Конспект урока (техн. карта)
Учитель: Макарчик Елена Ивановна
Предмет: Окружающий мир, УМК «Перспектива»
Класс: 4 — В
МБОУ НОШ №29, г. Тула
Тип урока: открытие новых знаний
Технологическая карта изучения темы «По страницам летописи»
Путешествие по Реке времени ( (26 часов) | ||||||
Тема урока | По страницам летописи (1 час) | |||||
Основное содержание темы Термины и понятия | Знакомство жизнью древних славян. Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значение названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее, сравнивать их и находить общее и различное. Славяне, славянские племена. | |||||
Учебные цели
| Сформировать представление о жизни древних славян. Ввести новые исторические понятия Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (при работе с картой расселения славянских племён, ПРИ РАБОТЕ С ТЕСТОМ). Образовательные: — развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на изучение истории своей родины; — формировать умение использовать исторические понятия, находить языковые средства выразительности для составления устных ответов; — воспитывать бережное отношение к историческому наследию, воспитывать интерес и уважение к культуре своего народа. умение работать в паре.
| |||||
Планируемый результат | Формировать УУД: Личностные: — развивать умение выказывать своё отношение к историческим данным; — формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; — проявлять желание знакомиться с историческим прошлым своего народа; Метапредметные: Познавательные умения: общеучебные – использовать иллюстрации, карты, тексты для решения учебной задачи; — раскрыть понятия «славяне», «славянские племена», и использовать их в активном словаре; —обосновывать своё мнение; логические – осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков; уметь ставить и решать проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; — преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, составлять тексты – описания исторических событий, используя простой план; — понимать степень своей успешности при изучении темы; — делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные умения: — определять цель учебной деятельности и выполнять учебное действие в соответствии с целью; — определять план выполнения заданий на уроках и выполнять учебное задание, используя алгоритм; — определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом; — корректировать выполнение задания в соответствии с планом; — развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией; — оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные умения: — развивать умение слушать и понимать речь других; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе; — договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога; — формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога; — выразительно рассказывать составленный текст перед аудиторией; — оформлять свои мысли в устной форме; — использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные: — Работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию); — Рассказывать об исторических событиях, используя простой план; — Проводить исследование иллюстрации, оформлять результаты исследования в таблице; — Составлять рассказ на заданную тему, высказывать своё мнение. | |||||
Межпредметные связи | ИЗО — Тема «Декоративно-прикладное искусство русского народа». Литературное чтение — Тема «Древние рукописи», «Архаизмы». Музыка – Тема «Русские напевы» | |||||
Ресурсы:
| Основные: Информационный материал: учебник, ч. 2 с. 12-15 , Раб. тетр.: с.8-9 Дополнительные: Демонстрационный материал: «Река времени», историческая карта Европейской части России с обозначениями мест обитания древних славянских племен. Аудиозаписи: «Русские напевы» Детские книги: «Былины». Интерактивный материал: Карточки с учебными заданиями, тест, презентация о древних славянах, статья “Письменный источник древне-византийских путешественников”.
| |||||
Организация пространства | Работа, в парах, индивидуальная работа. | |||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: — актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
| Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует уточнение типа урока. Уточняет понимание и нужность работы. | — Подровнялись. Тихо сели. На соседа посмотрели. Дружелюбно улыбнулись. И ко мне все повернулись. — Я знаю, что вы ребята творческие, а творить всегда интересно. Даже если что-то сразу не получается, надо помнить: «С малой удачи начинается большой успех». Я вам желаю сегодня быть успешными!
| 1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение: — знаю, что буду делать; — понимаю, хочу делать или нет; — думаю, что могу сделать или нет. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
| |
II. Актуализация знаний 4-5мин. Цели: -Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания; -выявление затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося
| Участвуют в диалоге с учителем.
Участвуют в диалоге с учителем, формулируют вывод о значении истории | Организует подводящий к теме диалог.
