон пионом станет.
Узколистым, ярко-красны,
Светлым, нежным и прекрасным.
В нём терло наших сердец,
Он родной наш воронец.
в) чтение стихов и сочинений;
— Пион тонколистый или воронец растёт в заповедных природных зонах района и стал нашей гордостью и достопримечательностью. Наши местные поэты написали немало стихов об этих прекрасных цветах. Давайте послушаем стихотворение Р.И. Карагодиной «Воронцы», которое прочитает ….
( Показ 14 слайда « Воронцы» , ученик читает стихи)
— Воронцы – это и символ Вейделевского района, ведь они изображены на гербе нашего района. ( Показ 15 слайда : « Герб Вейделевскаго района»)
Послушайте стихотворение Аллы Анатольевны Кумейко « Герб» , которое прочитает Бут Антон.
— Хочется послушать отрывки из сочинения на тему : «Достопримечательности нашего района», в которых дети тоже описывают воронцы и делятся своими впечатлениями увиденного.
( Показ 15 слайда : « На природе» . Сочинения читают несколько учеников. После чтения сочинений учитель читает стихи-призыв о бережном отношении к воронцам со слайда)
4-я станция « Игровая».
— А сейчас мы отправимся на следующую станцию, которая называется «Игровая». ( Показ 16 слайда : « Станция Игровая»)
— Давайте поиграем в игру, которая называется « Узнай меня» или разгадывание загадок.
( Показ слайдов с 17 по 26 )
Я – птица, откладываю прямо на скалы. ( Кайра)
Хозяин Арктики . ( Белый медведь)
В гору бегом, с горы кувырком. ( Заяц)
Что за дерево стоит?
Ветра нет – оно дрожит.
(Осина)
Нос долог, голос тонок,
Кто его убьёт,
Тот свою кровь польёт.
( Комар)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
( Сова)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
( Лось)
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки.
( Берёза)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава.
( Мох)
Священный жук Древнего Египта.
( Жук-скарабей)
а) коллективное разгадывание загадок;
б) оценивается активность, каждый получает по 5 баллов.
5- я станция « Экологическая».
( Показ 27 слайда: « Станция Экологическая». На слайде изображён кроссворд. Чтобы разгадать ключевое слово, каждый вариант разгадывает одно слово по заданию).
….лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают.
…..земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ.
Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ……
Неумеренное …… приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли.
От вездеходов и тракторов в тундре нарушается…….
…… человека по отношению к природе привела к тому, что стали редкими жужелица кавказская, иглица колхидская, тис ягодный, они занесены в Красную книгу.
а) самостоятельная работа;
б) проверка полученного слова ( браконьерство)
( Показ 28 слайда. Разгаданный кроссворд.)
в)беседа:
— Как вы понимаете , что такое браконьерство?
Браконьерство – это добыча или уничтожение животных с нарушением правил охоты, рыболовства и других требований законодательства об охране животного мира. ( Охота без надлежащего разрешения, в запрещённых местах, в запрещённые сроки или запрещёнными орудиями и способами).
— К сожалению, из-за безответственности, бесхозяйственности, а порой из-за безразличия человека страдает окружающая нас природа. Нет ни одной природной зоны, в которой бы не возникли сложные экологические проблемы. Вы , ваши дети, внуки- будущее нашей страны и от того какими вы вырастите, зависит жизнь на всей планете. Давайте послушаем ваши мнения, когда вы писали сочинения на тему : « Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир». ( Читают свои сочинения Бут А. и Снаговский А.)
г) учащиеся дают себе самооценку как они относятся к природе;
д)чтение стихов:
1. Мы на планете вместе живём.
Эта планета – наш общий дом.
Быстрые реки и синее море,
Лес и поляны, и дальние горы.
Дом для зайчонка,
Дом для оленя,
Дом для дельфина,
Кита и тюленя.
Как Солнце на небе ,
У нас Земля одна.
Не торопитесь , люди,
Всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной страны родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
6 . Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет,
И каждого из нас!
( В это время идёт показ заключительного слайда)
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку, любя,
Берегите всех зверей в природе,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
10 Итог урока.
( Подводится итог урока, подсчитываются количество набранных баллов в течение урока, выставляются оценки, выявляются лучшие знатоки природы)