Организует прослушивание аудиозаписи.
|
– Что изучает наука история? (жизнь наших предков) — Кого мы называем предками? Какие учёные помогают нам изучать историю нашего народа? (историки, археологи) — В чём заключается их работа? — Кто из древних людей помог современным учёным узнать о событиях далёкого прошлого? (Святой Нестор – монах Киевско-Печерского монастыря «Повесть временных лет») — А для чего люди изучают историю? (кто не знает прошлое, тот не ценит и настоящее) Вывод: — Исторические события и жизнь наших предков нас многому учат. Человечество старается не повторять тех ошибок, которые были в прошлом: войны, угнетение людей и народов; и стараются сохранить всё ценное, что было создано в прошлом. (Слайд 3) Слава нашей стороне!
| Свободное владение изученным ранее материалом. Умение работать самостоятельно, вести диалог с использованием ранее изученного материала.
| Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь самостоятельно формулировать вывод из сказанного на уроке. (Регулятивные УУД).
| |
III. Выявление места и причины затруднения, 2-3 мин.
Цели: — постановка учебной задачи; -зафиксировать, где возникло затруднение; причину затруднения; — формулирование проблемы; -планирование деятельности.
| Участвуют в подводящем к теме диалоге.
| Организует подводящий к теме диалог.
| — Знаете ли вы: своих предков?(бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, пра-пра-….) – Кто знает, как называли наших предков в древности? (Славяне) -Как они выглядели, чем занимались, как жили и где…? Это и будет проблема, которую мы будем решать на уроке.
| Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания (познавательные УУД). | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство), 5 -7 мин. Цели: — Подвести детей при помощи диалога к формулированию темы урока, планированию деятельности на уроке.
| Дети высказывают свои мнения
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока и намечают план работы на уроке.
|
Организует формулирование темы, цели урока; Организует составление плана работы на урок
Мотивирует на дальнейшую деятельность. |
— Что бы вы хотели узнать на уроке? (Как они назывались, как жили, чем занимались, как выглядели…) — А откуда учёные узнали об и жизни? (из летописи, по находкам). Дети высказывают свои мнения
—Итак, какова тема урока? О наших древних людях, живших на нашей земле — Что бы вы хотели узнать на уроке? Чему научиться? (Дети высказывают свои мнения) — Значит, нашей целью на уроке будет …что? (Узнать о жизни древних людей). (Слайд 4)
— Как мы построим наш урок? Составим план действий:
Составим рассказ о жизни древних людей. (Слайд 5)
1-2 мин — Физкультминутка | Умение дать определение понятию «иллюстрация», сравнить с определением в учебнике. Умение сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
| Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов, сравнение. (Познавательные УУД). Уметь определять и формулировать цель и задачи на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Проявлять желание знакомиться с художниками-иллюстраторами и их творчеством (Личностные УУД) | |
V. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут Цели: — обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке; — построение способа действий для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;
— уточнение общего характера нового знания и фиксация преодоления возникшего ранее затруднения.
| Работа по учебнику.
Работа со статьёй на индивидуальных карточках. Дети задают друг другу вопросы по статье.
Показ презентации учеником. Участвуют в диалоге.
Объясняют значения слов. | Организует диалог по статье.
Обращается внимание на сюжеты иллюстраций, орнамент, оформление обложек книг, на заставки и виньетки. Организует формулирование жанра, сюжета.
Организует составление плана работы над текстом.
Организует словарную работу. |
– Слово “славяне” означает – “люди, живущие у воды”. (Слайд 6)
— Что для себя открыли из этой статьи? — Что вас особенно заинтересовало или было непонятным. Вы узнали что-то новое о славянах? — Какие ваши предположения по содержанию текста подтвердились во время чтения? Проводится словарная работа, выясняется смысл непонятных слов. (Слайд 7) Ильменские славяне – жители у озера Ильмень Вятичи – основатель рода Вятко поляне – жители полей древляне – жили среди “дерев” дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болото – Значит, они жили у … (болот)
– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, а могли ли они постоять за себя и близких? Утро, пробуждается природа (Слайд 8) Первые рассветные лучи 6. Поселения славян. (Слайд 9-10) – Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? (Слайд 11) – Что такое племя? – Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. 7.Занятия славян. – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? – Ловили рыбу. – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев. – Объясните значения слов «собирательство», «бортничество», используйте иллюстрации (бортничество — сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. (Слайд 12-15) — Стр. 13 – занимались изготовлением посуды, орудий труда, украшений, одежды и обуви, строительством 8. Жилища славян – А теперь, ребята, узнаем, где же жили наши предки. (Слайд 16) – Ученым – археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот. – Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-чёрному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. (Слайд 17) – Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. (Слайд 17) – Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани) (Слайд 18) Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. – Женский народный костюм– это, прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами. – Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками. 9. Боги. – Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. – Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги. – Славян называют язычниками. Что такое язычество? (Слайд 19) – Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло) – Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. – По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле.( Слайд 20) Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья –Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром. – Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: Бог скота – Велес — Поклонение идолам, деревьям (Слайд 21-22)
10. Праздники древних славян. (Слайд 23) – Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. – Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. (Слайд 24-25). Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. – А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество. 11. Послушайте игру на народных инструментах (запись), (Слайд 26) 12. Отношения между племенами (стр.14)
| Самостоятельное чтение (слежение, слушание) в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения). Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли. Проверка своих предположений о содержании текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? какой информации оказалось недостаточно? и т.д. Соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение. Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
| Развивать умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные умения УУД).
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе (Коммуникативные умения УУД) . Договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД). Формулировать собственное мнение и позицию в рамках учебного диалога (Коммуникативные умения УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД). Выполнять учебное действие в соответствии с целью (Регулятивные умения УУД). Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные умения УУД). Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД). Корректировать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятивные умения УУД). Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом, иллюстрацией (Регулятивные умения УУД). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные умения УУД). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях (Познавательные умения УУД). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные умения УУД). | |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. – 4-5 минут Цель: проговаривание нового знания, фронтальная работа, работа в парах; комментирование, коррекция. Самоконтроль, самопроверка.
| Дети строят предложения по опорным словам. Рассказывают о славянах, используя простой план.
| Организует работу по развитию речи — составлению предложений по опорным словам. | Составление предложений по опорным словам. (Слайд 27)
Славяне Восточно – Европейская равнина Славянские племена Поселения славян Занятия славян Жилища славян Боги Язычество Праздники древних славян Народные инструменты Отношения между племенами | Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
| Развивать умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные умения УУД) Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе (Коммуникативные умения УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД). Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные УУД) . Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД). Корректировать выполнение задания в соответствии с планом (Регулятивные умения УУД). | |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут. Цель: — Фиксирование нового знания в устной речи; -формировать умение использовать информацию; -формирование умения составлять текст-описание.
| Дети выполняют работу (тест)
| Оказывает при необходимости индивидуальную помощь.
| Самостоятельная работа (тест)
– Вот так жили и трудились древние славяне. Чтобы узнать, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, ответим на вопросы этого небольшого теста. (Приложение 2) (слайд 28-29) – А теперь внизу листика выпишите все буквы с правильными ответами. Какое слово получилось? (славяне)
| Уметь работать самостоятельно. Выполнять учебное задание, используя алгоритм. Уметь пользоваться информацией, полученной на уроке. Уметь давать самооценку своей работе.
| Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). Выполнять учебное задание, используя алгоритм (Регулятивные УУД) Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом (Регулятивные умения УУД) Корректировать выполнение задания в соответствии с полученными знаниями (Регулятивные умения УУД) | |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение — 7-8 минут. Цель: выбор задания, в котором тренируется использование изученного материала. | Высказывают свои мнения о взаимоотношении братских народов Выполняют взаимооценку. | Стимулирует детей, организует их выступление. Организует участие в диалоге по обмену мнениями. | Проблемная ситуация: — Подумайте, современные русские, украинцы и белорусы являются потомками славян. Их так и называют: «Братские народы». — Какой бы вы совет дали этим народам в настоящей и будущей жизни? Чему их должна научить история? Обмен мнениями.
| Выполнять учебное задание, используя алгоритм. Выполнять взаимооценку учебного задания. Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
|
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные умения УУД)
Использовать речевые средства для представления результата деятельности (Коммуникативные умения УУД) | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели: — зафиксировать новое содержание урока; — осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности | Домашнее задание: изучить материал в учебнике — (ч. 2) с. 12-15 , выполнить задания в раб. тетради: с.8-9 (Слайд 30) -Какую задачу ставили на уроке? (Слайд 31) -Удалось решить поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что нужно сделать ещё? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем ещё надо поработать? – Что нового вы узнали на уроке, что вспомнили, чему удивились? Заполните лестницу своего успеха на уроке на карточке Домашнее задание: изучить материал в учебнике — (ч. 2) с. 12-15 , выполнить задания в раб. тетради: с.8-9 (Слайд 30)
| Уметь делать выводы и умозаключения. -Уметь анализировать свою работу -уметь оценивать свою деятельность на уроке
| Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |